Не только следователь Знаменский - Георгий Яковлевич Мартынюк

   Уже не увидать на Малой Бронной спектакля "Я не Раппопорт!" - какое действо дарили зрителю два героя сцены Лев Константинович Дуров и Георгий Яковлевич Мартынюк! Годы, здоровье,- кто мог подумать об этом.. Мартынюк умер за две недели до своего 74-летия; он лежал в гробу с спокойным лицом, бородкой - и среди прощавшихся вдруг пронеслось: "Последнего честного мента хороним!"

Не только следователь Знаменский - Георгий Яковлевич Мартынюк - фото 1   Георгий Яковлевич Мартынюк родился 3 марта 1940 года в Оренбурге. Детство Георгия Мартынюка прошло на Урале, в послевоенном Оренбурге. Гоша рос скромным, застенчивым парнишкой. Его сверстники целые дни проводили у речки, а он мог часами мог слушать круглый черный репродуктор, особенно когда передавали какие-нибудь драматические радиопостановки. Он слушал, и в его воображении разворачивались целые представления. А еще Гоша любил бывать на репетициях и спектаклях старшего брата (тот работал артистом в одном из театров Оренбурга). Это было так интересно, и Гоша мечтал, что когда-нибудь и сам выйдет на сцену.
Гоша учился в старших классах, когда однажды увидел объявление, что при городском Доме учителя организуется детский драматический кружок. Он и сам удивляется, как тогда у него хватило набраться смелости и придти записаться. А вскоре состоялся его дебют. Мальчик сыграл главную роль в спектакле «Когда цветет акация». Спектакль очень понравился зрителям, и Драматический театр стал даже предоставлять им в свободные дни свою сцену.
   Георгий всерьез «заболел» театром. После окончания школы он отправился в Москву поступать в ГИТИС. Родители были категорически против – хватит и одного артиста на семью. Но Георгий был так решительно настроен, что пришлось смириться.
   Конкурс был огромный - человек 200 на место. Но к своему удивлению Георгий поступил с первого раза. А затем началась студенческая жизнь: учеба, общежитие, нехватка денег. Студентами они бегали на «Мосфильм» в надежде получить хоть какую-нибудь маленькую роль. Но дальше массовки дело не доходило.
На последнем курсе Георгий Мартынюк много играл в учебных спектаклях. Один из них – «Проводы белых ночей», дипломный спектакль Петра Фоменко (он учился в ГИТИСе на режиссерском факультете) прогремел на всю Москву. Тогда в учебный театр трудно было попасть, спрашивали лишний билетик. Успехи начинающего актера привлекли к нему внимание его земляков. К Георгию приехал директор Оренбургского театра и пригласил работать к себе, обещая предоставить квартиру. Очень заманчиво! И Георгий уже было настроился после окончания института вернуться в родной город, но тут...
   Спектакль «Проводы белых ночей» ставился под патронажем руководителя Московского драмтеатра (ныне известного как Театр на Малой Бронной) А.А. Гончарова. Режиссеру приглянулся талантливый студент, и по окончании института в 1962 году он пригласил его в свою труппу. Георгий не стал долго выбирать между Москвой и Оренбургом. Актер проработал в театре до конца жизни и сыграл в нем более 60 ролей. Среди них — Епанчин в «Идиоте» Достоевского, Боровцев в «Пучине» Островского, Веничка Ерофеев в «Москве — Петушках», римлянин в «Матери Иисуса», Базарин в «Жидах города Питера» и Первый в «Счастливых днях несчастливого человека»...
   В начале своей театральной карьере Георгию Мартынюку довольно долгое время пришлось играть эпизодические роли. Не ладилось поначалу и с кино. Это, естественно, расстраивало молодого артиста. Счастье улыбнулось ему в 1963 году, когда Владимир Басов пригласил в свою картину «Тишина». Георгий Мартынюк вспоминает: «Это был мой первый фильм, и он прошел с огромным успехом - это было время «оттепели», в фильме многое касалось культа личности Сталина, поэтому фильм был успешным, удостоенным участия во многих фестивалях. Таким образом, даже не мечтая, первую большую роль я сыграл не в театре, а в кино».
Уже в следующем году Георгий Мартынюк снялся еще в одной картине Владимира Басова «Метель» - экранизации одноименной повести А.С. Пушкина, исполнив роль Бурмина. Среди других работ 60-х годов – роли в деревенской киноповести Григория Чухрая «Жили-были старик со старухой», драме Владимира Довганя «Гибель эскадры», киноповести «Щит и меч».

Не только следователь Знаменский - Георгий Яковлевич Мартынюк - фото 2Не только следователь Знаменский - Георгий Яковлевич Мартынюк - фото 3Не только следователь Знаменский - Георгий Яковлевич Мартынюк - фото 4Не только следователь Знаменский - Георгий Яковлевич Мартынюк - фото 5Не только следователь Знаменский - Георгий Яковлевич Мартынюк - фото 6   «Никогда не обижайтесь - да уж и некогда на меня обижаться! - но мне повезло поработать с двумя режиссерами-гигантами Фоменко и Басовым», - это слова из одного из последних интервью артиста осенью 2013 года.
   В 60-е годы произошли изменения в личной жизни актера. Он женился на молодой актрисе. Поскольку первая жена Георгия Мартынюка была москвичкой, то решился и квартирный вопрос. Некоторое время они с женой жили в коммунальной квартире, а со временем жилищные условия удалось улучшить.
   Со своей будущей второй женой Ниеле Георгий Мартынюк познакомился в больнице, где она работала врачом. Актер, шутя, говорит: «Она на всю жизнь нашла постоянного пациента, а я - домашнего врача». Вместе они уже почти три десятка лет.
Поворотным этапом в кинокарьере Георгия Мартынюка стал 1971 год. Режиссер Вячеслав Бровкин задумал снимать телевизионный спектакль «Следствие ведут Знатоки» о деятельности советской милиции. Главными действующими лицами должны были стать следователи Знаменский, Томин и Кибрит – из начальных букв их фамилий и складывалось: «Знатоки». Георгия Мартынюка Вячеслав Бровкин знал по Театру на Малой Бронной. Ему-то они и предложил роль Пал Палыча Знаменского. На роль Томина режиссер пригласил Леонида Каневского, а очаровательную Зиночку Кибрит сыграла актриса Театра-студии киноактера Эльза Леждей.
   Первая серия «Черный маклер» вызвала большой интерес у зрителей. В том же году были сняты серии «Ваше подлинное имя», «С поличным», «Повинную голову», в следующем – еще четыре серии... «Знатоки» задумывавшиеся, как телевизионный спектакль, превратились в настоящий телевизионный сериал.

Не только следователь Знаменский - Георгий Яковлевич Мартынюк - фото 7Не только следователь Знаменский - Георгий Яковлевич Мартынюк - фото 8Не только следователь Знаменский - Георгий Яковлевич Мартынюк - фото 9Не только следователь Знаменский - Георгий Яковлевич Мартынюк - фото 10Не только следователь Знаменский - Георгий Яковлевич Мартынюк - фото 11Не только следователь Знаменский - Георгий Яковлевич Мартынюк - фото 12Не только следователь Знаменский - Георгий Яковлевич Мартынюк - фото 13Не только следователь Знаменский - Георгий Яковлевич Мартынюк - фото 14Не только следователь Знаменский - Георгий Яковлевич Мартынюк - фото 15Не только следователь Знаменский - Георгий Яковлевич Мартынюк - фото 16
   С каждой серией росла и популярность сериала. В середине 70-х в период, когда по телевизору «Знатоки» вели очередное следствие, улицы буквально вымирали. Знаменитая троица следователей пользовалась невероятной народной любовью. Георгий Мартынюк вспоминает: «На меня обрушилась такая лавина славы, что даже по улице невозможно было пройти, чтобы не услышать: «Пал Палыч!». Мне кажется, люди и фамилии моей настоящей не знали, для них я был – Пал Палыч Знаменский».
В чем же была причина такого обожания? Просто люди увидели в «Знатоках» тот самый идеальный тип милиционера. Справедливые, обаятельные, смелые, интеллигентные.
   Для того, чтобы лучше вжиться в образы, «Знатоки» нередко приезжали в МУР, присутствовали на допросах, ездили на происшествия, бывали на обысках. Георгий Мартынюк вспоминает, как он однажды присутствовал на допросе: «Как всегда, заключенному, молодому парню, нас представили сотрудниками милиции. В какой-то момент следователь не выдержал и накричал на парня, несколько раз даже стукнул кулаком по столу. Заключенный неожиданно повернулся в мою сторону и сказал: «А вот следователь Знаменский с подследственными всегда разговаривает только вежливо».
   В 1981 году Георгию Мартынюку было присвоено звание Заслуженный артист РСФСР. Весь сериал снимался под жестким контролем МВД. Как говорится, никаких шагов ни вправо, ни влево. Из серии в серию «Знатоки» делали одно и то же, и актерам, естественно, это стало приедаться. «Мне порой было даже скучновато играть эту роль, - признается Георгий Мартынюк. - Там же в характерах ничего не развивалось». Актеры не раз обращались с предложениями внести какие-нибудь изменения в сюжет, например, добавить своим героям личную жизнь. Но, получая очередной сценарий, видели все то же самое: допросы, выезды, расследования, и актерам ничего не оставалось, как надевать свои привычные маски.
   Роль Знаменского принесла актеру не только всесоюзную славу и любовь, она практически закрыла Георгию Мартынюку двери в большое кино. Постарался и тогдашний министр Щелоков, договаривавшийся с телевизионным руководством, что "Знаменского" в отрицательных ролях не снимать!
   А в это время в театре Георгий Мартынюк играл самых разнообразных персонажей, нередко характерных и комедийных. За годы работы в театре он был занят в спектаклях: «Лулу» Ф. Ведекинда (Щиголих); «Метеор» Ф. Дюрренматта (Великий Мюггейм); «Если...» С. Алешина (Крылов); «За час до полуночи» (Эрих Гансен); «Гроссмейстерский балл» (Филипп); «Уйти, чтобы остаться» (Вадим); «Счастливые дни несчастливого человека» А. Арбузова (Первый); «Дон Жуан» Ж. -Б. Мольера (Пьеро); «Мать Иисуса» А. Володина (Римлянин); «Занавески» (Петр); «Отпуск по ранению» В. Кондратьева (Николай Егорович); «Москва - Петушки» В. Ерофеева (Веничка Ерофеев); «Солдатами не рождаются» К. Симонова (Захаров); «Золотая карета» Л. Леонова (Тимоха); «Варвары» М. Горького (Прибыткин); «Пучина» А. Н. Островского (Боровцев); «Леший» А. П. Чехова (Орловский); «Идиот» Ф. М. Достоевского (Епанчин); «Король, дама, валет» В. Набокова (Мен).
   Правда и в театре порой приходилось нелегко, - театралы ведь тоже смотрят телевизор, и у них нередко формируется стереотипное восприятие. Георгий Мартынюк вспоминает, как они с Леонидом Каневским играли в спектакле «Обвинительное заключение». Их персонажами были два зека. Естественно, когда открывался занавес, и зрители видели на нарах знаменитых Знаменского и Томина, то сначала их брала оторопь, а затем начинался всеобщий хохот. Бывало, из-за этого спектакль не могли начать минут пятнадцать
   Последняя серия «Знатоков» - «Мафия» - вышла на экраны в 1989 году. На этом кинокарьера Георгия Мартынюка надолго прервалась. Он вспоминает: «Время было абсолютно непонятное. И наша работа замерла. Кино не снимали, в театры тоже люди перестали ходить. Видимо, было не до этого. Часто на спектакле зрителей в зале было меньше, чем артистов на сцене. Отсюда и материальные проблемы. Как у всех в то время...»
   В эти трудные годы единственным утешением для Георгия Мартынюка оставался театр. Да, зрителей было мало, но что поделать, даже для одного зрителя надо играть с полной отдачей. Бывало, что актер подрабатывал в рекламе. Там платили намного больше, чем за творчество на сцене. Гримасы смутного времени...
   Когда в конце 90-х Георгия Мартынюка пригласила в свою картину «Тайны дворцовых переворотов» режиссер Светлана Дружинина, это стало для него приятной неожиданностью. Тем более что и персонаж достался актеру совершенно для него необычный - архиепископ Феофан Прокопович. Он признается, что эту роль тогда сыграл с большим удовольствием.
   А в 2000 году внезапно возникла идея воссоздания «Знатоков». Режиссером нового сериала выступил Владимир Хотиненко. На роли Знаменского и Томина пригласили все тех же Георгия Мартынюка и Леонида Каневского, а вот с Кибрит... Замечательная актриса Эльза Леждей к тому времени уже ушла из жизни. Решено было ввести в сериал нового следователя – Китаеву. Эту роль доверили Лидии Вележевой.
Новые серии «Знатоков» вышли, когда телеэкран был наводнен детективными сериалами. Тем не менее, поначалу зрители восприняли продолжение с восторгом. Видимо сказалась ностальгия. Сам Георгий Мартынюк вспоминает: «Это тот случай, когда войти в одну и ту же реку дважды было приятно. И волнительно! Но оказалось, что новые времена делают востребованным героя замечательно сыгранного актером Пороховщиковым!» В следующем году были сняты еще шесть фильмов, но они уже не вызвали большого интереса. Волна ностальгии прошла...
   "В те годы, когда снимали "Знатоков", мы были неразлучны с Леней Каневским. Мы же тогда в одном театре работали. Был еще Гриша Лямпе, замечательный артист, чудный. Я его обожал. И вот мы втроем ездили по стране, типа встречи со зрителями. В пик нашей популярности объездили всю страну и получали очень большие деньги. Иногда мы давали по три-четыре концерта в день. Это называлось халтуркой. Но на самом деле мы не халтурили, все честно делали. И мечтой всегда было сделать что-то просто на пару с Львом Дуровым - вот кто глыба.."
   Последней театральной работой Мартынюка стала роль в спектакле «Я не Раппапорт» в постановке Льва Дурова. Артист сыграл в нем консьержа Миджа.

 

 

 

Геннадий Орешкин

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить