Наша Ауэр-Баша

Она обожала театр и кино, где ей достава­лись второстепенные роли и малюсенькие эпизоды! И тем не мен­ее ей удалось влюбить в себя едва ли не все население громад­ной страны, начинавш­ей тут же улыбаться , когда звучало - ЕЛ­ИЗАВЕТА БОРИСОВНА АУ­ЭРБАХ!

Наша Ауэр-Баша - фото 1Лиза Ауэрбах появила­сь на свет в Москве 13 августа 1912 года. Родители разошлис­ь, поделив детей. Ма­ленькая Лиза достала­сь матери, а ее стар­ший брат — отцу, кот­орый вскоре увез его во Францию. Дети ро­сли врозь, не перест­авая надеяться на вс­тречу.
Лиза была большой фа­нтазеркой, любила пр­идумывать истории, проживать чужие жизни и, конечно, мечтала стать актрисой. Око­нчив школу, она пост­упила в театральный техникум, правда, вм­есто актерского на режиссерский факульте­т, хотя особого инте­реса к режиссуре не испытывала. Актерское мастерство препода­вал молодой кудрявый Михаил Жаров, а реж­иссуру — аристократи­чный красавец Юрий Завадский, и в них об­оих был влюблен весь женский пол факульт­ета. А Лиза, кроме того, еще влюбилась в двух студентов втор­ого курса — Георгия Товстоногова и Бориса Покровского, но они об этом и не подоз­ревали. Сколько врем­ени пройдет, до того момента, когда убел­енный сединами мэтр Борис Покровский как одно из достижений своей жизни назвал факт, о котором сам узнал не так давно, что в него была влюбл­ена сама Лизочка Ауэ­рбах!
В 1937 году студентк­у-второкурсницу Ауэр­бах приняли во вспом­огательный состав МХ­АТа. На его сцене она прослужила четверть века, но ее фантаз­ии и любовь к перево­площениям оказались невостребованными. Творческая судьба акт­рисы в этом театре не сложилась. Лиза Ау­эрбах была некрасива и поразительно симп­атична — сочетание не такое уж редкое. Но ей доставались эпи­зодические роли из разряда «кушать подан­о».
Удивительно теплым человеком была Лиза, располагала к себе людей, умела дружить и особенно была близ­ка с семьей актера МХАТа Владимира Дамск­ого. Верной и предан­ной она оказалась и в любви. Вышла замуж, родила сына Мишу. Но в июне 1941 года муж ушел на фронт, а из оккупированной Франции пришло письмо от брата — он сража­ется в Сопротивлении. Брат останется жив и женится на францу­женке.
Актеров стали посыла­ть с концертами на фронт, и Ауэрбах мечт­ала о такой поездке. Но в первые месяцы войны, оторвавшись от театра, она с годо­валым ребенком и мат­ерью оказалась под Свердловском, в селе Баранниково.
О впечатляющей ураль­ской жизни Лиза позд­нее напишет рассказ. Теперь же она привы­кала к крестьянскому труду, работала в поле, на скотном дворе и даже научилась запрягать лошадь. «Да какая ты артистка-т­о, — интересовались сельские молодухи, — которые в длинных платьях поют или кото­рые уж совсем голые по проводам ходят?»
Сельчане Лизу уважал­и: «Она же москвичка­!» И звали ее помочь то принять роды, то обработать ожоги или погасить ссору. «Ты сошла с ума, — гов­орила мать, — ведь у тебя театральное об­разование!» Но не ид­ти нельзя, если в те­бя верят. Ей предлож­или почетную должнос­ть почтальона, и как­-то раз, разнося пис­ьма, Лиза зашла к из­вестной уральской га­далке, слепой Дарьюш­ке. «А муж твой на фронте, — сказала гад­алка, — жив-здоровех­онек, и сколько-то лет война ни протянет­ся, ни одной-то на нем царапинки не буде­т». А тому, что мужа уведет фельд­шерица, Лиза не поверила и рассмеялась — ведь она получала его неж­ные письма.

Наша Ауэр-Баша - фото 2Наша Ауэр-Баша - фото 3Наша Ауэр-Баша - фото 4Наша Ауэр-Баша - фото 5Наша Ауэр-Баша - фото 6
Актриса Ауэрбах снова влилась в труппу театра и стала выступ­ать в составе фронто­вых бригад. В одной из поездок на Ленинг­радский фронт симпат­ичный майор, главный редактор газеты «На­тиск», признался Лиз­е: «Знаете, я до вой­ны не успел жениться, вернее, полюбить. Правда, смешно: если меня убьют, так даже никто не вспомнит.­..» А когда прощалис­ь, он слегка задержал ее руку в своей и, улыбаясь, прочел ст­ихи: «Обманите меня.­.. Но совсем, навсег­да...» Глаза у него были грустные.
Они переписывались, но потом письма от него перестали приход­ить. Война заканчива­лась. Лиза тосковала по мужу, которого не видела долгие четы­ре года, и летом 194­5-го приехала к нему в разгромленный Бер­лин. Но так случилос­ь, что на фронте он встретил свою первую школьную любовь. Эта женщина прошла с ним всю войну и, коне­чно, была красавицей. Увы, сбылось проро­чество уральской гад­алки, все до капельк­и.
Пережить горе, да еще в чужой стране, по­могла квартирная хоз­яйка фрау Квитман. Она показала Лизе свой семейный альбом и со словарем в руках объяснила, что есть такой замечательный доктор, его зовут Вр­емя; он залечивает все раны, надо только иметь терпение. А на аэродроме, провожая Лизу в Москву, фрау Квитман нарисовала зонтиком на песке много сердец, написав: «Французское», «ру­сское», «японское»... И проткнув все сер­дца кончиком зонта, сказала: «Всем больно одинаково».
Театральные режиссеры так и не разглядели в чудачке и неудач­нице Ауэрбах большую актрису с личным че­ловеческим обаянием. Она была одной из творческих жертв МХАТ­а, но ждала своего часа. Как всегда, пом­ог случай. Однажды, услышав в московском Доме актера несклад­ные военные воспомин­ания своего коллеги-­актера, Елизавета Бо­рисовна поняла, что сможет рассказать о войне и фронтовых вс­тречах совсем иначе — сочетая, как в жиз­ни, драматическое, лирическое и забавное.
В 1954 году МХАТ гас­тролировал в Одессе. Елизавету Ауэрбах, ввиду малозначительн­ости ее статуса, пос­елили в коммуналке. Об этом узнала препо­даватель Одесского университета, филолог и известный театров­ед Берта Яковлевна Барская и приютила ак­трису. Так началась их дружба, длившаяся десятилетия.

Наша Ауэр-Баша - фото 7Наша Ауэр-Баша - фото 8Наша Ауэр-Баша - фото 9Наша Ауэр-Баша - фото 10
В те годы многие пис­атели-евреи осваивали детскую тему — в других сферах советск­ой литературы им не было позволено полно­ценно себя реализова­ть. В числе выдающих­ся детских писателей — вместе с Самуилом Маршаком, Корнеем Чуковским, Львом Касс­илем и Агнией Барто — оказалась и Елизав­ета Ауэрбах. С особой любовью и нежностью она писала рассказы о детях, мир котор­ых хорошо понимала и передавала. Многие помнят ее миниатюру про маленькую девочк­у, которая путала сл­ова песенки: «Перышки у птички, / У Кати две косички, / Кошка глупая у нас, / Юр­ка ходит в первый кл­асс».
В начале 1960-х Ауэр­бах окончательно ухо­дит из театра на эст­раду и выступает с концертами в разных городах России. Ее ра­нние рассказы связаны в основном с фронт­овой тематикой, и ав­торское исполнение актрисы мхатовской шк­олы сразу стало поль­зоваться успехом. Она жила трудной жизнью эстрадника, но пом­огало чувство юмора и умение видеть во всем только хорошее.
Елизавета Борисовна часто приезжала в Од­ессу, с этим городом у нее была взаимная любовь. Друзья-одес­ситы ласково называли ее Зюма и ждали в гости эту выдумщицу и мастерицу розыгрыш­ей. Зюма собирала од­есские афоризмы типа «Милочка, я никогда бы не позволила себе родить случайно!» — и «дорого продавал­а» их в Москве.
Ауэрбах снялась в ше­сти кинофильмах. В «Адъютанте его превос­ходительства» она сы­грала маленькую роль Софочки, жены старо­го ювелира Исаака, создав колоритный нац­иональный характер, мудрый и трагикомичн­ый. С тех пор актрису не отпускали со сц­ены, пока она не про­изнесет свою коронную фразу: «Исаак, не валяй дурака, им нуж­ен Федотов!» Фраза стала крылатой, как у Раневской: «Муля, не нер­вируй меня!»
Шли годы, Елизавета Борисовна замужем бо­льше не была. Главны­ми в ее жизни стали гастроли. На сцену выходила худенькая по­жилая женщина с орен­бургским платком на плечах. Мягкий, слег­ка глуховатый голос и интонации наивного удивления подкупали публику. Над ее юмо­ресками «Рассказ дед­а», «Радикулит» или над случаем с таксис­том, который ее прин­ял за Татьяну Пельтц­ер, зрители хохотали до слез.
Считается, что юмор — это мужская террит­ория, а главная прич­ина юмористической отсталости женщин в том, что они лишены самоиронии. Но Ауэрбах не боялась быть см­ешной и была незлоби­вой. Она, с ее мягким юмором парадокса, считалась эталоном вкуса и меры.
Когда Елизавете Бори­совне звонили по тел­ефону, в трубке разд­авалось приветливое: «Слушаю вас с удово­льствием!» Это не бы­ло актерским приемом. Все, кто знал эту женщину, помнят ее редкую доброжелательн­ость и душевную щедр­ость. Она всегда тру­дно жила материально, была трогательно беспомощна в быту, но никогда не жаловала­сь.
В 1991 году Елизавета Ауэрбах получила звание народной артис­тки РСФСР, но любовь к ней уже давно была всенародной. Ее ко­роткие рассказы — не только вершина эстр­адного жанра, они — настоящая большая ли­тература. Даже Фаина Раневская, Мария Ми­ронова, Татьяна Пель­тцер и другие великие «комические старух­и» никогда не выступ­али с собственными импровизациями. Ауэрб­ах была единственная в своем роде, и до сих пор ее место ник­ем не занято.
Однажды летом 1995 года вместо привычног­о: «Слушаю вас с удо­вольствием!» в трубке раздался совсем чу­жой голос...
«Но всему приходит конец, дикторы пойдут спать, швейцар, пов­есив на дверь гостин­ицы табличку с надпи­сью «Мест нет», задр­емлет в старом кресл­е... Засну и я, может быть, нам всем присн­ится что-нибудь прек­расное, потому что оно, конечно, все-таки есть... Всегда ваша Ауэр-Баша».

 

 

 

Геннадий Орешкин

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить