Музей-заповедник «Царицыно»

Музей-заповедник «Царицыно» - фото 116 августа 2023 года. С 1 июля по 30 сентября 2023 года в Москве на пятнадцати площадках проходит летний фестиваль «Усадьбы Москвы», в которой принимает участие и Государственный музей-заповедник «Царицыно. Одна из идей проекта - познакомить жителей и гостей столицы с московскими усадьбами

Загородная усадьба, построенная по заказу Екатерины II, в которой она никогда не жила, - единственная резиденция российских императоров в неоготическом стиле. Теперь она доступна для всех. Ежегодно в исторический пейзажный парк приезжают около семи миллионов человек.
В 1775 году Екатерина II приехала в Москву на торжества по случаю окончания Русско-турецкой войны. Была отличная весенняя погода, поэтому императрица решила прогуляться по Коломенскому и его окрестностям. По пути она увидела и живописное имение с неблагозвучным названием Черная Грязь. Местность привела Екатерину II в восторг. Сделку совершили всего за неделю. В мае императрица выкупила имение и окрестные деревни, а в конце лета уже вышел указ о переименовании села Черная Грязь в Царицыно.

Музей-заповедник «Царицыно» - фото 2Музей-заповедник «Царицыно» - фото 3Музей-заповедник «Царицыно» - фото 4
Строительство новой резиденции было поручено придворному архитектору Василию Баженову. Выбор императрицы был не случаен: во время недавних торжеств на Ходынском поле она восхищалась «увеселительными павильонами» работы мастера. Каждый из них был аллегорией на отвоеванные у турок города. Екатерина II высоко оценила фантазийный подход архитектора и наняла для строительства Царицына именно его. По ее пожеланию дворцовые постройки тоже должны были быть «в мавританском вкусе» или «во вкусе готики». А рядом она пожелала разбить пейзажный парк со свободным расположением аллей, создающих эффект естественного ландшафта.
Царицынский ансамбль - яркий пример русской неоготической архитектуры. Выражение «во вкусе готики» в России XVIII века означало нечто за рамками европейских архитектурных норм. Готика Баженова (в переписке с императрицей он осторожно называл ее «нежной готикой») представляет собой талантливый сплав древнерусского зодчества и московского барокко с собственно готическими элементами. Для всех построек был использован красный кирпич, а для выразительного декора - белый камень. Крыши зданий были украшены желтой черепицей, которую впоследствии заменили металлом.

Музей-заповедник «Царицыно» - фото 5Музей-заповедник «Царицыно» - фото 6Музей-заповедник «Царицыно» - фото 7Музей-заповедник «Царицыно» - фото 8
Первые строительные сезоны прошли успешно, но затем начались проблемы с финансированием и стройматериалами. Баженов постоянно писал письма чиновникам и даже был вынужден брать кредиты на свое имя, чтобы расплачиваться с бригадами строителей. К 1782 году были закончены все три дворца, год спустя - большой кавалерский корпус, а через два года - кухонный корпус (хлебный дом)
3 июня 1785 года Екатерина II посетила Царицыно. Она бегло осмотрела несколько залов главного дворца и молча уехала. Через несколько дней императрица написала цесаревичу Павлу, что царицынский дворец «внутри должен быть изменен, ибо так в нем было бы невозможно жить». Помещения показались ей слишком тесными, лестницы - узкими, а будуары - темными.
Но поговаривали, что истинная причина недовольства Екатерины II крылась в том, что Баженов возвел два одинаковых здания, для нее и ее сына. Это оскорбило императрицу. По другой версии, она пришла в бешенство, увидев масонские знаки на постройках.
В 1796 году Баженов был внезапно отстранен от должности с сохранением годового жалованья. Дальнейшие работы в Царицыне Екатерина II поручила его ученику и помощнику Матвею Казакову. Начался второй этап строительства царицынского ансамбля, а точнее его мучительная перестройка. Императрица велела новому архитектору заменить здание главного дворца новым, более парадным и помпезным.
По замыслу Казакова, дворец состоял из двух корпусов с высокой центральной галереей. Перед ним раскинулась просторная площадь с пандусами - пришлось разобрать баженовский главный дворец до основания. В новом здании отчасти сохранились готические баженовские детали, но гораздо больше их добавилось от популярной в то время европейской архитектуры классицизма. Дворец был выполнен из красного и белого камня. Таким образом, сложился единый ансамбль, который по своему размаху уже был сопоставим с петербургскими резиденциями императрицы.
В 1796 году Екатерины II не стало, а новый император Павел I распорядился «в Царицыне никаких строений не производить». Незаконченная резиденция стала разрушаться и постепенно превратилась в руины.
В 2004 году музей-заповедник был передан в ведение города, а в сентябре 2005 года в Царицыне развернулись масштабные работы по восстановлению Большого дворца и реконструкции дворцового ансамбля и парка. Проект реконструкции был разработан в архитектурной мастерской №13 «Моспроект-2» (авторы проекта О.Е. Галаничева, Н.Г. Мухин) под руководством мэра Москвы Ю. М. Лужкова и руководителя «Моспроекта-2» М.М. Посохина. Однако реставрация вызвала острую полемику, которая длилась на всем протяжении реализации замысла. Критики проекта, среди которых были видные искусствоведы, реставраторы и архитекторы, отмечали, что новое строительство привело к искажению исторического облика Царицына.
Несмотря на критику, проект восстановления Большого Царицынского дворца в 2005–2007 годах осуществился полностью. И 2 сентября 2007 года, в День города Москвы, состоялось официальное открытие реконструированного дворцового комплекса, в том числе восстановленного Большого Царицынского дворца. Восстановленный дворцово-парковый ансамбль вызвал неподдельный интерес у москвичей; парк, сразу же ставший популярным местом прогулок.

Музей-заповедник «Царицыно» - фото 9Музей-заповедник «Царицыно» - фото 10

Музей-заповедник «Царицыно» - фото 11

Музей-заповедник «Царицыно» - фото 12
В 2008 году проекту реставрации и реконструкции царицынского ансамбля была присуждена Международная премия имени Бернхарда Реммерса «За выдающиеся заслуги в реставрации и сохранении памятников архитектуры». При этом специалисты, критиковавшие «фантазийную реставрацию» Царицына, с сожалением отмечали, что данный подход лежит в русле современных мировых тенденций в реставрационном деле.

Сергей Козлов

Все выпуски журнала «ЭкоГрад» в электронной версии читайте на pressa.ru,

Бумажные экземпляры спецвыпусков и книги В. Климова можно приобрести на OZON

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить