9 июня 2022 года в Московском Доме Художника (ул. Кузнецкий Мост, д. 11) открылась выставка «Храмовая монументальная живопись».
Монументальная живопись представляет собой художественную роспись зданий и прочих объектов архитектуры. Этот вид живописи является одним из древнейших видов искусства. Широкое распространение монументальная живопись получает в древнеримском искусстве, а впоследствии и в Византии. Русская монументальная живопись имела истоки в Х веке и находилась под сильным влиянием византийской традиции.
Храмовая монументальная живопись в Православии - одна из самых значительных областей церковного искусства. Представляя собой систему образов, монументальная живопись строго иерархична, подчинена церковным канонам и ориентирована на богослужение. Исторически сложились следующие виды монументальной живописи: фреска, мозаика, а секко, витраж.
Наиболее распространенной в настоящее время техникой храмовой монументальной живописи считается роспись храма. Роспись храма требует от живописца высокой квалификации.
Московскими художниками-монументалистами было оформлено больше количество православных храмов во многих уголках нашей огромной страны. Достаточно упомянуть огромный труд московских мастеров в оформлении восстановленного Храма Христа Спасителя в Москве. Кроме того, многие художники занимаются иконописью.
Церемония официального открытия выставки началась с молитвы. Христианство на Русь пришло из Византии. Хор «Схолион Псалтикис» исполнил церковные богослужебные песнопения в аутентичной византийской традиции.
Затем, с приветствиями к собравшимся обратились: председатель Комиссии по культуре и массовым коммуникациям Московской городской Думы Евгений Владимирович Герасимов; председатель Правления Московского Союза художников, Народный художник РФ, Академик Российской академии художеств, член Президиума РАХ Виктор Александрович Глухов; руководитель рабочей группы по архитектуре Общецерковного экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации, священник храма Всемилостивого Спаса в Митино протоиерей Андрей Юревич и другие.
Одновременно с выставкой открылся фестиваль духовной музыки «Видеть и слышать». Фестиваль и выставку объединяет одна идея - показать богатство и многообразие русской церковной культуры. Московский Синодальный Хор под управлением художественного руководителя и главного дирижера - заслуженного артиста Российской Федерации - Алексея Александровича Пузакова исполнил ряд хоровых духовных произведений.
На выставке «Храмовая монументальная живопись» представлены современные проекты храмового убранства, фото уже осуществленных работ и иконопись. Самая главная цель этой экспозиции - показать синтез всех компонентов литургического пространства православного храма, своеобразные иконографические и художественные решения, которые используют мастера монументального искусства.
Кураторы выставки художественный руководитель творческой мастерской «Царьград» Дмитрий Александрович Трофимов и кандидат искусствоведения, лауреат премии митрополита Макария, ведущий сотрудник РАХ, старший научный сотрудник ГТГ Самойлова Татьяна Евгеньевна. Организатор выставки - член-корреспондент РАХ, председатель Правления «Секции художников монументально-декоративного искусства» МСХ Екатерина Васильевна Бубнова.
На вопросы корреспондента: «Какие проблемы стоят сегодня перед художниками, создающими и реализующими проекты украшения православных храмов? Какие стилевые направления существуют в искусстве, создаваемом для церкви?», - Т.Е. Самойлова ответила: «В 1990-е годы было немало споров о том, каким путём должна воз-рождаться прерванная, как казалось, в советские годы традиция. Должна ли современная иконо¬пись точно воспроизводить классические образцы средневекового искусства или же творчески их пре¬образовывать? Что важнее в сакральном образе: религиозное чувство, идущее от личности художника, или его мастерство в передаче заданного образца? Имеет ли право на жизнь в храмовой декорации академический стиль живописи? Это были самые животрепещущие вопросы, которые решали для себя художники в непростой период первых экспериментов и накопления опыта религиозной жизни.
Начиная с 2000-х в России стали не только возрождать храмы, не¬когда пребывавшие в запустении, но и строить новые церкви и даже большие соборные храмы. Они нуждались и в наполнении иконами, и в установке иконостасов, и в стенописи. Многие художники, ранее занимавшиеся только иконописанием, начали пробовать свои силы в реализации масштабных проектов, в решении сложнейшей задачи достижения синтеза искусств. К сегодняшнему дню они накопили огромный опыт, воплотили в жизнь большое число интересных проектов. И сейчас нужно подвести итоги, критически осмыслить выявленные проблемы для того, чтобы более продуктивно и творчески двигаться дальше.
Цель выставки МСХ - раскрыть всю полноту развития церковного искусства на современном этапе, обращая внимание именно на творческую составляющую процесса. Важнейшая задача - не просто показать отдельно взятые работы, но продемонстрировать сложность и многогранность труда художника, проследить путь создания произведения - от зарождения идеи и формирования замысла до его воплощения в храмовом пространстве».
Выставка продолжит свою работу по 17 июня 2022 года.
Сергей Козлов
Все выпуски журнала «ЭкоГрад» в электронной версии читайте на pressa.ru,
Бумажные экземпляры спецвыпусков и книги В. Климова можно приобрести на OZON