Когда-то Московский Международный кинофестиваль гремел своей славой: перед началом за оградами собирались толпы фанатов, билетов на сеансы было не достать ни за какие деньги, а приглашенные звезды производили впечатление не только нарядами, но и своей популярностью. Что же случилось сейчас? Почему рейтинг ММКФ с каждым годом падает всё ниже, а высокомерие организаторов поднимается чуть не выше небес?
Раньше о таком большом событии, как очередной ММКФ знал каждый. Сегодня, если спросить прохожих или зевак, примостившихся на скамейках возле бывшего кинотеатра «Пушкинский», где проходит церемония торжественного открытия фестиваля, что там сегодня за мероприятие, то люди начинают с удивлением озираться и набирать справку в смартфонах. «Наверное, там представляют сегодня какой-то мюзикл», ответил мне самый сообразительный встречный. Этот вывод он разумно сделал из того, что кинотеатр «Пушкинский» давно уже преобразован в мюзикл-холл.
Действительно, странно, что торжественная церемония открытия кинофестиваля в последние годы состоится в мюзикл-холле. Такое чувство, что гости на ней вот-вот запоют. Увы, даже самые громкие песни не смогут привлечь к ним былого внимания. Нынешние зрители стали равнодушны, как к звездам, так и к ММКФ. Чем же обосновано такое равнодушие?
Куда ушли все громкие имена? И главное, куда делась толпа за оградами возле площадок кинофестиваля? Пройдясь мимо мюзикл-холла в момент торжественного открытия фестиваля, я не обнаружила там ни одного зрителя. Кроме приглашенных гостей, а именно так называемых звезд и их личной свиты, на церемонию никто не пришел. Как же так? Неужели люди охладели к великому искусству кино? А может, они охладели конкретно к ММКФ?
Помню, что этой же весной на кинофестиваль «8 женщин» искали дорогу многие поклонники режиссеров и актеров. А чем ММКФ хуже? Неужели для них не нашлось ни одного добровольного зрителя? И в чем же тут проблема: в том, что кино, представленное конкретно на ММКФ, стало зрителям неинтересно или в том, что организаторы проекта отпугнули зрителей оскорбляющим высокомерием? Наверное, они забыли, что даже великой звезде грош цена без внимания публики. А публику можно привлечь только вежливостью.
Если честно, то даже к прессе ММКФ проявил недопустимое и оскорбительное высокомерие. Что уж говорить о простых зрителях? Тех, раздавят, не глядя, пройдясь прямо по их трупам острыми звездными каблуками. Видимо, звезды забыли о том, что без публики им не для кого уже будет сиять, кроме пустых улиц за оградами перед «Пушкинским» и патрулей полиции, которые, конечно же, звезд от публики оградят. Наверное, придется еще заставить полицейских выкупать все билеты на сеансы, чтобы звезды не остались без зрителей.
С тех пор, как зрители привыкли к высокомерию ММКФ, кинотеатры заметно опустели. Публика перестала увлекаться кино и занялась полезными увлечениями, типа выезда на природу. Скажу по секрету, что пресса тоже осталась в стороне от ММКФ. Всё дело в волоките и невнимательности. Комиссия ММКФ оставила за собой оскорбительное право отказывать в аккредитации без объяснения причины. Саму заявку тоже рассмотреть не спешат, но если напомнить о себе звонком, то гарантированный отказ придет в течение десяти минут. При этом заявку оформить сложно, для аккредитации вначале требуют официальное письмо и фотографию, которую нужно подогнать под заданный размер, качество и формат. Такое чувство, что представители прессы вынуждены проходить отбор по лицу, как на кастинге. Не окажешься победительницей конкурса красоты, так тебя и на кинофестиваль не пропустят. А ведь журналист идет туда, чтобы написать статью, а не чтобы щеголять красотой или откровенным нарядом. К слову, последний ММКФ доказал, что неплохо бы ввести дресс-код. Немногим приятно видеть вываливающуюся из платья грудь знаменитости, как и практически летние платья в сезон теплых курток. Неужели отечественные звезды, как и порочный Голливуд, могут быть известны лишь кричащими нарядами? Лично я считаю, что подражание Голливуду это самое плохое, что появилось в нашем отечественном кинобизнесе. Российскому кино пора приобретать свое собственное лицо, а не оглядываться на то, что модно за океаном. Иначе интерес к российскому кино, как к самостоятельному творчеству, в итоге будет сведен совсем до нуля.
Натали Якобсон
Все выпуски журнала «ЭкоГрад» в электронной версии читайте на pressa.ru,
Бумажные экземпляры спецвыпусков и книги В. Климова можно приобрести на OZON