Маскарад жизни Арама Ильича Хачатуряна

..По неизвестной причине Сталину не понравились его усы..Те самые усы, которыми молодой Арам так гордился, полагая их похожими на усы вождя.. И проект его музыки в качестве гимна Советского Союза, который Иосиф Виссарионович после, что называется "слепых прослушиваний" требовал проиграть опять, - уступил "большевистской песне" Александрова, а переработанный стал гимном Армянской ССР..

Маскарад жизни Арама Ильича Хачатуряна - фото 1Арам Хачатурян родился в городе Тифлис (Тбилиси) в Грузии в армянской семье. Был четвёртым сыном в семье переплётчика Ильи (Егия) Хачатуряна и Кумаш Саркисовны. С детства любил музыку, в школьной капелле играл на фортепиано, горне и тубе, но родители не одобряли его увлечение, и серьёзно заняться музыкой он смог лишь в 19 лет.
В 1921 году 18-летний Хачатурян вместе с группой армянской молодёжи приехал в Москву, где уже давно жил и работал его старший брат, Сурен Хачатурян, театральный режиссёр. Он поступил на подготовительные курсы Московского университета и стал студентом биологического отделения физико-математического факультета; однако спустя год покинул университет и поступил в Гнесинское музыкальное училище, где обучался игре на виолончели и фортепиано, брал уроки композиции. Михаил Гнесин обратил внимание на одарённого ученика и помог ему. Окончил училище в 1929 году.
В эти же годы Хачатурян впервые в жизни оказался на симфоническом концерте и был потрясён музыкой Бетховена и Рахманинова. «Танец для скрипки и фортепиано» стал первой работой композитора.
«Как и все скрипачи, я горжусь тем, что первая серьёзная работа А. Хачатуряна, его „Танец", был написан для скрипки. Композитор чувствует скрипку, как настоящий мастер — виртуоз», — сказал Давид Ойстрах о Хачатуряне.
В 1926—1928 годах работал в Московском доме культуры Армении, где заведовал музыкальной частью 2-й армянской драматической студии под руководством Р. Н. Симонова.
В 1929 году Хачатурян поступил в Московскую консерваторию, где учился по классу композиции сначала у M. Ф. Гнесина, затем у Н. Я. Мясковского; его наставниками по инструментовке были Р. М. Глиэр и С. Н. Василенко. В 1934 году он с отличием окончил Консерваторию и следующие два года совершенствовался там же в аспирантуре у Н. Я. Мясковского. Ещё к студенческим годам относятся такие его произведения, как Песня-поэма для скрипки с фортепиано (1929), Сюита для альта и фортепиано (1929), прославленная виртуозная Токката для фортепиано (1932), трио для фортепиано, скрипки и кларнета (1932). Далее Хачатурян создал, ориентируясь на традиции русской школы, Первую симфонию (1934), концерты с оркестром для фортепиано (1936, скрипки (1940), виолончели (1946). А затем — в 1960- годы — для тех же солирующих инструментов написал новый триптих — концерты-рапсодии (для скрипки — 1961,для виолончели — 1963, для фортепиано — 1968). Наиболее исполняема его симфония — Вторая (1944) — «Симфония с колоколом». Третья симфония (1947) получила название «Симфонии-поэмы». Среди фортепианных сочинений А. Хачатуряна заметны Сонатина (1959), Соната (1961, изданы две редакции, а также Три пьесы (сюита) для двух фортепиано (1945). В последние годы жизни композитор написал три сольные сонаты для струнных инструментов: скрипки, альта и виолончели. В 1944 году он стал автором музыки Гимна Армянской ССР. В Московской консерватории имя Арама Хачатуряна занесено на мраморную доску лучших выпускников музыкального вуза.

Маскарад жизни Арама Ильича Хачатуряна - фото 2Маскарад жизни Арама Ильича Хачатуряна - фото 3Маскарад жизни Арама Ильича Хачатуряна - фото 4Маскарад жизни Арама Ильича Хачатуряна - фото 5Маскарад жизни Арама Ильича Хачатуряна - фото 6Маскарад жизни Арама Ильича Хачатуряна - фото 7Маскарад жизни Арама Ильича Хачатуряна - фото 8В годы Великой Отечественной войны Арам Хачатурян работал на Всесоюзном радио, писал патриотические песни и марши.
В 1939 году он сочинил первый армянский балет «Счастье». Но недостатки либретто балета вынудили переписать большую часть музыки. В результате вся партитура «Счастья», по образному выражению самого автора, была им «раскулачена»... Завершилось все созданием балета «Гаянэ», но было это уже в годы Великой Отечественной войны. Вот как вспоминает об этом периоде композитор: «Жил я в Перми на 5-м этаже в гостинице „Центральная". Когда я вспоминаю это время, я снова и снова думаю, как трудно тогда приходилось людям. Фронту требовались оружие, хлеб, махорка... А в искусстве — пище духовной, нуждались все — и фронт, и тыл. И мы — артисты и музыканты это понимали и отдавали все свои силы. Около 700 страниц партитуры „Гаянэ" я написал за полгода в холодной гостиничной комнатушке, где стояли пианино, табуретка, стол и кровать. Мне тем более это дорого, что „Гаянэ" — единственный балет на советскую тему, который не сходил со сцены четверть века...»
Премьера балета состоялась зимой — 3 декабря 1942 года в Кировском театре Ленинграда. В следующем году он был удостоен Сталинской премии первой степени, одной из самых высоких наград того времени в сфере культуры. «Танец с саблями» из «Гаяне» принёс композитору всемирную славу.
Сильнейшим потрясением для композитора стало Постановление Политбюро ЦК ВКП(б) Об опере «Великая дружба» В. Мурадели от 10 февраля 1948 г., в котором творчество А. Хачатуряна, наряду с творчеством С. Прокофьева и Д. Шостаковича, было отнесено к формалистическим проявлениям в искусстве. Композитор, по существу, замолк на много лет.
Балет «Спартак» стал величайшей работой Хачатуряна после войны. Партитура балета была завершена в 1954 году, а в декабре 1956 состоялась премьера. С этого времени «Спартак» прочно вошёл в репертуар балетных трупп и показывался на лучших сценах мира. Его ставили Л.Якобсон, И.Моисеев, Ю. Григорович, Е.Чанга и другие видные балетмейстеры.
Одновременно Хачатурян работал в театре и кино; он написал музыку более чем к 20 кинофильмам, в их числе «Зангезур», «Пепо», «Владимир Ильич Ленин», «Русский вопрос», «Секретная миссия», «У них есть Родина», «Адмирал Ушаков», «Джордано Бруно», «Отелло», «Сталинградская битва». В 30—50-х годах Хачатурян написал музыку к спектаклям «Макбет» в Малом театре (1955) и «Король Лир» в Театре им. Моссовета (1958); широко известна его музыка к спектаклю Театра им. Вахтангова «Маскарад», созданная в 1941 году.
С 1950 года Арам Хачатурян часто выступал как дирижёр, с огромным успехом гастролировал с авторскими концертами во многих городах СССР и за рубежом. С 1950 года он преподавал композицию в Московской консерватории и в Институте им. Гнесиных (с 1951 — профессор). В числе его учеников были, в частности, Андрей Эшпай, Ростислав Бойко, Алексей Рыбников, Микаэл Таривердиев, Марк Минков, Владимир Дашкевич, Кирилл Волков, Валерий Соколов, Эдгар Оганесян, Нобуа Терахара, Георг Пелецис, Анатоль Виеру, Рене Ээспере, Толиб-хон Шахиди. К "хачатуряновской школе" музыковеды справедливо причисляют виднейших композиторов Армении Арно Бабаджаняна , Александра Арутюняна, Эдварда Мирзояна. Формально они не учились у Хачатуряна, но он пристально следил за их творческими шагами, помогал и поддерживал советами.
Заместитель председателя Оргкомитета (1939—1948), с 1957 года — секретарь Союза композиторов СССР. Президент Советской ассоциации дружбы и культурного сотрудничества со странами Латинской Америки (с 1958). Член Советского комитета защиты мира (с 1962), академик Академии наук Арм. ССР.
Среди интерпретаторов его музыки — крупнейшие величины исполнительского искусства ХХ столетия: Д.Ойстрах, М.Ростропович, Я. Слободкин, Л.Оборин, Я.Флиер, В.Клайберн, Н.Шаховская, Н.Петров, М.Лимпани...
Похоронен в Пантеоне парка имени Комитаса столицы Армении Еревана.
..С лихого пера Михаила Веллера об Араме Ильиче Хачатуряне стало принято вспоминать из-за комичного конфуза с аудиенцией у Сальвадора Дали, когда гениальный художник нагишом скакал на палочке под "Танец с саблями" перед измученным ожиданием пожилым и , увы, нездоровым в тот момент композитором. Когда-то он вспоминал про свои эвакуационные мытарства "Жил я в Перми на 5-м этаже в гостинице «Центральная». Когда я вспоминаю это время, я снова и снова думаю, как трудно тогда приходилось людям. Фронту требовались оружие, хлеб, махорка... А в искусстве — пище духовной, нуждались все — и фронт, и тыл. И мы — артисты и музыканты это понимали и отдавали все свои силы. Около 700 страниц партитуры «Гаянэ» я написал за полгода в холодной гостиничной комнатушке, где стояли пианино, табуретка, стол и кровать. Мне тем более это дорого, что «Гаянэ» — единственный балет на советскую тему, который не сходил со сцены четверть века..." , - но никогда не упоминал, что тогда же очень сильно застудился в нетопленной комнате, последствия чего после 60 лет проявились целым букетом заболеваний. Он долго отказывался писать для театров, после того как его великий вальс в вахтанговской постановке "Маскарада" стал предвестником (как многие поспешили заявить, начала войны - премьера состоялась 21 июня 1941 года) - потом создал для Малого театра; Завадский уговорил буквально написать для постановки в Театре им Моссовета - премьерный «Король Лир» для Арма Хачатуряна закончился тем, что "скорая" отвезла его в больницу.. Ему было суждено прожить еще 20 лет - скончался 1 мая 1978 года , и об этом, хоть и умер величайший композитор, Герой Соцтруда, - объявили только в день похорон, чтобы не портить праздничные дни, - и эти два последних десятилетия были связаны неустанной борьбой с смертельными недугами..
Одним из преданных друзей и учеников и интерпретаторов его музыки был Мстислав Ростропович: именно он при встрече рассказал Дали о смерти композитора, которого тот обидел своим поступком.. И вдруг на глазах стареющего Дали навернулись слезы «Я почти всю жизнь слушаю его музыку, я всегда бывал на балете "Спартак", куда бы не приезжали с гастролями»

 

 

 

Геннадий Орешкин

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить