
Николай Олимпиевич Гриценко — скоморох и лицедей,а именно так этот выпускник музыкально-драматического рабфака порой величал себя!,- то есть актер в самом высоком и единственно правильном понимании этого слова.
По мнению его коллег по Театру имени Вахтангова, не было роли, которая не далась бы Гриценко — от высочайшей трагедии (князь Мышкин в «Идиоте», Федор Протасов в «Живом трупе») до искрометной комедии и даже гротеска (Мамаев в комедии «На всякого мудреца довольно простоты», Тарталья в «Принцессе Турандот»). Его способность перевоплощаться, меняться в соответствии с образом озадачивала даже самых близких. Однажды на спектакль «На золотом дне» пришла его матушка, в середине спектакля она заволновалась: «Где же Коля? Почему его нет?» Она не узнала на сцене родного сына! Судя по отзывам в прессе, на гастролях в Греции потрясенная публика так и не поверила, что потешного толстяка Тарталью, мечущегося Протасова и праведника Мышкина сыграл один и тот же актер. Казалось, Гриценко не вживался в роль, как это обычно делают актеры, начиная новую работу, а впускал внутрь себя другого человека. Этот человек начинал жить по собственным законам и разумению, а актер лишь транслировал его волю. И только после этого переселения Гриценко начинал лепить внешние черты своего героя. Владимир Этуш рассказывал, что Николай Олимпиевич поначалу использовал много грима и деталей костюма, но постепенно отказывался от всего, по его мнению, лишнего, оставляя главное. И при этом минимуме становился неузнаваемым!
Родился на станции Ясиноватой Бахмутского уезда Екатеринославской губернии Российской империи.
В 1926 году окончил семь классов начальной школы в Ясиноватой, в 1927—1931 учился на строительном факультете Днепропетровского политехникума железнодорожного транспорта (ныне Днепропетровский национальный университет железнодорожного транспорта). В 1931—1932 годах работал техником по зданиям 2-й дистанции НКПС на железнодорожной станции Мушкетово. В 1932—1934 году учился в музыкально-драматическом рабфаке и одновременно работал конструктором технического отдела металлургического завода «Сталь» (ныне Макеевский металлургический комбинат) НКТП в Макеевке.
В 1934—1935 годах учился в Киевском драматическом техникуме при Музыкально-драматическом институте им. Н. В. Лысенко (ныне Киевский национальный университет театра, кино и телевидения имени И. К. Карпенко-Карого), в 1935—1936 — в училище при МХАТе 2-м, в 1936—1937 — в театральной школе при Центральном театре Красной Армии, в 1937—1940 — в театральном училище имени Б. В. Щукина при Театре имени Е. Вахтангова (ныне — Театральный институт имени Бориса Щукина) в Москве.
В 1937—1941 и 1942—1979 годах — актер Театра имени Е. Вахтангова, где стал одним из ведуших мастеров сцены.
В 1941—1942 годах служил в РККА, учился на командирских курсах в Архангельске, демобилизован по болезни. И вот тут, похоже, начало страшного недуга, ставшего роковым; ведь Николай Олимпиевич пришел в военкомат сам - в понедельник 23 июня попросили потом, так он пришел 24,25, потом..потом - просто устроился на крыльце военкомата - и вот он не попал на фронт! позже великий актер в подпитиях плакал, рассказывая об этом.
..На спектакли Гриценко всегда приходил за четверть часа до начала, гримировался на скорую руку и... играл с блеском. Однажды главный режиссер театра Рубен Николаевич Симонов вспылил: велел любимому актеру, как и всем остальным, приходить загодя, гримироваться, настраиваться... Гриценко не посмел ослушаться, пришел за час до звонка, тщательно загримировался и — первый раз в жизни провалил спектакль. Видимо, тот человек — его герой, который еще до появления Гриценко в театре уже начал свою жизнь внутри актера — устал ждать, когда же поднимут занавес...
Москва, 1963 год. На сцене Вахтанговского театра идет культовый спектакль «Турандот» - в зале яблоку негде упасть. Здесь же и режиссер - Рубен Симонов. Он напряженно наблюдает за Николаем Гриценко, исполняющим роль Тартальи. Перед представлением Симонов попенял любимцу публики: «Николай, мы уже 10 спектаклей сыграли, а вы все один и тот же текст произносите. В «Турандот» нужно импровизировать!» И вот Гриценко вальяжно выходит на первый план: по сценарию, Тарталья знакомит всех артистов с залом. Показывает на юного Василия Ланового в облике принца Калафа и выдает:
Семен Михайлович Буденный...
Василь Семеныч Лановой...
Один рожден для жизни конной,
Другой для жизни половой!
Скандал был грандиозный. «Я запрещаю вам импровизировать, слышите?!» - орал красный от гнева Симонов на безмятежного Гриценко... «Мне кажется, что он сам иногда удивлялся, куда его выносило собственное подсознание», - со смехом вспоминал о великом партнере Лановой.
Настоящей семьей для Гриценко был театр. И смерть учителя и благодетеля Рубена Симонова оказалась настоящим ударом. «Жизнь кончилась!» - сказал он у гроба мастера. Видимо, имея в виду свою актерскую жизнь...
Ролей становилось все меньше, пил Николай все больше. Начал терять память. Мало кто знает, что на съемках «Семнадцати мгновений весны» во время сцены в поезде с Тихоновым - Штирлицем и Гриценко - генералом все купе было оклеено бумажками с текстом. Николай Олимпиевич просто читал с листа, что не помешало ему создать один из ярчайших образов в картине.
В конце жизни болезнь сосудов, усугубленная пристрастием к спиртному, практически разрушила его личность. Последняя жена Гриценко, бывшая вдвое моложе его, во время очередного нервного припадка вызвала «скорую». Так великий актер попал в психиатрическую больницу. Конец его был ужасен -, полуголодный артист украл из холодильника чужую еду. Больные избили его так жестоко, что вскоре Николай Олимпиевич скончался. Ему было 67 лет.
Увы, высочайшую оценку его театральных работ мы, сегодняшние, можем принять только на веру, но работы в кино, к счастью, доступны нам и сейчас: Алексей Александрович Каренин в «Анне Карениной» Александра Зархи, Вадим Рощин в экранизации романа Алексея Толстого «Хождение по мукам» Григория Рошаля, Николай Антонович Татаринов в «Двух капитанах» Владимира Венгерова, директор клуба в «Большой семье» Иосифа Хейфица, Сперанский в «Адъютанте его превосходительства» Евгения Ташкова, немецкий офицер в «Семнадцати мгновениях весны» Татьяны Лиозновой. Все эти роли сыграны с той высочайшей степенью убедительности, которая по силам только Богом избранным актерам.
Говорят, что 8 декабря 1979 года, в день смерти Гриценко, на сцене Вахтанговского театра появился белый голубь. В конце спектакля он вылетел к рампе, ничуть не боясь других актеров, и начал кланяться...
Геннадий Орешкин