Лицедей и скоморох Николай Гриценко

Николай Олимпиевич Гриценко — скоморох и лицедей,а именно так этот выпускник музыкально-драматического рабфака порой величал себя!,- то есть актер в самом высоком и единственно правильном понимании этого слова.

Лицедей и скоморох Николай Гриценко - фото 1По мнению его коллег по Театру имени Вахтангова, не было роли, которая не далась бы Гриценко — от высочайшей трагедии (князь Мышкин в «Идиоте», Федор Протасов в «Живом трупе») до искрометной комедии и даже гротеска (Мамаев в комедии «На всякого мудреца довольно простоты», Тарталья в «Принцессе Турандот»). Его способность перевоплощаться, меняться в соответствии с образом озадачивала даже самых близких. Однажды на спектакль «На золотом дне» пришла его матушка, в середине спектакля она заволновалась: «Где же Коля? Почему его нет?» Она не узнала на сцене родного сына! Судя по отзывам в прессе, на гастролях в Греции потрясенная публика так и не поверила, что потешного толстяка Тарталью, мечущегося Протасова и праведника Мышкина сыграл один и тот же актер. Казалось, Гриценко не вживался в роль, как это обычно делают актеры, начиная новую работу, а впускал внутрь себя другого человека. Этот человек начинал жить по собственным законам и разумению, а актер лишь транслировал его волю. И только после этого переселения Гриценко начинал лепить внешние черты своего героя. Владимир Этуш рассказывал, что Николай Олимпиевич поначалу использовал много грима и деталей костюма, но постепенно отказывался от всего, по его мнению, лишнего, оставляя главное. И при этом минимуме становился неузнаваемым!
Родился на станции Ясиноватой Бахмутского уезда Екатеринославской губернии Российской империи.

В 1926 году окончил семь классов начальной школы в Ясиноватой, в 1927—1931 учился на строительном факультете Днепропетровского политехникума железнодорожного транспорта (ныне Днепропетровский национальный университет железнодорожного транспорта). В 1931—1932 годах работал техником по зданиям 2-й дистанции НКПС на железнодорожной станции Мушкетово. В 1932—1934 году учился в музыкально-драматическом рабфаке и одновременно работал конструктором технического отдела металлургического завода «Сталь» (ныне Макеевский металлургический комбинат) НКТП в Макеевке.

В 1934—1935 годах учился в Киевском драматическом техникуме при Музыкально-драматическом институте им. Н. В. Лысенко (ныне Киевский национальный университет театра, кино и телевидения имени И. К. Карпенко-Карого), в 1935—1936 — в училище при МХАТе 2-м, в 1936—1937 — в театральной школе при Центральном театре Красной Армии, в 1937—1940 — в театральном училище имени Б. В. Щукина при Театре имени Е. Вахтангова (ныне — Театральный институт имени Бориса Щукина) в Москве.
В 1937—1941 и 1942—1979 годах — актер Театра имени Е. Вахтангова, где стал одним из ведуших мастеров сцены.

Лицедей и скоморох Николай Гриценко - фото 2Лицедей и скоморох Николай Гриценко - фото 3Лицедей и скоморох Николай Гриценко - фото 4Лицедей и скоморох Николай Гриценко - фото 5Лицедей и скоморох Николай Гриценко - фото 6Лицедей и скоморох Николай Гриценко - фото 7Лицедей и скоморох Николай Гриценко - фото 8
В 1941—1942 годах служил в РККА, учился на командирских курсах в Архангельске, демобилизован по болезни. И вот тут, похоже, начало страшного недуга, ставшего роковым; ведь Николай Олимпиевич пришел в военкомат сам - в понедельник 23 июня попросили потом, так он пришел 24,25, потом..потом - просто устроился на крыльце военкомата - и вот он не попал на фронт! позже великий актер в подпитиях плакал, рассказывая об этом.
..На спектакли Гриценко всегда приходил за четверть часа до начала, гримировался на скорую руку и... играл с блеском. Однажды главный режиссер театра Рубен Николаевич Симонов вспылил: велел любимому актеру, как и всем остальным, приходить загодя, гримироваться, настраиваться... Гриценко не посмел ослушаться, пришел за час до звонка, тщательно загримировался и — первый раз в жизни провалил спектакль. Видимо, тот человек — его герой, который еще до появления Гриценко в театре уже начал свою жизнь внутри актера — устал ждать, когда же поднимут занавес...
Москва, 1963 год. На сцене Вахтанговского театра идет культовый спектакль «Турандот» - в зале яблоку негде упасть. Здесь же и режиссер - Рубен Симонов. Он напряженно наблюдает за Николаем Гриценко, исполняющим роль Тартальи. Перед представлением Симонов попенял любимцу публики: «Николай, мы уже 10 спектаклей сыграли, а вы все один и тот же текст произносите. В «Турандот» нужно импровизировать!» И вот Гриценко вальяжно выходит на первый план: по сценарию, Тарталья знакомит всех артистов с залом. Показывает на юного Василия Ланового в облике принца Калафа и выдает:
Семен Михайлович Буденный...
Василь Семеныч Лановой...
Один рожден для жизни конной,
Другой для жизни половой!
Скандал был грандиозный. «Я запрещаю вам импровизировать, слышите?!» - орал красный от гнева Симонов на безмятежного Гриценко... «Мне кажется, что он сам иногда удивлялся, куда его выносило собственное подсознание», - со смехом вспоминал о великом партнере Лановой.
Настоящей семьей для Гриценко был театр. И смерть учителя и благодетеля Рубена Симонова оказалась настоящим ударом. «Жизнь кончилась!» - сказал он у гроба мастера. Видимо, имея в виду свою актерскую жизнь...
Ролей становилось все меньше, пил Николай все больше. Начал терять память. Мало кто знает, что на съемках «Семнадцати мгновений весны» во время сцены в поезде с Тихоновым - Штирлицем и Гриценко - генералом все купе было оклеено бумажками с текстом. Николай Олимпиевич просто читал с листа, что не помешало ему создать один из ярчайших образов в картине.
В конце жизни болезнь сосудов, усугубленная пристрастием к спиртному, практически разрушила его личность. Последняя жена Гриценко, бывшая вдвое моложе его, во время очередного нервного припадка вызвала «скорую». Так великий актер попал в психиатрическую больницу. Конец его был ужасен -, полуголодный артист украл из холодильника чужую еду. Больные избили его так жестоко, что вскоре Николай Олимпиевич скончался. Ему было 67 лет.

Лицедей и скоморох Николай Гриценко - фото 9Лицедей и скоморох Николай Гриценко - фото 10Лицедей и скоморох Николай Гриценко - фото 11Лицедей и скоморох Николай Гриценко - фото 12Лицедей и скоморох Николай Гриценко - фото 13Лицедей и скоморох Николай Гриценко - фото 14Лицедей и скоморох Николай Гриценко - фото 15
Увы, высочайшую оценку его театральных работ мы, сегодняшние, можем принять только на веру, но работы в кино, к счастью, доступны нам и сейчас: Алексей Александрович Каренин в «Анне Карениной» Александра Зархи, Вадим Рощин в экранизации романа Алексея Толстого «Хождение по мукам» Григория Рошаля, Николай Антонович Татаринов в «Двух капитанах» Владимира Венгерова, директор клуба в «Большой семье» Иосифа Хейфица, Сперанский в «Адъютанте его превосходительства» Евгения Ташкова, немецкий офицер в «Семнадцати мгновениях весны» Татьяны Лиозновой. Все эти роли сыграны с той высочайшей степенью убедительности, которая по силам только Богом избранным актерам.
Говорят, что 8 декабря 1979 года, в день смерти Гриценко, на сцене Вахтанговского театра появился белый голубь. В конце спектакля он вылетел к рампе, ничуть не боясь других актеров, и начал кланяться...

 

 

 

Геннадий Орешкин

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить