Loading...

Композитор Генри Манчини

Генри Манчини — рекордсмен. Написать музыку к 500 фильмам и телесериалам — это грандиозная работа (перечислять 500 кинофильмов я, конечно же, не буду)

Genry Получить 4 премии «Оскар», 2 номинации на «Эмми» и 20 призов «Грэмми» (72 номинации!) — это грандиозный успех. Он получил премию "За жизненный вклад" - и не мог сам перечислить всех своих наград (зато отлично помнил состояние счёта!).
Генри Манчини родился 16 апреля 1924 года в США (умер там же 14 июня 1994 года). Родители его — эмигранты из Италии. Отец был рабочий-сталелитейщик, ребенка отправил учиться играть на флейте-пикколо (игра на фортепиано — уже позже). Дело происходило в Кливленде, в районе под названием «Маленькая Италия». И отец Квинто, и сын Генри часто вместе выступали в эмигрантском оркестрике «Сыновья Италии». Не удивительно, что, окончив одно учебное заведение, Генри Манчини поступил в другое — высшую Джульярдскую школу в Нью-Йорке. Но шла война, и через год он был призван в армию. Участвовал в освобождении концлагеря в южной Германии.
После Второй мировой войны Генри Манчини продолжил обучение, а также работал с оркестром Гленна Миллера, который остался без своего руководителя (сам Миллер трагически погиб). Кстати, первая награда, первый Оскар — как раз за фильм «История Гленна Миллера». Как и многие другие композиторы, Генри Манчини был пионером по включению в киномузыку джазовых элементов. Так что его одновременно относят и к джазовым музыкантам. Так же как Нино Рота проработал всю жизнь с Федерико Феллини, так и Манчини создал длительный творческий союз со знаменитым американским кинорежиссером Блэйком Эдвардсом. В этом союзе и родилась музыка к таким фильмам, как «Завтрак у Тиффани», циклам и сериалам «Розовая пантера», «Поющие в терновнике», «Питер Ганн» и другим.
Например, главная тема фильма «Большие гонки» (а успех ее был даже больше самой комедии! она звучала помимо, была неоднократно переработана, наконец, Фрэнк Синатра сделал песню!) интонационно близка к старым английским песням, что очень подходит к атмосфере начала 20 века, в которой происходят события. В романтическом детективе «Шарада» героиня Одри Хепберн — переводчица в ЮНЕСКО в Париже — узнает, что муж убит, но одновременно исчезают и деньги. Главная тема фильма — «типичный парижский» вальс, но он звучит на фоне нервных ударных, что создает нужный эффект внешней безмятежности и внутренней тревоги. Но есть приемы интереснее. Например, такова тема «Baby Elephant Walk» из фильма «Hatari!» Фильм о ловле диких зверей для зоопарков, смешанный жанр, который требовал разного подхода. Вот и пошли слонята в стиле буги-вуги в несколько комичном параде. А к ним добавились «локомотивные» звуки. Последние получались тоже необычным образом. Каллиопа — это такой странный инструмент, паровой орган, который использует локомотивные или пароходные гудки. Звук этого инструмента накладывается на буги-вуги. И вот уже неуверенно бредут зверята, тут же «трубные гласы», которые могут ассоциироваться и со звуками, которые могут издавать сами слоны, а возможно, и ассоциация с изначальной сюжетной линией — охотой для зоопарков. Любопытно построена тема из сериала «Розовая пантера». Лад, в котором она написана, не вполне привычен. Такой лад характерен для некоторых районов Восточной Европы и совсем правильно называется «венгерским» или «цыганским». Возможно, благодаря этому тема стала одной из самых популярных в мире. Музыка к сериалу «Питер Ганн» — тоже джазовая, с легким ритмом рок-н-ролла. Любопытно, что музыка к обычному детективному сериалу вошла в число записей Библиотеки Конгресса США как имеющая «культурное, историческое и эстетическое значение». Само собой, получила в свое время и высшую музыкальную награду — Грэмми. Три вышеперечисленных примера относятся к джазовым темам. Но и лирика, и джазовые мотивы — далеко не полная палитра всех возможных выразительных средств.

Genry1Genry2Genry3Genry4Genry5Genry6
Не менее занятна и музыка к фильму «Попугай» («The Night Visitor»). Жанр психологического триллера требовал особого подхода, и здесь тоже не обошлось без выдумки. Состав оркестра оказался крайне необычен: вместо традиционного оркестра в партитуре значатся синтезатор, 12 духовых, орган, два фортепиано, два клавесина, причем один из клавесинов по требованию и замыслу композитора нужно настраивать на четверть тона ниже. «Расстроенный» клавесин в паре с «правильным» и прочим необычным составом и является «звуковым символом» расстроенной психики. Талант, очень высокая работоспособность, умение с большой выдумкой подходить к решению самых разных задач — все эти качества, видимо, и послужили причинами столь успешной творческой карьеры Генри Манчини. Кстати, все дети Генри Манчини так или иначе связаны с музыкой. Любопытно, что его дочь — Моника Манчини — уже дважды номинировалась на Грэмми.
Манчини записал более 90 альбомов в стилях: от биг-бэнда и лёгкой классики до поп-музыки. Восемь из этих альбомов были удостоены золота Ассоциации звукозаписывающей индустрии Америки. У Генри был 20-летний контракт с RCA Records, в результате чего 60 коммерческих альбомов сделали его имя нарицательным среди слушателей.
Он дирижировал почти всеми ведущими симфоническими оркестрами мира, включая Лондонский симфонический оркестр, Израильский филармонический оркестр, Boston Pops, Лос-Анджелесский филармонический оркестр и Королевский филармонический оркестр. Одним из его любимых был оркестр Миннесоты, с которым он дебютировал в «Поющие в терновнике» в июне 1983 года. Генри Манчини участвовал в 1966, 1980 и 1984 годов в групповых выступлениях для британской королевской семьи.
В конце 80-х годов он узнал про страшный диагноз - рак поджелудочной железы. И тут же принял предложение телеканала CBS принять участие как актер в ситкоме "Кафе "Багдад" (по мотивам известного фильма немецкого режиссёра Перси Адлона "Out of Rosenheim") с Вупи Голдберг и Джин Стэнплтон в главных ролях (последняя назвала Манчини чрезвычайно невозможным женоненавистником), - телеканал из-за низких рейтингов вынужден был остановить проект после 15 серии.. Генри Манчини резюмировал "Мне не повезло вторично!"
13 апреля 2004 года Почтовая служба Соединенных Штатов выпустила в честь Манчини 37-центовую памятную марку. Даже почти через 15 лет после кончины маэстро появились фильмы с его музыкой!
"Хороший ли я композитор? Неплохой, судя по результатам.. Не из первой сотни, конечно; хотя как посмотреть - за 50 лет занятий музыкой я именно ей занимался примерно 26 000 000 минут! Посчитайте, и решите сами!"

 

 

 

Геннадий Орешкин

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить