Клара Лучко родилась 1 июля 1925 года в поселке Чутово Полтавской области. Отец — Степан Григорьевич, председатель совхоза в селе Яковцы. Сам был родом из села Лучки, откуда и происходит фамилия: Лучко. Мать — Анна Ивановна, председатель колхоза, работала в районе неподалеку от села, где жила семья. О своих родителях Клара Лучко вспоминала как о людях трудолюбивых и ответственных. При этом, отмечала она, у ее мамы был прекрасный голос, она участвовала в самодеятельности, а еще раньше ей довелось спеть в церковном хоре с самим Иваном Козловским. В ранние годы Клара не мечтала об актерской карьере. Она тогда не считалась красавицей, имела прозвище Жирафа за нескладную фигуру и высокий рост. До седьмого класса училась в украинской школе в Полтаве. После начала Великой Отечественной войны семья эвакуировалась в Казахстан, и десятый класс Клара закончила в городе Джамбул (ныне — Тараз). В 1943 году, после окончания школы, Клара неожиданно для матери приняла решение поступить во ВГИК, находившийся в то время в Алма-Ате в эвакуации. На её решение повлияла случайно попавшая в руки газета с объявлением о наборе студентов на первый курс. Хотя на приемных испытаниях растерялась и не смогла прочесть обязательный набор произведений, но ситуацию спас возглавлявший приёмную комиссию знаменитый педагог Б.В. Бибиков. Он попросил Клару сыграть необычный этюд «с тонущей подругой». Она справилась с заданием так убедительно, что была зачислена на первый курс. Окончила ВГИК в 1948 году, мастерская С.А. Герасимова и Т.Ф. Макаровой. Дипломным спектаклем Лучко стала «Молодая гвардия» А.А. Фадеева, в котором она сыграла Ульяну Громову. Оценку «отлично» поставил ей сам Сергей Герасимов, который в том же году взялся за постановку художественного фильма по этому же произведению. Клара Лучко в молодости В кино дебютировала на четвёртом курсе ВГИКа в фильме «Три встречи» - исполнила роль геолога Бэлы. В картине Герасимова «Молодая гвардия» ей досталась эпизодическая роль — тётушки Марины. Как затем рассказывала Лучко, она считала несправедливым, что Герасимов дал ей такую роль, когда сам же высоко оценил ее работу в одноименном спектакле. Клара Лучко даже всерьёз задумывалась об уходе из кино. Но удача пришла с другой стороны: её заметил и пригласил сниматься режиссёр Иван Пырьев. Работая над ролью Даши Шелест в картине «Кубанские казаки» 1949 года, Клара Лучко воспряла духом. Работа над этим характером раскрыла актрисе творческую привлекательность киноискусства и дала стимул к дальнейшим поискам. После «Кубанских казаков» Лучко узнала вся страна. За участие в ленте она получила Сталинскую премию второй степени. Клара Лучко в фильме "Кубанские казаки" После «Кубанских казаков» Клара Лучко стала очень востребованной в кино. Ее стали приглашать самые крупные советские режиссёры: Сергей Герасимов, Всеволод Пудовкин, Иосиф Хейфиц, другие. В 1955 году режиссёр Ян Фрид ее на главную роль в картину «Двенадцатая ночь» по одноименной комедии Уильяма Шекспира. Ей предстояло сыграть сразу три роли — Виолу, её брата-близнеца Себастьяна и Цезарио. Перед Лучко стояла непростая задача, ведь у всего мира в памяти ещё была «Двенадцатая ночь» с великой Вивьен Ли. Но она справилась. После окончания съёмок Клара Лучко вместе с картиной отправилась на Эдинбургский фестиваль - на родину Шекспира. И там её ждал огромный успех. Картина получила великолепные рецензии, а в первую очередь отмечалась игра Клары Лучко. Спустя 45 лет, в 2000 году в Кембридже определялись лучшие актрисы тысячелетия. И выбор пал на Клару Лучко, которой прислали сертификат «Женщина тысячелетия», где было написано: «Отнеситесь серьёзно, потому что следующее награждение состоится лишь через 1000 лет». Клара Лучко в фильме "Двенадцатая ночь" В 1957 году она сыграла сложную драматическую роль в киноповести Адольфа Бергункера «Рядом с нами». Затем актриса появилась в характерной роли певицы кабаре в историко-приключенческом фильме Владимира Саблина «Красные листья». Далее снялась в картине Алексея Сахарова и Эльдара Шенгелая «Снежная сказка», фильмах Николая Розанцева «В твоих руках жизнь» и «Государственный преступник», военном киноромане Станислава Ростоцкого «На семи ветрах». Кларе Лучко предлагали роль Анны Сергеевны — «соблазнительницы» в комедии «Бриллиантовая рука», но она отказалась от этой, по её мнению, не подходящей для неё негероической и несолидной роли «девки в купальнике». За годы творческой жизни Клара Степановна снялась во многих фильмах, ставших классикой советского кино. В активе актрисы, кроме выше упомянутых, роли в фильмах «Опекун» (1970), «Мы, нижеподписавшиеся» (1980), «Бедная Маша» (1981), «Карнавал» (1981), «Ларец Марии Медичи» (1981), «Тревожное воскресенье» (1983) и многих других. Оглушительный успех сопутствовал фильму режиссера Александра Бланка «Цыган» по одноимённому роману Анатолия Калинина, в котором она исполнила одну из главных ролей - Клавдию Петровну Пухлякову. Клара Лучко в фильме "Цыган" Популярность «Цыгана» была настолько велика, что в 1985 году было снято продолжение «Возвращение Будулая», которое также стало триумфальным. Исполнителям главных ролей Кларе Лучко и Михаю Волонтиру было присвоено звание Народный артист СССР. Незадолго до смерти снялась в фильме Юлия Гусмана «Парк советского периода» - своеобразном ремейке «Кубанских казаков». Однако свою роль озвучить не успела. «Другая актриса не будет озвучивать роль Лучко. Сейчас технически возможно сделать так, чтобы в фильме прозвучал голос именно этой великой актрисы», - заявил Гусман. «Я не сыграла многого из того, что хотела бы сыграть. У меня не было ни мужа-кинорежиссёра, не было никакой протекции в кино», - говорила Клара Лучко. Кроме актёрской работы Клара Лучко работала в Университете культуры, Комитете советских женщин, Правлении общества «СССР — Австралия», актёрской секции Союза работников кинематографии СССР. Она неоднократно представляла советское киноискусство на фестивалях, в творческих поездках побывала во многих странах мира, встречалась со всемирно известными людьми - премьер-министром Индии Джавахарлалом Неру, художником Пабло Пикассо, певцом Полем Робсоном. Часто встречалась со зрителями. Была членом Союза кинематографистов СССР. Постоянно участвовала во многих культурно-просветительских акциях и кинофестивалях. В 1990-е годы вела программу «Фильмы нашей памяти» на Первом канале, затем программу «Кумиры кино» на АСТ. В 2002 году выпустила книгу «Виновата ли я...» (по сценарию одноимённого фильма, поставленному десять лет назад в 1992 году). В начале 2005 года выпустила календарь, рассчитанный на три года вперёд, со своими фотографиями в кино. Клара Лучко умерла утром 26 марта 2005 года в своей московской квартире. Похоронена 30 марта на Новодевичьем кладбище столицы (участок № 10, ряд № 9, место № 13).
Геннадий Орешкин