С 29 октября по 6 ноября в Санкт-Петербурге при поддержке Министерства культуры РФ пройдет фестиваль «Балабанов: до и после». В программе фестиваля — цикл бесплатных кинопоказов на «Ленфильме» и конференция в Севкабеле (Лекторий’Порт).
В цикл бесплатных показов войдут фильмы Балабанова, а также важнейшие дебюты режиссеров, когда-то начавших свой путь в игровом кино благодаря кинокомпании СТВ: Бакура Бакурадзе, Сергея Дворцевого, Алексея Мизгирева и других. Все кинопоказы бесплатные по предварительной регистрации.
В рамках фестиваля на Севкабеле пройдет двухдневная конференция, вдохновленная творчеством Алексея Балабанова. Центральная тема конференции обозначена как «Искусство — зона травмы». Участники фестиваля: Надежда Васильева, Александр Симонов, Сергей Астахов, Любовь Аркус, Сергей Дворцевой, Алёна Солнцева, Юрий Сапрыкин, Василий Степанов, Юрий Быков, Владимир Мункуев.
«Балабанов: до и после» — важное кинособытие года, для которого радикальный и противоречивый режиссер стал одной из ключевых фигур. Фестиваль проходит одновременно с выставкой «Балабанов. Выставка-путешествие», которая открылась недавно в Севкабеле, в рамках ряда юбилейных событий, посвященных истории студии СТВ, которая выпустила почти все фильмы Балабанова. В этом году кинокомпании исполняется 30 лет.
Ленфильм, 30 октября — 6 ноября
Показы фестиваля разделены на две небольшие программы. С одной стороны, это не самые зрительские, но любимые и отмеченные критиками фильмы Алексея Балабанова, бескомпромиссные «Про уродов и людей», «Груз 200», «Кочегар», «Я тоже хочу» и неоконченная «Река». С другой, это яркие, изменившие облик отечественного кинематографа режиссерские дебюты, спродюсированные и снятые кинокомпанией «СТВ», которая в этом году отмечает свое 30-летие. Зрители смогут увидеть единственный фильм Сергея Бодрова-мл. «Сестры», дебюты Гуки Омаровой и Натальи Кудряшовой, жанровые работы Максима Пежемского, Игоря Волошина и Рустама Мосафира, укорененные в документальном опыте картины Сергея Дворцевого и Бакура Бакурадзе. Премьерой фестиваля станет «Нуучча» Владимира Мункуева, снятая по произведениям Вацлава Серошевского. Сюжет «Нууччи» пересекается с черно-белым эпилогом балабановского «Кочегара». Все показы будут представлены участниками съемочных групп и критиками, после некоторых состоятся обсуждения со зрителями.
Регистрация зрителей на таймпэде «Ленфильма».
30.10, воскресенье 13:30 «Пионеры-герои» (реж. Наталья Кудряшова), 116 мин.
Фильм представляет режиссер Наталья Кудряшова
Дебют Натальи Кудряшовой. Прошлое как травма. «Пионеры-герои» — одна из первых попыток деконструкции мифа о счастливом детстве последнего советского поколения — «иксеров» нашего разлива. Взрослые герои живут на руинах ушедшей цивилизации то и дело возвращаясь к кошмарному опыту школьных фрустраций. Анализы в спичечных коробках, варежки на резинках, мучительные сны о пытках в фашистских застенках, гротеск и самогон — вот оно какое, наше детство.
30.10, воскресенье 16:00 «Сестры» (реж. Сергей Бодров), 83 мин.
Фильм представляет кинокритик Василий Степанов
Скрываясь от бандитов сводные сестры вопреки всему становятся настоящей семьей. Этот дебют Сергея Бодрова, так и оставшийся его единственной режиссерской работой, безусловно отмечен влиянием Балабанова. Хотя бы на уровне названия и камео самого Бодрова в роли, где он неотличим от главного героя «Брата». Фильм был тепло принят и критикой, и публикой, а споры о том, какого постановщика потеряло отечественное кино в Кармадоне не утихают до сих пор.
31.10, понедельник 18:30 «Мама не горюй!» (реж. Максим Пежемский), 83 мин.
Фильм представляет режиссер Максим Пежемский
Дерзкая комедия о свадьбе, морячке и понятиях вышла в рамках «малобюджетного проекта» конца 1990-х, была плодом глобального увлечения Тарантино и в каком-то смысле пробратимом балабановского «Брата». Сегодня фильм поражает какой-то особой раскованностью и дивным актерским составом, который Максим Пежемский заставил говорить языком Константина Мурзенко.
1.11, вторник 18:30 «Нуучча» (реж. Владимир Мункуев), 107 мин.
Фильм представляет режиссер Владимир Мункуев
Петербургская премьера. В черно-белом финале «Кочегара» Балабанов вытаскивал из произведения польского ссыльного Вацлава Серошевского самое страшное — сцены чудовищного насилия. Владимир Мункуев, взяв за основу тот же первоисточник, не переворачивает историю, но дает контекст, показывая, как устроена механика власти, развращающая человека кем бы он ни был. Его «хайлак», то есть разбойник, сыгранный Сергеем Гилевым — политкаторжанин, народоволец, казалось бы, не монстр, а хозяин Хабджий точно не вольтеровский гурон-простодушный, но сути конфликта это не меняет. Приз за лучшую режиссуру на «Кинотавре»-2021.
1.11 вторник 21:00 «Река» (реж. Алексей Балабанов), 47 мин.
Фильм представит и обсудит со зрителями художник-постановщик Надя Васильева
Незавершенный проект Алексея Балабанова, первое взаимодействие режиссера с якутским материалом и якутскими актерами. Сценарий по мотивам прозы Серошевского ждал своей участи с середины 1990-х и в конце концов, благодаря Сельянову, оказался в руках Балабанова. Этот фильм мог стать одним из лучших в его фильмографии, настоящим шедевром, но все изменила автокатастрофа, в которой погибла исполнительница главной роли Туйара Свинобоева. После ее гибели из имеющегося материала был смонтирован небольшой фильм, частично озвученный голосом режиссера, который поясняет для зрителей сюжетные лакуны.
2.11 среда 20:30 «Про уродов и людей» (реж. Алексей Балабанов), 93 мин.
Фильм представляет оператор Сергей Астахов
Фильм, который Алексей Балабанов считал самым эстетически состоятельным своим произведением. История история распада двух петербургских семей и рождения новой немыслимой общины, которую скрепляет одержимость прогрессом, искусством и грехом. А одновременно с этим — прозрачное размышление о кинематографе. При желании из «Уродов» и утопического пространства пустынного города, снятого в белые ночи, можно вывести всю балабановскую фильмографию.
3.11 четверг 18:30 «Шиza» (реж. Гука Омарова), 86 мин.
Q&A с режиссером Гукой Омаровой
Режиссерский дебют Гуки Омаровой, по сюжету которой поставлены «Сестры» Сергея Бодрова. У первого поколения казахских режиссеров, реализовавшихся в постсоветский период, было два пути. Первый — отправиться в Москву и заняться ремеслом (как Тимур Бекмамбетов). Второй — снимать «этническое» кино при западном участии и получать призы международных фестивалей (как Дарежан Омирбаев). Омарова принадлежит к следующему поколению и образует свою, особую группу, в которую входит она одна.
3.11 четверг 20:30 «Тюльпан» (реж. Сергей Дворцевой), 100 мин.
Фильм представляет режиссер Сергей Дворцевой
Игровой дебют уже ставшего к тому моменту классиком документального кино Сергея Дворцевого. В «Тюльпан» «Тюльпан» чувствует компромисс документального и игрового, которого так алчет современный кинематограф. Документализм изображения плюс сюжет, подстегнутый авторской фантазией. История сватовства здесь предлог, талант Дворцевого — видеть конфликт не в столкновении характеров, а в деталях и ощущениях. Он ждет, когда степь начнет правильно дышать в кадре. И снимает роды овцы так, что именно эта сцена становится кульминацией фильма.
4.11 пятница 19:00 «Нирвана» (реж. Игорь Волошин), 93 мин.
Q&A с Игорем Волошиным
«Нирвана» подражает фильмам, которые принято называть культовыми. Вроде «Бархатной золотой шахты» Тодда Хэйнса или «Юбилея» или «Голода» Тони Скотта. Вспоминается и трэшевое творение Славы Цукермана «Жидкое небо». Генеалогия почетная, но структурно дебют Игоря Волошина наследует скорее местной классике — , например, «Ассе». Которая тоже была бы просто нежнейшей мелодрамой с убийством, если бы не использовала внешние маркеры молодежных неформальных тусовок.
4.11 пятница 21:00 «Груз-200» (реж. Алексей Балабанов), 90 мин.
Фильм представляет художник по костюмам Надя Васильева
Этапный фильм нулевых. В одном из интервью Алексей Балабанов пообещал, что «Груз 200» будет жестким фильмом. Это не совсем так. Для благодарного зрителя картина может стать личной катастрофой. Дело не в жестокости, если существует абсолютный музыкальный слух, то есть и абсолютное режиссерское зрение, которое Балабанов и демонстрирует в картине. С его помощью он вскрывает зрителя, как старую банку тушенки из армейских запасов, выпуская на волю весь мрачноватый хлам, который в целости пролежал с 1984 года. И тут оказывается, что, хотя формально фильм об СССР накануне распада, СССР исчез, а распад непонятным образом остался.
5 ноября суббота 18:30 «Шультес» (реж. Бакур Бакурадзе), 100 мин.
Q&A с режиссером Бакуром Бакурадзе
Полнометражный игровой дебют Бакура Бакурадзе, одного из важнейших авторов российской «новой волны» нулевых. «Карманник» Робера Брессона, хоть и цитируется почти впрямую, не является для «Шультеса» ни точкой отсчета, ни даже собеседником. Стиль Бакурадзе сравнивают с манерой братьев Дарденн — реализм на грани документальности. Но нет, это не реализм и не документальность. Это просто отстраненный городской взгляд: так смотрит случайный сосед в метро, то скользя взглядом по лицам, то уставившись в одну точку.Регистрация5 ноября, суббота 21:00 «Кочегар» (реж. Алексей Балабанов), 87 мин.
Фильм представляет оператор Александр СимоновСвоеобразный фильм-автопортрет. Главный герой, якут, ветеран Афганской войны, проводит время перепечатывая рассказ Серошевского в кочегарке, куда его бывшие сослуживцы, переквалицировавшиеся в бандитов, приносят жечь тела убитых людей. Из ступора якут выходит, когда понимает, что в топку попала и его собственная дочь.
6 ноября, воскресенье 15:40 «Скиф» (реж. Рустам Мосафир), 100 мин.
Q&A с режиссером Рустамом Мосафиром
«Безумный Макс» встречает «Конана Варвара» в доисторических крымских степях. Дебют Рустама Мосафира редкий для нашего кинематографа пример недорогого, не пафосного и очень эффектного мальчишеского фэнтези-боевика, это жанровое кино, которое держит в напряжении, удивляет костюмами, пейзажами и мощно поставленными сценами рукопашных схваток. чистое визуальное удовольствие.Регистрация6 ноября, воскресенье 20:00 «Я тоже хочу» (реж. Алексей Балабанов), 89 мин.
Фильм представляет оператор Александр Симонов
Последний фильм Алексея Балабанова. Прогулка по дорожкам «Сталкера» (Балабанов когда-то хотел сделать свою экранизацию «Пикника на обочине» Стругацких), это единственная фантастическая работа в его фильмографии. Для описания жанра фильма сам режиссер использовал термин «фантастический реализм», не столько в «достоевском», сколько в буквальном смысле, имея в виду, что все истории и характеры в фильме — реальные, а актеры играют практически самих себя: бывший бандит Мосин — бандита, музыкант Гаркуша — музыканта, кинематографист Балабанов — кинематографиста.
III Балабановские чтения
5-6 ноября, Лекторий’порт (Севкабель)
Кинематограф Алексея Балабанова — это зона дискомфорта и последней правды. Да, в его фильмографии есть несколько всенародно любимых хитов, но чаще для зрителя его кино чревато тревогой и травмой. Сегодня это очевидно как никогда прежде. Его ретро избавлено от комфорта ностальгии, а единственная комедия скорее пугает. Сейчас мы живем в зоне травмы, в мире, который фрагментирован — его осколки ранят. Изменился наш взгляд не только на страну, где мы живем и на самих себя, но и на фильмы, которые мы смотрели и любили. Но не в этом ли роль искусства — тревожить, вызывать дискомфорт, ранить и порой сводить с ума? Новый виток дискуссий о Балабанове мы посвящаем кино тотального беспокойства и авторам, которые не боятся задеть зрителя за живое. Важное место среди них занимает и Балабанов.
5 ноября с 13:00
Виктор Мазин и Василий Степанов
Что меня тревожит? Экран как источник беспокойства
Йоэль Регев
Я тоже хочу: Балабанов, мимикрия и Имманентное Невозможное
Никита Смирнов
Беспамятство как укрытие: опыт прочтения «Шультеса» Бакура Бакурадзе
Алена Солнцева
Экзистенциальная антропология и «Река" Балабанова» (сценарий и реализация)
Любовь Аркус
Детство и Родина как травма: показ фрагментов фильма «Балабанов. Колокольня. Реквием» и разговор со зрителями.
6 ноября с 15.00
Юрий Сапрыкин
Мультивселенная Балабанова: 12 картин из жизни России
Ольга Давыдова
Травма, которую не показать. Кино Кристиана Петцольда
Егор Сенников
Всматриваясь в «Другого»: Алан Кларк и размышление об отчужденности
Василий Степанов
После империи: приключения британского брата
Лариса Малюкова
Автопортрет режиссера европейской киноакадемии на фоне Апокалипсиса