Loading...

Художник Михаил Алдошин: жизнь в ущерб себе

ВолгаАлдошин Михаил Вячеславович родился в г. Электросталь, Московской обл. в 1978 г. в семье простых людей. Мама педагог, отец инженер. С детства Мишу окружало множество книг, вырос среди классической и художественной литературы. Он был везунчиком судьбы – бог одарил его необыкновенным талантом, его любили окружающие... но покоя в душе он не находил. Художник ушел из жизни, когда ему было 38 лет.

 

 

 

 

 

 

 С раннего детства Михаил отличался от других детей совершенно разноплановыми способностями. В первую очередь - способности к рисованию. В квартире были разрисованы все стены, до которых можно было дотянуться, все поверхности. Мог рисовать часами, сосредоточенно. Михаил родился с улыбкой на лице и был большим шкодником. Фантазия в озорстве и смелости иногда не знала границ.

1 Фреска

Второй яркой чертой - были огромные способности к сатире и пародии. Он был очень наблюдательным - запоминал микроштрихи и особенности поведения окружающих людей и постоянно их изображал. Телесная пластика, голос. Эта способность развивалась очень активно и стала его визитной карточкой на всю жизнь. Он изображал всех настолько комично, похоже, где нужно, усиливал черты. Равнодушными не могли оставаться ни дети, ни взрослые. Там, где был Миша, стоял многочасовой смех. Обычно это выглядело так: все занимались своими делами, вдруг выходил Миша и резко начинал перевоплощаться, изображая кого-то из знакомых. Делая это настолько похоже, обыгрывая все индивидуальные черты. Получался настоящий театр одного актера. Когда близкие родные разбирали его квартиру в первые дни после смерти, нашлось очень много тетрадей, исписанных мелким почерком, в которых он записывал различные фразы из фильмов, цитаты из книг, диалоги из жизни, которые он переделывал в еще более острые и сатирические.

 

Миша чувствовал жизнь острее и сильнее, чем другие люди. Он всегда подмечал такие тончайшие вещи, которые были полностью закрыты для восприятия у большинства людей. Близкие и друзья привыкли видеть Мишу бесконечно жизнерадостным, лёгким, парящим, человек-огонь. Ценности материального мира его совершенно не волновали. Также он совершенно не ориентировался в ходе времени. Время для него было очень абстрактным понятием. Он никогда не был сверстником своих ровесников. Его возраст, романтичный и мечтательный, навсегда задержался около 15-16 лет, не старше, и не менялся с годами, так и остался до конца жизни непрактичным романтиком.

 

В школе Михаил был круглым отличником. Учился дополнительно в Электростальской художественной школе и спортивной секции по лёгкой атлетике, также много занимался игрой на гитаре.

В школе проявились способности к математике, физике, гуманитарным дисциплинам, живописи, музыке, театру. Его обожали все учителя. Каждый хотел перетянуть его именно в свое направление, так как способности проявлялись очень ярко. К окончанию школы у Михаила стоял непростой выбор между несколькими учебными заведениями: без экзаменов готовы были принять на факультет журналистики в МГУ. Кроме этого его ждали на факультетах Мехмат в МГУ, финансы и кредит, также в МГУ. И многочисленные художественные учебные заведения... И он выбрал делом жизни - живопись.

 

Поступил в Федоскинское художественно-промышленное училище лаковой миниатюры, и по окончании училища поступил в Российскую академию живописи, ваяния и зодчества имени И. Глазунова. В Академию он с опозданием приехал сдавать экзамены.

На лучшие факультеты экзаменационный набор был уже закончен. И он решил пойти на факультет реставрации, так как там был самый легкий конкурс, был недобор желающих. Когда Михаил разложил свои работы для вступительных экзаменов, мимо проходил старший преподаватель факультета живописи, и закричал: "Что здесь делают эти работы и этот студент?"Взял в охапку все работы и лично перевел на факультет живописи, о котором мечтал Михаил.

 

Балет - ШопенианаПейзаж 11 река Узола

Балет - Шопениана

Пейзаж, река Узола

 

Пейзаж 10. НахмурилосьЦветы

Пейзаж. Нахмурилось

Цветы

 

И дальше у Миши началась совершенно сумасшедшая жизнь. Он работал и жил на износ. В 2004 г. он получил диплом, заняв 2 место, от Третьяковской галереи в конкурсе дипломных работ за портрет балерины В. Осиповой. Был награждён поездкой в Испанию.

Березки

Березки

 

Один знакомый привел его в Большой театр, и Миша стал там штатным фотографом и художником. Он мог посещать все репетиции, часто работал за кулисами и во время выступлений, фотографировал, делал наброски, этюды. Показывал нелегкую жизнь балерин, с другой стороны зеркала. Михаил рассказывал: "Первый раз на балет я попал за кулисы. Шел "Щелкунчик", в роли Машеньки - Настя Горячева. Я был покорён и решил ее нарисовать". Михаила привлекала именно закулисная жизнь, он считал, что воплощать композиции со сцены - это воровство труда балетмейстера и хореографа. Но именно за кулисами проявляется естественность артистов.

Портрет 2 Алена

Портрет, Алена

Ему всегда было очень тесно в одной роли, в одних рамках. Его разрывало в разных направлениях: продолжал заниматься гитарой, пародией. Мог резко собраться и уехать на пленэр, в какой-то дальний уголок России. Потом приезжал, и надолго бросал живопись. И после длительных перерывов вновь начинал писать сутками, без сна, отдыха, еды. Так постепенно начал «сажать» свое здоровье - жизнью без какого-либо режима.
Часто он изменял живописи, просто бросал и занимался чем-то другим, например, фотографией. Он занимался репетиторством. Очень много писал для закрытых частных коллекций (Росссия, Италия, Испания, Китай).

Портрет Лена Кулаева 2

Портрет, Лена Кулаева 

И у него было очень много друзей. Невероятное количество от очень молодых до людей в солидном возрасте, самых разных профессий. Никто не мог остаться равнодушным к его личности. Многие отмечают, что с первых минут диалога с Мишей все попадали под его обаяние, невероятно мощный магнетизм. И никто не хотел его отпускать. Очень многие ему помогали в непростые годы жизни. Также было очень много влюблённых в него девушек – невероятное количество, но с безответной любовью со стороны Михаила. Он не мог принадлежать какой-то одной девушке. Или какому-то одному явлению жизни. Ему нужно было быть одновременно во многих процессах. Его буквально разрывало на части по разным направлениям деятельности.

Портрет 4 Вика Осипова

Портрет, Вика Осипова

 

Семью создать ни с кем не получилось. Михаил наполовину жил в другом измерении. Это не был практичный, надежный, заботливый мужчина, с которым можно создать семью. Нет, он сам так и остался ребёнком в теле взрослого человека. Это ему нужна была пожизненная, всепрощающая опека.
Существование в другом измерении, которое было доступно Мише, его необыкновенное обаяние отмечают все друзья, знакомые и родственники, кто имел возможность с ним близко общаться.
Вот, что говорит о Михаиле его близкий друг, художник, Дмитрий Голенев, который учился с ним на одном курсе и дружил до самого дня его смерти:
"Мишка был моим лучшим другом в Академии. С ним неразрывно связан целый период моей жизни. Нас очень много связывало, многое даже непонятное и невыразимое в словах.

Натюрморт 4 фруктовыйНатюрморт 7 Фиолетово-желтый

Натюрморт, фруктовый (сверху)

Натюрморт, Фиолетово-желтый

 

Он был очень талантливый человек не только в искусстве, но и в жизни. Человек противоречивый, в котором лень уживалась с полной самоотдачей в творчестве. Бесхитростная простота со сложными переживаниями бытия. Непостоянный. Необязательный. Безответственный. Это только часть эпитетов, которыми награждали Мишу. Но не было в моей жизни человека, с которым мне было бы так легко. А для меня это очень важно. Иногда мне кажется, что мы напрямую общались на духовном уровне, когда слова и поступки теряют значение. На него совершенно невозможно было обижаться. Это как обижаться на саму природу человека со всеми ее слабостями и грехами. Миша - это явление в культуре. Которое обязательно должно быть. Без него искусство теряет свою прелесть. Оно не совершает революций, оно не переворачивает мир. Оно привносит в мир добро и человечность. Рядом с толстокожими мастодонтами живописи должно существовать такое трепетное, простое творчество, лишённое коммерциализации. В его живописи нет цинизма и безразличия. Он не писал без вдохновения, для него это было кощунство. Лучше сидеть в баре с друзьями, чем брать кисть без любви, без трепета перед великой тайной бытия. А это работа на износ. Так долго нельзя, но долго и не получилось. Его работы могли бы нести чувственный свет и дальше. Но карты человеческой судьбы легли иначе. Он теперь в ином мире, где всё идёт по-иному, и возможно там он продолжит то, что здесь оборвалось. Я знаю, что здесь он был счастлив. Он прожил недолгую, но полную жизнь. Жизнь, полную любви, дружбы, страдания, творчества и одиночества. Такого одиночества, с которым сталкивается хоть сколько-нибудь творческий человек. Многое от Миши продолжает жить во мне сейчас, и, к сожалению, какая-то часть меня умерла вместе с ним навсегда".

Пруд с кувшинками

Пруд с кувшинками

 

Друзья в жизни Миши занимали огромное место, наверное, самое важное. Он жил в ущерб себе, никогда не думал о завтрашнем дне, совершенно не умел рассчитывать и планировать. Большую часть жизни страшно нуждался в деньгах. Близкие родственники и друзья пытались научить его хотя бы элементарной практичности, но это было невозможно. Как только у Миши появлялись деньги, даже очень крупные суммы, он мог потратить их в один день, и потом пытался как-то выжить до следующего гонорара.

 

Волга

Ладога

 

В последние годы жизни он отдалился от родственников, так как родственники давили на него, пытаясь призвать к взрослению. Не чувствовали его душу, не понимали, что он навсегда ребёнок... До самого последнего дня он скрывал о своих недугах, что его сердце давно плохо работает... Он был очень совестливым и берег близких. Даже когда очень плохо себя чувствовал, на грани, продолжал шутить и смешить всех. И в самые тяжелые дни своей жизни фонтанировал весельем, шутил, смешил. Сразу после его смерти очень страшно пришлось осознать, какое яркое солнце светило рядом, и что близкие просто привыкли – получать от него бесконечные эмоции радости, тепла, тончайших жизненных наблюдений. Привыкли к этому как чему-то обыденному, которое стабильно будет в жизни всегда... Но не видели, не чувствовали его душу, боль и одиночество.

Пейзаж 12 Родина отца

Пейзаж, Родина отца

В день смерти, Михаил сам вызвал себе скорую помощь, и его успели забрать в больницу. Его сердце остановилось 26 октября 2016 г.

 

 

Варвара УЛОВСКАЯ

Фотография: Михаил Алдошин на фоне своей работы (Фреска)

Фото из семейного архива художника М.Алдошина

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить