К возрождению традиций. Атмановские кулачки. Часть 2

 К возрождению традиций. Атмановские кулачки. Часть 2 - фото 1Как уже ранее писал «ЭкоГрад», ежегодно на Тамбовщине проводятся «Атмановские кулачки», - фольклорно – спортивный праздник традиционной русской культуры.

http://ekogradmoscow.ru/sreda/ekologija-kultury/atmanovskie-kulachki-2015

http://ekogradmoscow.ru/sreda/ekologija-kultury/k-vozrozhdeniyu-traditsij-atmanovskie-kulachki-chast-1

О том, что кулачные бои жили на Тамбовщине «до последнего» узнали активисты региональной Федерации кулачных боев в ходе этнографических экспедиций.
— С 1998 года мы изучали народные традиции, — говорит вице-президент Тамбовской региональной общественной организации «Федерация традиционного рукопашного боя» Анатолий Тедорадзе. — Тогда-то и появилась мысль возродить народные праздники.

 

 

 

О том, как проходят «Атмановские кулачки»

Как сказал Михаил Семёнов, руководитель Тамбовского общества любителей краеведения и один из организаторов мероприятия: «Возрождение древних традиций, осознание корней - это лучший способ воспитания молодёжи и построения подлинно гражданского общества».

Во второй части обзора по проведению праздника я постараюсь более подробно рассказать нашим читателям о правилах и традициях, бережно хранимых сельчанами при проведении русских кулачных боев.

О традициях русских кулачных боев многие знают со школьной скамьи — читали в рамках программы Лермонтовскую песню про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова. Но мало кто знает, что традиция биться «стенка на стенку» практически прекратилась в советских селах лишь в 60-70 годах прошлого века. А в тамбовском селе Атманов Угол и того позже — лишь лет десять назад.

Как и прежде праздник начают гармонисты. С разных концов (сотней) села они собирали народ на поле в центре села – место, где с самого основания Атманова Угла бились на кулачках противоборствующие партии. Сотни Поволжье, Крым, Лягушачье и Промартель выступила против Вшивки, Терешат, Соловьят и Села. Каждую сотню поддержали спортсмены Федерации. Действиями бойцов руководили «кулачники», жители села которые в недалёком прошлом сами являлись участниками и зрителями кулачных боёв. Хотя размах сегодня и не тот, что прежде, но праздник удался на славу.

Деление населённых пунктов на противоборствующие партии: сотни, концы, порядки – древнейшая славянская традиция, отражающая военно-мобилизационный тип организации населённых пунктов. Сотнями не только бились на кулачках, но и собирали рать в случае военной угрозы, а так же трудились, решали общественные и хозяйственные вопросы.

О правилах и традициях кулачного боя рассказывает вице-президент Тамбовской региональной общественной организации «Федерация традиционного рукопашного боя» Анатолий Тедорадзе.

По словам г-на Тедорадзе, существуют традиционные правила проведения кулачных боев. Предшествует им «уговор», который проходит между участниками накануне. А основные правила таковы:

 


— вести бой честно «по любви»;

 


— «в зашей» «в тыл» не бить;

 


— «с крыла» (сбоку, когда соперник не видит) не бить;

 


— лежачего не бить;

 


— ногами, с подножкой не бить;

 


— закладок не иметь.

 


Обряд состоит из трёх частей: зачина, собственно боя и замирения. В зачине бойцы собираются на главной площади села в составе своих партий. Вместе с партиями по селу идут зрители состязаний, а партии по древней традиции ведут гармонисты.


По традиции же кулАчки начинают дети, затем их сменяют подростки и в завершении праздника бьются взрослые бойцы. Задача боя — прогнать команду соперников на их сторону села. Как только она достигнута, бой прекращается. Заключительная часть кулАчек — замирение — происходит за общей трапезой. Бойцы вспоминают удачные моменты боя, делятся впечатлениями, договариваются о следующих боях.

Материалы этнографических экспедиций в село Атманов Угол Тамбовской области. Здесь до сих пор живут непосредственные носители культурной традиции в недалёком прошлом являвшиеся зрителями и участниками кулачных боёв стенка на стенку:



Праздник в Атмановом Углу — единственный в своем роде, — говорит доктор исторических наук профессор Борис Горбунов. — Национальные единоборства в России возрождают многие народы, но кулачные бои пока никто не реконструировал. Причем тамбовские бойцы наиболее близки к историческим традициям.

 


Рязанца Бориса Горбунова называют экспертом в области традиционного рукопашного боя. Именно он впервые разработал спортивные правила по русской народной борьбе «за вороток».

 


— В нашей стране сложилось так, что малые народы более внимательно относились к своим национально-культурным традициям, поэтому подобные праздники есть у якутов, у бурятов, а вот на территории Европейской России это уникальный опыт, — говорит президент Федерации исконных забав и этноспорта России Алексей Кыласов. — Наша федерация готова предложить его в качестве модельного и для других регионов.

 


По словам г-на Кыласова, именно в Атмановом Углу он впервые в живую увидел традиционные кулачные бои.

 


«...Шесть раз шли «стенка на стенку» две команды кулачников в красных и синих майках под песни и музыку фольклорного коллектива «Покровская слобода». Бились с удовольствием и даже со смаком. И в итоге победила дружба, хотя без разбитых носов не обошлось. После боев участники пошли пить чай из самоваров.»

Материал подготовлен с использованием местных СМИ

Татьяной Колесниковой

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить