В конце апреля в Библиотеке № 76 имени М.Ю. Лермонтова прошла библионочь, и первым мероприятием в ней стала презентация журнала «ЭкоГрад». Зал был наполнен людьми разных поколений – от молодежи до пенсионеров, тем не менее рассказы журналистов принимались всеми одинаково – с интересом и пониманием. Но тут не обошлось без секрета. Впрочем, мы его раскроем.
1. Сцена "Стратосферные нимфы поют Песнь Гомера"
Когда Библиотека им. Лермонтова предложила редакции журнала «Экоград» выступить в библионочь на тему экологии, положительный ответ не заставил себя ждать. Встреча с читателями (потенциальными или будущими), с общественностью – крайне важна для журналистов. И не только для того, чтобы познакомить публику со своим изданием поближе, хотя и это присутствует в должной мере. Общение с людьми, для которых добываешь материал, часто преодолевая трудности физические и психологические, работаешь над ним, чтобы опубликовать и тем самым представить на суждение как можно более широкому кругу читателей, – дает возможность узнать, насколько ценен твой труд, не сбился ли ты с пути, не стараешься ли впустую, понятен ли твой язык.
Конечно, в журнал приходят письма, появляются комментарии в интернете. Но одно дело общаться заочно и совсем другое воочию – глядя в глаза друг другу. Тут уж не спрячешься за экран, монитор, не станешь похваляться большей осведомленностью предмета в силу профессиональных связей и не уйдешь от ответа, прикрывшись красным словцом. На миру не отвертишься от статей, написанных для одобрения начальства или спонсора. Тут настроение, тут эмоции, тут живая беседа, тут откровенность за откровенность.
2. Ванда Войналович исполняет романс "Звезды на небе, звезды на море"
Рассказать о журнале предстояло многое, и сделать это следовало интересно, так, – чтобы увлечь зрительный зал. Журналист – это такая профессия: предоставлять информацию и короче и понятней, и ничего нового в выступлении перед зрителем, пожалуй, нет... Однако время 19.30-21.00, которое отводилось для встречи, не очень-то располагало для встречи. Получилась бы лекция на полтора часа поздним вечером для посетителей мероприятия, и без того измученных разной информацией за целый день, идущей плотным потом с экранов телевидения, мониторов компьютера и еще от соседей и родных. А это уже слишком. Ожидать свежести внимания было глупо, и вечер мог стать скучным.
3. Сцена "Гадание о будущем природы"
На помощь пришли артисты Московского театра им. М.Ю Лермонтова. Режиссер-постановщик Светлана Волошина-Андрийчук поставила вечер в виде театрализованного концерта, в котором было место и песням, и танцам, и увлекательным сценам, показывающим окружающий мир художественными средствами, но в то же время в центре внимания оставались журналисты и их рассказ об «ЭкоГраде» и экологии.
4. Редакция. Рассказ о Байкале
(На фото слева направо: Валерий Ломов, Александр Перепечко, Юрий Андрийчук)
Выступление редакции чередовалось с театральным действием и изящно вписывалось в общую программу. Два мира, мифологический и реальный, дополняли друг друга.
Довольно уверенно был преодолен логично возникавший конфликт между верой в вымысел, которыми оперируют артисты, и журналистской этикой с ее девизом: «Не верь, не бойся, не проси». Эмоциональность, образность театра и конкретность (и даже скептицизм) представителей средств массовой информации в конце концов влились в русло одного действия под названием «Живой журнал «ЭкоГрад – раскрывает свои страницы».
5. Утренний танец дриад
6. Дриады приветствуют лес
Чтобы подчеркнуть живое начало природы, артисты предстали в образе духов природы – нимф. Олицетворяя разные стихии и природные силы, они переносили зрителей то в космическое пространство, то в разные уголки планеты: в дебри лесов, глубины океана, горные пещеры. В танцах, песнях и чтении показывались красоты флоры и фауны. Пять мифологических страниц: «Полёт на звёздных крыльях», «Вопросы оракулу», «Утренний танец дриад», «Танец океанид с жемчугом», «Вечерние забавы орестиад», – представили стратосферные нимфы (воздушные), напеи (нимфы долин), дриады (нимфы лесов), океаниды (водные нимфы) и орестиады (нимфы гор). Они поведали о тайных мыслях мирозданья, погружая зрителя во внутренний мир чувствований и переживаний самой природы – уникальный, тонкий и хрупкий живой организм, пытающийся найти общий язык с человеком.
6.1. Сцена "Игры дриад"
7. Сцена "Появление лося"
О взаимоотношениях человека и природы много говорилось в этот вечер и языком журналистики, и языком искусства.
Говорилось о любви! О великой силе, дающей начало всему живому на Земле.
В исполнении Ванды Войналович (меццо-сопрано), олицетворяющей голос природы, прозвучали арии П.И. Чайковского, Н.А. Римского-Корсакова, песни Э. Грига. Удивительный тембр голоса вокалистки, драматическое звучание его и пластичность, мастерское интонирование исполняемого материала певицей снискали одобрение зрителей и вызвали бурю аплодисментов.
8. Елена Куликова
Основную драматургическую нагрузку несли артистки Елена Куликова и Светлана Волошина-Андрийчук. Они вели действие театрального концерта, направляя его по событиям сценария и перелистывая страницы отдельных номеров. Актрисы прекрасно взаимодействовали между собой, наполняли зал атмосферой высокого искусства. И прозаические произведения А. Куприна, В. Фёдорова, И. Ленской, сменялись стихами творческой группы «Москва Поэтическая».
9. Сцена "Охотники на медведя". Фото Александра Перепечко
10. Светлана Волошина-Андрийчук
В свою очередь представители журнала ЭкоГрад рассказали о своем издании, которое состоит из двух ипостасей: электронном (интернет-портал) и печатном. Заместитель главного редактора Александра Перепечко раскрыл содержательную структуру «ЭкоГрада», после чего привел яркие примеры. Затронул тему Байкала, пожаров, мусорных полигонов, мусоросжигательных заводов и прочее. Особое место было отведено рассказу об ООПТ. Упоминающиеся темы демонстрировались фотографиями, показанными на большом плазменном телевизоре. Затем были обозначены взаимоотношения журнала с различными экологическими фондами, отдельными известными и не известными, прекрасно знающими свою сферу, экологами.
11. Редакция. Рассказ об общественниках
(На фото слева направо: Валерий Ломов, Александр Перепечко, Юрий Андрийчук)
Выпускающий редактор Юрий Андрийчук рассказал о взаимодействии журнала с общественниками, которым порой приходится ой как несладко, и о том, как несмотря на все, они отстаивают интересы природы, а значит и народа (в конечном итоге). Журналисты отметили, что редакция сотрудничает также с политиками, с Госдумой и Гордумой, поскольку решение проблем экологии часто связана с законодательством государства, влиятельными чиновниками и партийцами. Рассказали, что в журнале «Экоград» довольно широко представлена наука, без которой изучение природы, её сохранность немыслимы. Также разъяснили, почему в экологическом издании говорится об искусстве. Были показаны произведения художника Никаса Сафронова, Ларисы Сорокиной, фотографии из фильмов народного артиста Николая Бурляева и др., – работы известных деятелей искусства, о которых писалось в журнале. Александр Перепечко рассказал, что артисты, музыканты, писателями, художники и др., как люди публичные, комментируют события, освещаемые на страницах «Экограда».
Зрители увидели некоторые видеорепортажи, опубликованные на интернет-портале издания: приезд Азнавура в Москву, праздник Навруз, пресс-конференция в ТАСС и др. Прокомментировал их Валерий Ломов.
12. Танец океанид с жемчугом. Фото Николая Прокофьева
12.1. Сцена "Вечерние забавы орестиад". Фото Валерия Ломова
Вечер прошел с большим подъемом.
Постановщик мероприятия Светлана Волошина-Андрийчук отметила: «Зал для сегодняшнего вечера нами оформлен в золотисто-голубых тонах с голубой подсветкой, что символизирует нашу голубую планету и выражает надежду, что и в будущем она останется столь же прекрасной и живописной, и будет сиять ровным голубым светом».
Театральное действие, выстроенное на хорошем литературном и вокальном материале, было исполнено с тонким профессиональным изяществом и мастерством. А костюмы и декорации, словно сошедшие с картин А. Бенуа, производили сильное художественное впечатление, приводя зрителей в восторг.
13. Ванда Войналович исполняет романс "Ночь светла"
Рассказы о журнале, его содержании, с показами картин и видео, возвращали в современный реальный мир, за который надо не просто переживать – за него надо бороться, но в не одиночку, так как уже существует «ЭкоГрад», который всегда рядом.
14. Афиша мероприятия. Фотомонтаж Анастасии Охотиной
Юрий РИШИВСКИЙ
Фото Сергея РУБИНА (предоставлены Библиотекой №76 им. М.Ю. Лермонтова)