К 250-летию Государственного Эрмитажа
РЕСТАВРАЦИЯ В ЭРМИТАЖЕ. ВЗГЛЯД СКВОЗЬ ПРИЗМУ ВРЕМЕНИ
28 октября 2014 года – 22 февраля 2015 года
Гербовый и Пикетный залы
Нет, нашего имени здесь не должно быть,
если мы стали реставраторами.
Реставрация – это не проявление своего «я»,
это умение вернуться в ту эпоху,
раствориться в ней, и – всё!
В Гербовом и Пикетном залах Зимнего дворца открылась выставка «Реставрация в Эрмитаже. Взгляд сквозь призму времени». В ее составе около 260 памятников, прошедших реставрацию в Отделе научной реставрации и консервации музея. Это разнообразные по характеру, материалам и времени создания произведения искусства из коллекции Эрмитажа, сохраненные или возрожденные художниками-реставраторами. Подобная тематическая реставрационная выставка проходила в музее 30 лет назад – «Реставрация памятников в Эрмитаже» (1984).
Масштабная экспозиция – уникальная и сложная по характеру работ – показывает все разнообразие коллекций Эрмитажа. Представленные экспонаты раскрывают всю полноту деятельности художников-реставраторов музея. Выставка позволяет представить их кропотливую и трудоемкую работу, познакомить с задачами, стоящими перед специалистами, рассказать об истории возникновения и развития Отдела научной реставрации и консервации. Каждый раздел выставки дополняет тематически связанный с ним видеофильм.
Отметим, что целый ряд произведений, реставрация которых была недавно завершена в Эрмитаже, уже находится в залах музея. Среди них: «Бегство в Египет» – шедевр раннего Тициана, «Благовещение»Джованни Баттиста Чимы да Конельяно, икона неизвестного художника Сиенской школы начала XV века – «Мадонна с младенцем на троне и ангелами. Сцены из жития Мадонны и Христа» (в клеймах), статуя Афины Римской работы II века и многие другие.
Открывает экспозицию триптих кисти Гуго ван дер Гуса (1435/1440-1482) «Поклонение волхвов» – жемчужина собрания нидерландской живописи Эрмитажа, более пяти лет находившаяся на реставрации . Благодаря труду реставраторов перед нами предстают шедевры западноевропейских мастеров: «Мадонна делле Грацие» Лоренцо Лотто (1542), «Портрет молодого человека в черном костюме с кружевным воротником» кисти Рембрандта (1634), «Площадь Согласия (Граф Лепик с дочерьми, переходящий площадь Согласия)» Эдгара Дега (1876, являющаяся важнейшей вехой во французской живописи XIX века), «Бассейн в гареме» Жан-Леона Жерома. Восхищают своим великолепием иконы, среди которых «Богоматерь с Младенцем Элеуса» (Средиземноморье. Середина XV в.), «Положение во гроб» (Критская школа. Конец XVI – нач. XVII в).
На выставке показаны разнообразнейшие экспонаты, сохраненные, а иногда и возражденные к жизни реставраторами Отдела научной реставрации и консервации Государственного Эрмитажа . Это своего рода отчет о наиболее важных ,значимых и интересных работ специалистов отдела за последние годы. Кураторы выставки - Чехова Е.А., Гурулева И.В., Полевая Н.Ю.
К выставке Издательством Государственного Эрмитажа издается научный иллюстрированный каталог «Реставрация в Эрмитаже. Взгляд сквозь призму времен»..
Ломов В.И.