Йоко Оно откликнулась на 50-летие популярной песни и одного из лучших сольных альбомов Джона Леннона — Imagine. Празднование которых было организовано в крупнейших городах Европы и в Нью-Йорке
На своей страничке в сети Йоко Оно написала: Джон был военным ребенком, и я тоже. Он родился во время бомбардировки Ливерпуля, когда я находился в бомбоубежище в Токио. Во время войны больше всего страдают мирные жители. В войнах 20 века погибло 62 миллиона мирных жителей и 43 миллиона военнослужащих.
John was a war child and so was I. He was born during the bombing of Liverpool while I was in a bomb shelter in Tokyo. In a war civilians are the ones who suffer the most. In the wars of the 20th century, 62 million civilians perished & 43 million military personnel were killed.
Йо́ко О́но Ле́ннон, известная как Йоко Оно — японская авангардная художница, певица и деятель искусства, вдова Джона Леннона.
Как сообщалось в прессе, глобальным караоке отметили 50-летие одной из популярнейших песен и одного из лучших сольных альбомов Джона Леннона — Imagine.
Слова бессмертного хита транслировали на зданиях в крупнейших городах — Берлине и Токио, Лондоне и Нью-Йорке. А еще — на стенах дома Леннона в Ливерпуле. Гимн миру и любви уже полвека не теряет актуальности.
Митинг толпы в защиту Джона Леннона в кадре из фильма « Представьте: Джон Леннон».
Архивы Майкла Окс / Getty Images
Событие, кстати, дало толчок для появления новых слухов об изменениях в вопросе с авторскими правами на песни The Beatles. Вопрос не простой, и при определенном интересе к нему выливается в захватывающую историю. Например, такую.
Вокруг авторских прав на песни ливерпульской четверки постоянно появляются слухи, байки и сплетни. А началось всё 22 февраля 1963 года.
В тот день Леннон, Маккартни, менеджер The Beatles Эпштейн и издатель Джеймс основали компанию «Northern Songs». Эта компания стала правообладателем песен The Beatles.
Возня вокруг авторских прав началась после смерти менеджера The Beatles Брайана Эпштейна в 1967 году. По некоторым данным, Леннон и Маккартни получали по 15% от дохода, который приносили авторские права. А Джеймс и его партнеры имели 37,5%. Джордж Харрисон и Ринго Стар получали всего по 0,8% от дохода. Остальное было распределено между акционерами.
Пол и Джон пытались договориться с издателем Джеймсом о большем проценте, но диалог не клеился. Харрисон даже написал песню «Only A Northern Song», в которой якобы зашифровал посыл о том, что он сильно обделен одноименной компанией.
В 1969 году Дик Джеймс предает музыкантов и продает компанию «Northern Songs» британскому медиа гиганту ATV Music. Сумма сделки составила всего 1 500 000 фунтов. Так Джон Леннон, Пол Маккартни, Джордж Харрисон и Ринго Стар остались без прав на собственные песни.
Уже после того, как The Beatles перестанет существовать, в 80-х годах, Пол Маккартни сдружится с молодым и набирающим популярность американцем Майклом Джексоном. Пол, желая подзаработать, вкладывал тогда деньги в авторские права разных популярных музыкантов. Существует легенда, что как-то Маккартни сказал Джексону: «Майкл, ты молод, талантлив и богат, денег будет все больше. Надо бы тебе подумать, как их грамотно инвестировать».
Майкл Джексон дал задание своему адвокату подобрать для него пакет авторских прав, которые потенциально будут приносить доход в будущем. Адвокат по имени Джон Бранка провел подготовительную работу и сообщил, что к продаже готовится компания ATV Music, владеющая правами на песни The Beatles. Майкл долго не думал. Сделка состоялась; Майкл Джексон заплатил за компанию $ 46 000 000.
Стоит отметить, что в 1981 году Пол Маккартни сам пытался купить ATV Music. Тогда за нее просили $20 000 000. Видимо, для него это было дороговато (думаю, это правда, а не жадность, т.к. в 1989 году его состояние оценивалось всего в $ 56 000 000). Тогда он предложил поучаствовать в сделке Йоко Оно – по 10 млн. с каждого. Но для нее это тоже было дорого. Йоко Оно отказалась, и сделка не состоялась.
Когда же в 1986 Майкл Джексон все же купил ATV Music, все были уверены, что это Пол Маккартни стоит за сделкой. Но всё было не так. Маккартни и в этот раз отказался от участия в торгах, т.к. сумма сделки все еще была для него слишком велика. Джексон покупал компанию для себя. Причем это ему удалось не без труда.
На компанию также претендовали Чарльз Коппельман и Марти Бандьер – владельцы большого музыкального издательства «SBK Entertainment World, Inc».
Все дела Майкла Джексона вел его адвокат Джон Бранка. Ему предстояло торговаться с конкурентами в интересах Джексона. Но Бранка – умный человек и хитрый юрист. Он узнал, что Коппельмана и Бандьера финансирует компания «МСА». Руководителем этой фирмы был Ирвинг Азофф. Бранка хорошо его знал; он позвонил ему и убедил не финансировать сделку по покупке компании, владеющей правами на песни The Beatles. Азофф послушал Бранку и не дал денег Коппельману и Бандьеру. Таким образом, конкуренты были устранены.
После того, как Майкл Джексон стал обладателем прав на песни The Beatles, их дружбе с Маккартни пришел конец. Пол сильно обиделся на Майкла и говорил, что его поступок – это тоже самое, что выкупить землю из под ног своего приятеля. Тем не менее Джексон сразу стал искать способы заработка на своем приобретении. Одна только песня «Yesterday» приносит более $ 100 000 дохода в год от исполнения по радио и на концертах. А у Джексона были права не только на нее… Кроме того, Джексон, купив компанию, получал право разрешать использование песен в рекламе, фильмах и т.д., что тоже сулило большой доход.
Команда Майкла Джексона взялась за дело и выпустила антологию The Beatles. Песни группы также были предоставлены для использования в несколько фильмов и мультфильмов. Маккартни был всем этим, конечно, не доволен. Когда компания Майкла Джексона предоставила права на песню «All You Need Is Love» фирме «Panasonic» для использования в рекламе, Маккартни, который долго не разговаривал с Джексоном, связался с ним и сказал, что это уже слишком. Говорят, что тогда Маккартни и Джексон вместе составили список примерно из ста песен, которые Майкл обещал не использовать в рекламе.
Не являясь правообладателем собственных песен, Пол Маккартни все же до сих пор получает авторские отчисления. В 1990 году Маккартни пытался договориться с Джексоном о повышении этих отчислений, но разговор закончился очередной ссорой и угрозами судебных разбирательств.
Несмотря на огромную популярность и выгодные вложения, финансовые дела Майкла Джексона шли не очень. У него образовались больше долги и под давлением финансового груза он в 1995 году подписал соглашение о слиянии ATV Music, владеющей правами на песни The Beatles, с музыкальным подразделением Sony. По итогам сделки он получил $ 95 000 000. Однако у него все еще оставалась доля в компании. Через некоторое время он внесет эту часть этой доли в залог под кредит в $ 200 000 000.
После смерти Майкла Джексона Sony выкупила у его наследников все оставшиеся права на песни The Beatles за $ 750 000 000 и остается их правообладателем до сих пор.
Пол Маккартни в 2017 году инициировал судебное разбирательство против Sony и пытался вернуть себе авторские права. Но по американским законам автор вправе требовать возвращения ему прав на свои произведения только через 56 лет после их опубликования. К моменту рассмотрения дела этот срок еще не настал. По одним данным, Маккартни получил отказ в иске, по другим они с Sony заключили мировое соглашение, условия которого являются конфиденциальными.
Одно известно точно. Несмотря даже на то, что битлы не владели правами на собственные песни, а лишь получают процент от их использования, это позволило сколотить им приличное состояние. Как писал Коммерсантъ, состояние Ринго Стара в 2018 году оценили в $ 285 000 000. Состояние Пола Маккартни на тот же год перевалило за $ 1 000 000 000.