Из конников в маршалы авиации - Федор Яковлевич Фалалеев

Мало кто помнит, что в первые годы СССР при становлении РККА творились просто удивительные вещи: так Троцкий призвал пересадить конников из седла за штурвалы самолетов - и даже будущий красный маршал отчаянный рубака Семен Буденный слушал лекции военспеца Слащова-Крымского (того самого прототипа генерала Хлудова из "Бега") как..авиатор! Но если с Буденным произойти перевоплощения не могло - лошади не летают - то , например, будущему маршалу авиации Федору Яковлевичу Фалалееву еще как!

Из конников в маршалы авиации - Федор Яковлевич Фалалеев - фото 1Он родился 31 мая 1899 года в самом что ни на есть заходулом угле Российской империи - деревня Полянское Большеучинской волости Вятской губернии терерь прирезана к Удмуртии - в бедняцкой крестьянской семье .. Слабенький младенец, казалось, должен был разделить участь своих братьев и сестер (из 18 детей 12 его братьев и сестер умерли в младенчестве - так его самого мать родила в день похорон сестры Федора), но его сумели выходить, даже дать окончить два класса школы, но с 14 лет вынужден был отправиться в "мальчики" при лавках и трактирах..
Потом Федор пытался пойти на фронт Первой мировой вольноопределяющимся, но был забракован по малолетству и здоровью.. С 1917 года работал резчиком обойм и конторщиком на Ижевском оружейном заводе. В период Ижевско-Воткинского восстания в 1918 году встал на сторону большевиков, вступил в Можгинский волостной революционный комитет и в созданный этим ревкомом вооружённый отряд. Также в 1918 году вступил в РКП(б).
Через год добровольцем вступил в РККА - большевиков не смущало, что тут же произведенный в политруки стрелковой роты новобранец задыхался при даже небольшой пробежке..Но ведь красные не бежали, а наступали - против Колчака,а потом Фалалеева перебросили на Юго-Западный фронт , и он воевал против армии генерала П. Н. Врангеля и многочисленных банд на южной Украине.Однажды , будучи инспектором пехоты 13-й армии, Федор Фалалеев очутился в плену одной из банд вместе с врангелевским авиатором - пилот был захвачен вместе со своим аппаратом. Именно на нем они и совершили побег - самое удивительное, что пилот был ранен, и пехотинец Фалалеев ухитрился как-то управлять машиной.. Его тут же перевели в комиссары кавалерийской группы.
А когда в Крыму была захвачена звуковая станция авиационно-навигационного наблюения - то Федор Фалалеев был назначен ею командовать. С главным поручение освоить захваченный тут же французский двухмоторный аэроплан F.60 «Голиаф». В будущем с такого будет совершен первый в Советском Союзе показательный парашютный высотный прыжок, а сейчас Фалалееву предстояло выполнить большевистское поручение - перегнать аппарат в Одессу. Как уж ему удалось собрать экипаж - правда, приземлился экипаж в степях между Николаевым и Херсоном.. И Фалалаева отправили в Киев - помощником комиссара 4-й Киевской артиллерийской школы, с июля 1924 года — военный комиссар 14-й Полтавской пехотной школы. С октября 1924 года — военный комиссар 238-го стрелкового полка 80-й стрелковой дивизии. В 1928 году окончил Высшую тактическо-стрелковую школу командного состава РККА имени Коминтерна «Выстрел», назначен командиром стрелкового батальона в Краснолуганском стрелковом полку. С ноября 1929 года — командир и военком 24-го стрелкового полка. В 1931 году окончил курсы командиров-единоначальников при Военно-Политической академии РККА имени Н. Г. Толмачёва в Ленинграде.

Из конников в маршалы авиации - Федор Яковлевич Фалалеев - фото 2Из конников в маршалы авиации - Федор Яковлевич Фалалеев - фото 3Из конников в маршалы авиации - Федор Яковлевич Фалалеев - фото 4Из конников в маршалы авиации - Федор Яковлевич Фалалеев - фото 5Из конников в маршалы авиации - Федор Яковлевич Фалалеев - фото 6
А прямо из академии направлен на учёбу в Первую военную школу лётчиков имени Мясникова, после окончания которой в 1933 году сразу продолжил обучение на оперативном факультете Военно-воздушной академии РККА им. проф. Жуковского, которую окончил в 1934 году. С января 1935 года — командир и военком 4-й дальнеразведывательной авиационной эскадрильи, с августа 1936 года — командир 116-й смешанной авиационной бригады. В августе 1939 года назначен заместителем командующего по ВВС 3-й армии и одновременно — Витебской армейской группы, на этих постах принимал участие в Польском походе РККА в сентябре 1939 года на территории Западной Белоруссии.
С июня 1940 года — заместитель командующего ВВС Первой отдельной Краснознамённой армии на Дальнем Востоке. С января 1941 года — генерал-инспектор авиации РККА. С апреля 1941 года — первый заместитель начальника Главного управления ВВС Красной Армии.
Вскоре после начала Великой Отечественной войны был назначен командующим ВВС 6-й армии на Юго-Западном фронте. Затем в 1942 году был командующим ВВС Юго-Западного фронта и Юго-Западного направления. Неудача харьковского наступления стало личной неудачей для Фалалеева, которого сразил тяжелый инфаркт прямо на КП. Генерал был настолько плох, что маршал Тимошенко поторопился сообщить в Ставку о его смерти.
Выходила Федора Яковлевича жена - знавшая своего Федю еще с детства, она стала и впрямь, что называется, настоящей офицерской женой. Недаром, назначая генерала-лейтенанта Фалалева заместителем командующего Военно-Воздушных сил РККА, Иосиф Сталин просил показать жену. В этом качестве Фалалеев проявил свой незаурядный организаторский талант: так, например, являлся главным представителем от СССР на переговорах по вопросам создания и боевой деятельности будущего знаменитого истребительного авиационного полка «Нормандия-Неман», в будущем его наградит де Голль, а именем маршала Фалалеева названа площадь в Кане.
Но пока продолжалась война..То ли памятуя о прошлом в Гражданскую, может, по какой иной причине, - но именно Фалалеев направляется Ставкой весной 1944 года координировать операцию по освобождению Крыма. По ее итогам 19 августа 1944 года ему было присвоено звание маршала авиации Советского Союза. И тут произошел случай, о котором вспоминают больше как анекдоте, - но имевшем место и в самом деле : на приеме по случаю награждения Фалалеев услышал, как кто-то за спиной (рассказывают, что Василий Сталин) назвал его сухопутным летчиком.. Начиналась Прибалтийская наступательная операция.Действия советских фронтов в Прибалтике координировал и осуществлял общее руководство операцией Маршал Советского Союза А. М. Василевский; военно-воздушных сил - маршал Ф.Я. Фалалеев.
О произошедшем Василевский докладывал отдельной шифрограммой в Москву: "Прибыв 7 октября 1944 года для инспектирования в 7-й авиационный Брянский корпус дальнего действия, маршал Фалалеев в обход руководства операцией распорядился подготовить массированную авиационную атаку по целям Кеннигсбергского гарнизона. В проведенном авиаударе с 9 на 10 октября приняли участие командир корпуса Нестерцов В.Е., так и лично Фалалеев Ф.Я. в составе экипажа бомбардировщика Си-47. Потери с нашей стороны истребитель прикрытия ЛаГГ-3. Противнику нанесен значительный ущерб". Известно, что после этого случая Сталин лично , не доверяя словам о «негорючести» дельта-древесины из которой изготовлялся ЛаГГ , пытался зажечь образец материала от огня собственной трубки. Так что прозвище «Летающий Авиационный Гарантированный Гроб» вряд ли оправданно.. А вот единственному маршалу авиации лично участвовшему в боевой операции, пришлось оправдоваться и даже пережить понижение на несколько недель в должности."Не Звезду же Героя давать товарищу Фалалееву", - объяснил Сталин.
Тем не менее маршал Фалалеев в 1945 году участвовал в работе Потсдамской конференции и на встрече военных делегаций союзных держав в Норвегии — Англии, Франции, США. Именно в ходе ее Федора Яковлевича настиг повторный инфаркт. Он не смог выздороветь окончательно: стало тяжело даже просто ходить..Поэтому в 1946 году назначен начальником Военно-воздушной академии в Монино, а в 1950 вышел в отставку. 12 августа 1955 года маршала авиации Фалалеева не стало.

 

 

 

Геннадий Орешкин

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить