«Перенес я начало выступления на поздний час - и не по прихоти: а с бенефисным спектаклем прибыл сам Слонов, - и как мне наслаждения лишится, а после публика и сам великий артист ко мне пожалуют», - так описывал случай встречи с Слоновым великий Федор Иванович Шаляпин
Иван Артемьевич Слонов родился в Москве в июне (даты от первого до четвертого в разных источниках) 1882 года. Учился Слонов в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, затем в Музыкально-драматическом училище филармонического общества.
Не окончив училища Слонов дебютировал в 1903 году в роли Жадова в спектакле Русского театрального общества и был приглашен в Витебский театр. Н.П. Орленев, находясь в Витебске на гастролях отметил молодого актёра и рекомендовал его в театр Веры Фёдоровны Комиссаржевской. Слонов дебютировал здесь в роли Зимина («Дачники»). Затем он играл роли Власа («Дачники»), Карандышева, Малькова («Дикарка» Островского и Соловьёва), Макса («Бой бабочек» Зудермана). Исполнение этих ролей отличалось эмоциональной силой, ярким темпераментом.
В 1906 году Слонов уходит из театра Комиссаржевской. В этот период он работает в театрах Иркутска, Омска, Екатеринодара, Новочеркасска. На провинциальной сцене Слонов приобрёл опыт, не утратив непосредственности, искренности исполнения.
С 1910 года Слонов ведущий актёр театров Одессы и Киева. Лучшие работы Слонова в этот период – роли в русском классическом репертуаре. Интерпретация образов Чацкого, Незнамова, Карандышева, Мелузова («Таланты и поклонники»), Васьки Пепла («На дне») и особенно Нила («Мещане») имела ярко демократический характер и спектакли восторженно воспринимались в предреволюционные годы передовой частью зрителей, главным образом молодежью.
Играя роль Протасова («Живой труп», 1911), Слонов глубоко раскрыл тему столкновения человека высокой духовной чистоты с буржуазным обществом (в сценах с Абрезаковым и следователем). В эти годы определилась творческая индивидуальность Слонова, мастерски сочетающего силу чувств с тонким психологическим анализом. Внешний рисунок его ролей был строг, чёток и выразителен.
Иван Слонов играл на сценах обоих саратовских театров: в 1915 - 1923 годах в Городском театре (ныне Академический театр оперы и балета), лето 1925 и с осени 1928 года до конца жизни в драматическом театре имени К. Маркса.
Актёр Слонов стал той притягательной личностью, вокруг которой сформировалась труппа театра, ставшая в 30-х годах одним из лучших творческих коллективов страны. Он создал на сцене театра образы героев новой, революционной действительности: Хомутов («Огненный мост» Ромашова), Годун («Разлом»), Кошкин, Швандя («Любовь Яровая»). За кажущейся обыденностью своих героев, лишённых показного пафоса, актёр раскрывал высокую патетику первых лет революции.
Умер Иван Артемьевич Слонов 19 сентября 1945 года, похоронен на городском (Воскресенском) кладбище. На его могиле установлен небольшой белый обелиск с высеченным на нём барельефом артиста.
Имя Слонова носило театральное училище (до момента его присоединения к консерватории). В Саратове сейчас именем Слонова назван Академический театр драмы и улица.
Геннадий Орешкин