Иван Артемьевич Слонов - тот, ради которого переносил выступления Шаляпин

«Перенес я начало выступления на поздний час - и не по прихоти: а с бенефисным спектаклем прибыл сам Слонов, - и как мне наслаждения лишится, а после публика и сам великий артист ко мне пожалуют», - так описывал случай встречи с Слоновым великий Федор Иванович Шаляпин

Иван Артемьевич Слонов - тот, ради которого переносил выступления Шаляпин - фото 1Иван Артемьевич Слонов родился в Москве в июне (даты от первого до четвертого в разных источниках) 1882 года. Учился Слонов в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, затем в Музыкально-драматическом училище филармонического общества.
Не окончив училища Слонов дебютировал в 1903 году в роли Жадова в спектакле Русского театрального общества и был приглашен в Витебский театр. Н.П. Орленев, находясь в Витебске на гастролях отметил молодого актёра и рекомендовал его в театр Веры Фёдоровны Комиссаржевской. Слонов дебютировал здесь в роли Зимина («Дачники»). Затем он играл роли Власа («Дачники»), Карандышева, Малькова («Дикарка» Островского и Соловьёва), Макса («Бой бабочек» Зудермана). Исполнение этих ролей отличалось эмоциональной силой, ярким темпераментом.
В 1906 году Слонов уходит из театра Комиссаржевской. В этот период он работает в театрах Иркутска, Омска, Екатеринодара, Новочеркасска. На провинциальной сцене Слонов приобрёл опыт, не утратив непосредственности, искренности исполнения.
С 1910 года Слонов ведущий актёр театров Одессы и Киева. Лучшие работы Слонова в этот период – роли в русском классическом репертуаре. Интерпретация образов Чацкого, Незнамова, Карандышева, Мелузова («Таланты и поклонники»), Васьки Пепла («На дне») и особенно Нила («Мещане») имела ярко демократический характер и спектакли восторженно воспринимались в предреволюционные годы передовой частью зрителей, главным образом молодежью.
Играя роль Протасова («Живой труп», 1911), Слонов глубоко раскрыл тему столкновения человека высокой духовной чистоты с буржуазным обществом (в сценах с Абрезаковым и следователем). В эти годы определилась творческая индивидуальность Слонова, мастерски сочетающего силу чувств с тонким психологическим анализом. Внешний рисунок его ролей был строг, чёток и выразителен.
Иван Слонов играл на сценах обоих саратовских театров: в 1915 - 1923 годах в Городском театре (ныне Академический театр оперы и балета), лето 1925 и с осени 1928 года до конца жизни в драматическом театре имени К. Маркса.
Актёр Слонов стал той притягательной личностью, вокруг которой сформировалась труппа театра, ставшая в 30-х годах одним из лучших творческих коллективов страны. Он создал на сцене театра образы героев новой, революционной действительности: Хомутов («Огненный мост» Ромашова), Годун («Разлом»), Кошкин, Швандя («Любовь Яровая»). За кажущейся обыденностью своих героев, лишённых показного пафоса, актёр раскрывал высокую патетику первых лет революции.

Иван Артемьевич Слонов - тот, ради которого переносил выступления Шаляпин - фото 2Иван Артемьевич Слонов - тот, ради которого переносил выступления Шаляпин - фото 3Иван Артемьевич Слонов - тот, ради которого переносил выступления Шаляпин - фото 4Иван Артемьевич Слонов - тот, ради которого переносил выступления Шаляпин - фото 5Иван Артемьевич Слонов - тот, ради которого переносил выступления Шаляпин - фото 6Умер Иван Артемьевич Слонов 19 сентября 1945 года, похоронен на городском (Воскресенском) кладбище. На его могиле установлен небольшой белый обелиск с высеченным на нём барельефом артиста.
Имя Слонова носило театральное училище (до момента его присоединения к консерватории). В Саратове сейчас именем Слонова назван Академический театр драмы и улица.

 

 

 

Геннадий Орешкин

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить