История Трёх мушкетеров

В 1786 году королева Мария-Антуанетта заказала парижским ювелирам очень дорогое ожерелье из бриллиантов

История Трёх мушкетеров - фото 1 Его стоимость оценивалась в полтора миллиона ливров. Жанна де Ламотт решила его украсть. Она подсунула кардиналу де Роану фальшивое письмо от королевы с просьбой заплатить и забрать украшение у ювелира. Де Роан, искавший способ восстановления своего реноме при дворе, с радостью это сделал. Огромную сумму, правда, обязался выплачивать частями. А Жанна вызвалась передать драгоценность королеве, лично в руки. Но как только она его получила, сразу же переправила своему мужу в Англию, где оно и было продано.
Мошенничество раскрылось быстро. Ювелиры пожаловались Марии-Антуанетте, когда не получили первый взнос. Обманутого кардинала заключили в Бастилию, но потом оправдали и выпустил. А вот авантюристку де Ламотт сначала подвергли публичной порке, потом выжгли ей на плече лилию, а затем приговорили к пожизненному заключению в тюрьме Сальпетриер. Через несколько лет хитрой графине удалось бежать из острога. Потом в приходской книге одной из лондонских церквей появилась запись, что Жанна де Ламотт покончила с собой. Но история великой авантюристки на этом не закончилась.
По слухам, самоубийство было умело сымитировано, потому как графиня находилась в розыске из-за кражи колье и бегства из тюрьмы. Она бежала в Петербург, якобы от зверств французской революции. Получив покровительство самого Александра I и российское гражданство, беглянка обосновалась в Крыму под именем графини Гаше. Поговаривали, что там она помогала контрабандистам.
Проживала де Ламотт в домике на территории современного «Артека». К тому времени графиня была уже старушкой. После ее кончины завели уголовное дело «О розыске в имуществе покойной графини Гаше темно-синей шкатулки». В канун своей смерти Жанна написала завещание, в котором просила положить себя в гроб в чем есть, не обмывая и не переодевая. Неизвестно почему, но последнюю просьбу умирающей не выполнили. И вот тогда-то и обнаружили на ее плече клеймо. Вскоре из Петербурга в Крым прибыл нарочный, чтобы изъять из вещей графини темно-синюю шкатулку. Шкатулку отыскали, но в ней ничего не оказалось. Сыщики предполагали, что в этой шкатулке хранилась часть украденного ожерелья Марии-Антуанетты.
Похоронили Жанну де Ламотт на старом кладбище вблизи от «Артека». Сейчас на этом месте растет фруктовый сад. А украденные бриллианты французской королевы так и не нашли. Есть предположение, что Жанна закопала их где-то в Крыму и теперь пугает по ночам артековцев, являясь привидением Белой графини. Так она охраняет свои сокровища...
ВОТ ТАКАЯ ЗАНЯТНАЯ ИСТОРИЯ , похоже, натолкнула Александра Дюма-отца на сюжет с подвесками, лихо перенесенный его фантазией на полтора века назад! Появился роман, можно спорить о его достоинствах и тиражах, но одно останется неизменным - это самое экранизируемое сочинение в мире!
История, рассказанная Дюма, посвящена приключениям д'Артаньяна и его друзей в период между 1625 и 1628 годами. Это традиционный роман с продолжением, роман-фельетон: глава обрывалась на самом интересном месте, чтобы читатель с нетерпением ждал продолжения. Поскольку Дюма платили в газете построчно, он изобрел Гримо - слугу Атоса, который изъяснялся исключительно односложно. Таким образом, строчка, на которой стояло одно слово "да" или "нет", оплачивалась точно так же, как и полная мыслей. Первоначально в рукописи стояло имя д'Артаньяна - Натаниэль. Оно не понравилось издателям и было вычеркнуто. "Воспоминания", о которых Дюма говорит в предисловии, будто он просто опубликовал их в виде книги, по его словам, написаны графом де ла Фер. То есть, если говорить языком литературоведов, именно Атос является рассказчиком в "Трех мушкетерах".
Позднее выяснилось, что этим источником вдохновения были "Воспоминания господина д'Артаньяна, капитан-лейтенанта первой роты королевских мушкетёров" (Memoires de Monsieur d'Artagnan, capitaine lieutenant de la premiere compagnie des Mousquetaires du Roi). Правда, написана книга была совсем не д'Артаньяном, а сочинена писателем по имени Гасьен де Куртис де Сандра (Courtiz de Sandraz), опубликовавшим её в Кёльне (1700) через 27 лет после смерти мушкетёра(Согласно легенде, как только до Людовика XIV дошла весть о смерти его прославленного мушкетера, он тотчас же приказал конфисковать его личные вещи. С этой целью из Парижа были посланы двое офицеров. День и ночь скакали они, не щадя лошадей, по дороге во Фландрию, туда, где французские войска осаждали крепость Маастрихт. На вторые сутки офицеры добрались до городка и тут же, нигде не задерживаясь, направили коней на окраину к старой таверне. Без лишних слов, отстранив хозяина, они поднялись на второй этаж в комнату, где накануне сражения остановился д'Артаньян. Но странное дело, их нисколько не интересовали вещи мушкетера. Не обращая на них внимания, они перерыли тем не менее всю комнату и покинули ее лишь после того, как в их руках оказалась небольшая шкатулка - предмет их интереса. В ней хранились листки исписанной бумаги. Это будто бы и была
знаменитая рукопись д'Артаньяна. Зная о ее существовании, король решил принять меры предосторожности. Д'Артаньян хранил в своей памяти слишком много тайн, был посвящен во многие интриги двора и в его записках могла быть раскрыта подноготная многих неприглядных фактов, разглашать которые было не в интересах короля и его приближенных, их обнародование грозило нежелательными разоблачениями, а возможно, и скандалом. И все же избежать огласки не удалось. Мемуары д'Артаньяна увидели свет. Тогда-то некоторые, в том числе и сам Гасьен де Куртиль, стали утверждать, что это именно те самые подлинные записки, найденные в таверне на окраине Маастрихта и каким-то образом выскользнувшие из рук тех, кто так стремился сохранить их содержание в тайне.).

История Трёх мушкетеров - фото 2История Трёх мушкетеров - фото 3История Трёх мушкетеров - фото 4История Трёх мушкетеров - фото 5История Трёх мушкетеров - фото 6История Трёх мушкетеров - фото 7История Трёх мушкетеров - фото 8Эту книгу Дюма взял в Марсельской муниципальной библиотеке: и забыл ее вернуть, о чем свидетельствуют многочисленные письма с рекламациями, адресованные библиотекой и оставшиеся без ответа. Из "Мемуаров" Сандра Дюма почерпнул многочисленные подробности нравов XVII века, взял имена своих героев, эпизод путешествия д'Артаньяна в Париж, интригу с миледи, похищение рекомендательного письма к Тревилю, дуэль в Пре-о-Клерк, образы гвардейцев кардинала, вступление д'Артаньяна в полк дез Эссара; простую кабатчицу писатель превратил в очаровательный образ мадам Бонасье. Отсюда же были заимствованы и сведения, касавшиеся служебной деятельности д'Артаньяна у Мазарини, поездки гасконца в Англию, его участие в аресте Фуке.
Драматические столкновения при дворе рисуют и мемуары Пьера Де Ла Порта, ставшего одним из персонажей романа. Хотя здесь ему отведена очень скромная роль, на деле это был не простой посредник в тайных делах королевы, а их активный участник. Необычайная преданность камердинера Де Ла Порта Анне Австрийской отразилась на духе мемуаров, что в значительной мере повлияло на формирование позиции самого Дюма, давшего в книге подчас расплывчатый, но в целом более чем снисходительный портрет королевы. История её романа с Бекингэмом вызвала много толков в те времена и, естественно, отражена в упомянутых мемуарах. Анна Австрийская (она родилась в 1601 году и, следовательно, по времени описываемых событий, ей было 24 года), женщина пылкая и непостоянная, к тому же не особенно любившая своего мужа, обычно легко принимала ухаживания тех, кто открыто на них отваживался. Герцог Бекингэм, красавец, прибывший в Париж послом в сопровождении великолепной свиты, пленил её быстрее других. Изложение перипетий этого романа заняло бы слишком много места: он наполнен тайными встречами, ревностью короля, его интригами против королевы и местью её приближённым.
В "Мемуарах" Ларошфуко (1662, полное издание 1817) упоминается о том, как графиня Люси Карлайл (дочь графа Генри Нортумберлендского) - одна из армии фавориток Бэкингема - на балу срезала алмазные подвески у герцога Бэкингема. Причина была проста: герцог обещал украшения ей, но охладел и предпочел забыть про графиню Люси. Впрочем, вместе с возвращенными подвесками, на некоторое время она вернула и его благорасположение..Трагическая смерть герцога в 1628 году от руки убийцы-фанатика Фельтона положила конец этой связи.
В духе мемуаров Ла Порта выдержаны и ещё одни воспоминания: "Мемуары по поводу истории Анны Австрийской, супруги Людовика XIII, короля Франции", подписанные именем "г-жи Моттвиль, одной из её фавориток", и вышедшие в Амстердаме в 1723 году. Их просмотрел сам Александр Дюма, и они лишь способствовали появлению ряда неточностей в его
оценках. История любви Д'Артаньян и Констанции Бонасье, лицу вымышленному, тем не менее основывается на действительных событиях: опала и изгнание г-жи де Фаржис, приближённой Анны Австрийской, послужили Дюма материалом для создания образа своей героини. Похищение Бонасье (ч. I, гл. VIII и след.) скопировано с рассказа о похищении лакея Анны Австрийской в мемуарах де Ла Порта; завтрак на бастионе Сен-Жерве взят из "Истории французской пехоты" Сюзана. Тактика Портоса в церкви с богатой прокуроршей (гл. XXIX) заимствована из "Комического романа" Скаррона; анекдот, рисующий "наглость англичан" (ч. I,
гл. ХХX) - из "Маленьких историй" Тальмана де Рео! Но кто же сами прообразы д'Артаньяна и его товарищей?
И начать нужно с него - Арман-Жан Де Пейре, граф Де Тревиль - лицо не вымышленное. Сын торговца, бедняк, он сделал блестящую карьеру, принял командование мушкетёрами (правда, лишь в 1634 году) и дожил до 1672 года.Трувиль действительно пользовался большим влиянием. Славился он и способностью с одного взгляда распознавать искусного фехтовальщика и вербовать в свою роту самых храбрых офицеров. Благодаря его покровительству в число мушкетеров был приняты прототипы мушкетеров. Похождения самого Трувиля - это и есть чуть не половина истории д'Артаньяна в "Трех мушкетерах"! Кстати, очень долго этот господин в Париже проживал в комнатах при трактире "Козочка".
Созданный в 1622 году корпус мушкетёров, собравших элиту дворянства, сразу
проявил себя как храбрейшая часть войска в боях и строптивейшая часть
сословия в мирной жизни. Гроза буржуа и зачинщики всяческих буйств, нередко
добывавшие себе средства на жизнь и экипировку способами не только
хитроумными, но и противозаконными, мушкетёры верно показаны в романе.
Почему же сам Дюма решил отнести первоисточник к личности графа де Ла Фер? Александр Дюма наделил каждого из своих мушкетеров чертами кого-то из близких ему людей. Так вот, в графе де Ла Фер современники опознали первого соавтора и наставника Дюма, литератора Адольфа Левена, по происхождению действительно шведского графа. Сдержанный и холодноватый в общении Левен, подобно Атосу, был для Дюма надежным и преданным другом, воспитателем его сына. Следует добавить, что при этом граф был известен в кругах парижской богемы как большой любитель выпить — еще одна черта знаменитого мушкетера.
Реальный же Атос - дальний родственник де Тревиля - прожил и прокутил всего 28 лет, но никаким графом не был! Более того Арман де Силлег д'Атос д'Отевьель (Дотюбьель) родился в коммуне Атос-Аспис близ испанской границы, но родители "высокородного графа" не были дворянами! Атос смолоду служил в армии, однако счастье улыбнулось ему только в 1641 году, когда он смог пробиться в ряды элиты королевской гвардии и стать рядовым роты мушкетеров. Вероятно, не последнюю роль здесь сыграли родственные связи: де Тревиль все-таки был троюродным дядей реального Атоса. Впрочем, кого попало в личную охрану короля не брали даже при наличии «мохнатой гасконской лапы»: молодой человек слыл храбрецом, хорошим солдатом и носил мушкетерский плащ вполне заслуженно.Известно, что он был смертельно ранен во время стычки у рынка Пре-о-Клерк и умер некоторое время спустя - 21 декабря 1643 года...
А буквально за пару месяцев до этого печального события - но не такого уж исключительного! - в мушктерскую роту был принят Исаак де Порто. Впрочем, есть версия, что этот достойный господин, проживший необычайно долгую для своего времени жизнь - почти 100 лет! - , мог и не быть мушкетером: он происходил из рода беарнских дворян-протестантов. Бытует мнение, что его дед Авраам Порто, поставщик птицы ко двору короля Генриха Наваррского, заслуживший придворный титул «офицера кухни», был принявшим протестантизм евреем и бежал в либеральную Наварру из католической Португалии, где на его братьев по вере и крови шли жестокие гонения.
Родившийся в 1617 году в поместье Ланне - массивный замок сохранен и в наши дни - в долине реки Вер Исаак де Порто был в семье младшим из троих сыновей. Следовательно, у него было меньше всего шансов рассчитывать на наследство, поэтому карьера военного являлась для Исаака лучшим вариантом. В шестнадцати- или семнадцатилетнем возрасте де Порто поступил на военную службу. В 1642 году он фигурирует в реестре чинов полка Французской гвардии Военного дома короля как гвардеец роты капитана Александра дез Эссара, той самой, в которой в романе Дюма начинал службу д'Артаньян.Исаак де Порто много и храбро воевал. В итоге, раны, полученные им в сражениях, дали о себе знать, и он был вынужден покинуть службу и Париж. Вернувшись на родину, Исаак де Порто после 1650 года занимал гарнизонную должность хранителя боеприпасов гвардии в крепости Наварранс и продолжал служить Франции. Впоследствии он также исполнял обязанности секретаря провинциальных штатов в Беарне.
Этот реальный Портос скончался в начале XVIII века, оставив на своей малой родине скромную память заслуженного ветерана и хорошего человека, отца многочисленного семейства - но основной наследницей стала внучка баронесса дю Валлон ,ее потомкам и сейчас принадлежит фамильный замок (муж барон Ги дю Валлон де Беррарье предпочел выкупить его у подразорившейся родни). Его надгробие в часовне Сен-Сакреман церкви Святого Мартина в городе По , как и могила самого де Порто, сохранилось по сей день.Так что гасконцем надобно полагать Портоса..
В образе Портоса Александр Дюма вывел многие черты своего отца, боевого генерала эпохи Наполеоновских войн, который прославился не только своими геркулесовыми подвигами, но также щепетильным отношением к вопросам чести и веселым нравом.
Увы, скромна и история Арамис- Анри д'Арамитц- дворянина, светского аббата в сенешальстве Олорон,
зачисленного в 1640 г. в мушкетёрскую роту, которой командовал его дядя. Вопреки А. Дюма он никогда не был епископом и генералом ордена иезуитов, а являлся светским аббатом. До наших дней от его аббатства сохранился серый каменный портал, увенчанный стрелой свода. Сюда близкий друг д'Артаньяна, неизменный его соратник по битвам и дуэлям, удалился в 1655 году, после пятнадцати лет военной службы. Жил вместе с женой и четырьмя детьми в долине Бартон, где неподалеку от Ларена в Пиренеях, на скале громоздился великолепный замок, приобретенный за счет приданого супруги.
Неподалеку от города Ош в местечке Люпиак родился человек, послуживший прообразом знаменитого литературного героя - д'Артаньяна. Поныне существует, построенный в XI веке, замок Кастельмор(Кастельмор - родовой замок дАртаньяна), где он жил. Здание сейчас находится в частном владении и, к большой досаде туристов, закрыто для посетителей. А надо сказать, что в последних нет недостатка. В городок, насчитывающий в наши дни всего лишь немногим более десяти тысяч жителей, стекается множество любопытных. Они приезжают сюда, чтобы увидеть памятные места, связанные с именем д'Артаньяна. Правда, к их сожалению, кроме замка, где он родился и рос, мало что сохранилось от тех времен. Строгий по формам замок Кастельмор стоит на берегу Тенарезы. Четыре башни - две круглые, более древние, и две квадратные, возвышаются над кронами дубов и вязов, охватывающих здание кольцом. Старые его камни прячутся под зеленым плащом из плюща, отчего стены сливаются с листвой деревьев и издали с залитых солнцем холмов едва заметны.
Предание гласит, что в кухне этого замка году этак в 1620-м родился Шарль де Батц Кастельмор д'Артаньян. Более точную дату, несмотря на все попытки, установить оказалось невозможным. И хотя сохранилась приходская книга, где есть запись о его рождении, но как на грех именно в том месте, где должны стоять год и месяц рождения, - страница надорвана. Отец Шарля не был дворянином, но происходил из старинной и уважаемой фамилии. Он успешно торговал с Испанией и был достаточно богат. Следуя семейным традициям, которые принесла в дом его жена, Бертран де Батц, отец будущего мушкетера, готовил своих сыновей к службе в королевской гвардии. Судьба солдата ожидала и Шарля - младшего сына в семье, имевшего право наследовать лишь имя родителя. Покинем замок Кастельмор - гордое обиталище доблестных рыцарей и отправимся по направлению к горам. Через несколько километров вы заметите огромный вяз. Словно букет из листвы, он раскинулся над крышами маленькой деревушки Артаньян. Могучее дерево, в тени которого спасается от полуденного зноя целое стадо коров, так велико, что, пожалуй, и четверо, взявшись за руки, не смогут обхватить его. Много повидал на своем веку старый вяз, многое помнит.
Это было давно, лет пятьсот назад. Но и тогда уже он был как Геркулес, покрытый зеленой листвой. Была и деревушка. Земли, расположенные вокруг нее, входили в баронат дворянского рода Монтескью - одного из старейших в королевстве. Во всяком случае они принадлежали этой семье с тех пор, как Полон де Монтескью - конюший Анри д'Альбрета, короля Наваррского, женился на Жакметте д'Эстен - даме из Артаньяна. После свадьбы молодые пожаловали в свою гасконскую усадьбу. Поездка эта не столько входила в маршрут их свадебного путешествия, сколько была продиктована деловой необходимостью. Молодой супруг должен был вступить в права владельца усадьбой. Для этого требовалось его присутствие на церемонии . Под гигантским зеленым зонтиком, раскрытым высоко в небе, собралась вся деревня. Старики в широких темно-синих беретах тихо переговаривались меж собой на беарнском наречии. Феодал появился верхом в сопровождении небольшой свиты. Толпа молча смотрела на нового хозяина. Что принесет он: гора, несчастье или (на что надежды было мало) будетвеликодушным и благородным. Когда же слуга развернул пергамент, стало так тихо, что слышно было, как трепещут над головами листья вяза. Синьор и его вассалы, сняв береты и преклонив колени, приготовились слушать. "Отныне Полон де Монтескью, - читал слуга, - клянется, что будет вести себя как подлинный феодальный сеньор, остальные должны помнить о том, что они являются вассалами и в свою очередь клянутся вести себя подобающим их положению образом...". Так конюший короля Наваррского стал синьором д'Артаньяном.
Его сын Жан был первым из этого рода, кто служил под именем д'Артаньяна в гвардии Генриха IV. Шли годы. На краю деревни вырос замок. Поколение сменялось поколением. Но неизменно мужчины из замка уходили служить в гвардию - это стало семейной традицией. А женщины выходили замуж и тоже покидали замок, чтобы принести супругу приданое, а сыновьям дать право на новое пышное имя. Когда в 1608 году Франсуазу де Монтескью выдали за Бертрана де Батц Кастельмор - богатого купца из Люпиака, она принесла мужу пять тысяч ливров приданого, а дети получили право на имя - д'Артаньян. Сегодня от замка в Артаньяне мало что сохранилось. Честно говоря, замком эти каменные руины трудно даже назвать. Время, стихии, пожар сделали свое дело. Остались лишь часть стены, полуразвалившаяся башня, старинная беседка во дворе да колонны на месте бывших ворот. А ведь еще сто лет назад здесь все было по-иному. Один из "прямых потомков" знаменитого д'Артаньяна собрал в небольшой гасконской усадьбе целый музей. Портреты предков, знамена, "отнятые у врага", гербы, оружие. Но культ прославленного предка не принес богатства тогдашнему хозяину замка графу Роберу де Монтескью. Он же полагал, что славу можно наследовать как и камни старинного замка и посвятил своему предку восторженные строки: Благородный солдат, погибший за дело чести, Я чувствую, что твой благосклонный взгляд склоняется На лютню, которая наследует твоему высокому мушкету. Удар шпаги - брат рифмы; У них одинаковый звук, а поэт и воин Делят между собой ветви одного лаврового венка. Но, увы, "старый граф (так его звали в селении) не унаследовал и малой толики той известности, которой благосклонная судьба наградила д'Артаньяна. Робер де Монтескью умер, как говорят, без гроша в кармане. После смерти графа дом не раз продавался. Новые владельцы без священного трепета отнеслись к реликвиям, собранным в замке. Коллекция пошла с молотка. А вскоре огромный пожар охватил здание с четырех сторон.
Жители деревни говорят с тех пор, что злой рок ожесточился против усадьбы.
Теперь охотников приобрести развалины (а они постоянно продаются) найти еще труднее. Крестьянская семья, которая ныне поселилась среди руин, занимается тем, что разводит салат на землях около ручья - притока Ардура. О прошлых владельцах им напоминает лишь мраморный бюст отважного д'Артаньяна - единственный экспонат, сохранившийся из всего собрания Робера де Монтескью. По этому скульптурному портрету, довольно сильно пострадавшему от времени, трудно представить подлинный облик знаменитого мушкетера.
В 1667 году за заслуги в сражениях против испанцев Людовик XIV назначил новопроизведенного капитан-лейтенанта своих мушкетеров и самопровозглашенного графа д'Артаньяна губернатором Лилля. Найти общий язык с вольнолюбивыми горожанами гасконцу так и не удалось, поэтому он был несказанно рад, когда в 1672 году разразилась Франко-голландская война, и ему было позволено оставить губернаторство. В этом же году д'Артаньян получил из рук короля свой последний воинский чин — звание «полевого маршала» (генерал-майора). 25 июня 1673 года при осаде Маастрихта, в ходе ожесточенного боя за одно из укреплений, в безрассудной атаке по открытой местности, организованной молодым герцогом Монмутом, д'Артаньян был убит мушкетной пулей в голову. Тело гасконца нашли простертым на окровавленной земле среди тел его погибших солдат. Французская армия искренне оплакивала смерть испытанного генерала. «Лучшего француза трудно найти», — сказал позднее маршал д'Эстрад, который много лет служил под командованием д'Артаньяна. Под Маастрихтом, прославившимся в веке 20-м тут подписанными соглашениями, и стоит памятник не литературному д'Артаньяну.
Ну и вот еще! Помните, как Атос, Портос и Арамис были озадачены, когда им понадобилось немедля приобрести все принадлежности экипировки мушкетера. Для этого требовалась изрядная сумма, а ее-то у них и не было. Друзья слонялись по улицам и разглядывали каждый булыжник на мостовой, словно искали, не обронил ли кто-нибудь из прохожих свой кошелек. Но все было тщетно до тех пор, пока одному из них не пришла мысль обратиться к помощи своих богатых возлюбленных. И дело быстро устроилось. В ту эпоху это не считалось позорным, а, напротив, казалось простым и вполне естественным, говорит Дюма, и юноши из лучших семей бывали обычно на содержании у своих любовниц. Нечто подобное произошло и с д'Артаньяном.
Он тоже нуждался в экипировке и ему тоже помогла женщина. Как-то у палатки д'Артаньяна остановилась великолепная коляска. Из нее вышла дама, лицо ее скрывала густая вуаль. В таинственной незнакомке мушкетер узнал свою возлюбленную - богатую вдову. Прослышав о затруднении, которое испытывает ее избранник, она, не желая, чтобы он подвергался унижению, решила полностью экипировать своего кавалера. Напрасно д'Артаньян протестовал, энергичная вдова не только не слушала его, он лично примеряла на нем камзол, давал указания портному. Благодаря ее заботам, на ближайшем смотре д'Артаньян своим блестящим видом обратил на себя внимание самого короля. Ему, не имевшему права на долю в отцовском наследстве, приходилось, как и воем младшим сыновьям в знатных семьях, самому добиваться богатства. Избранницей д'Артаньяна стала Шарлотта-Анн де Шанлеси, дама из Сен-Круа, богатая вдова местного прево, происходившая из торгового рода и старше его на десяток лет.

 

 

 

Геннадий Орешкин

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить