Круговорот живого вещества
- Устойчивое развитие в масштабах мегаполиса рассматривать невозможно. Любой мегаполис, любой город не может существовать без базы, производящей продукт, без места, где перевариваются отходы этого большого собрания людей. Недаром в ООН есть программа Global village, но есть Global City. Хотя экологическая позиция города, конечно, возможна.
Экология- это наука о взаимоотношении равных живых организмов различных видов друг с другом и с окружающей средой. Важное взаимоотношение. Все элементы периодической таблицы Менделеева проходит в своем круговороте живое вещество. Этот цикл существует в природе без человека. Отходы одних становятся пищей другого вида животных в этом цикле. Но именно из-за деятельности человека появился «неперевариваемый» продукт, которого город дает больше всего.
Это фрагмент из записи беседы с Геннадием Ягодиным, которую сделала Светлана Глинкина. И сейчас есть возможность с ней познакомиться полностью. Геннадий Ягодин говорит о нас с вами. Вернее о жизни человека в большом городе, в мегаполисе. Итак, продолжаем.
Заложник свободы передвижения
- Воздух в городе стал заложником свободы граждан на передвижение. В истории когда-нибудь оценят изобретение автомобиля вовсе не как положительный момент. Потому что загрязняется воздушная среда. Неважно, миллиардер ты или бедняк, в городском пространстве воздух для всех един. Например, каждый житель Мехико-сити «поглощает» каждый день вредные вещества, эквивалентные выкуренной пачке сигарет, даже если он совсем не курит, и это происходит из-за выхлопов автомобилей.
В Москве сейчас внедряется альтернативный вид топлива- диметиловый эфир. На него переводят автобусы, автомобили. Оно приносит меньше урона окружающей среде, но все равно дает выбросы. То есть мы получаем только частичное решение проблемы.
Какой опыт существует в других странах? Человек в современном понимании появился совсем недавно. До этого он был охотником и собирателем. Охотник шагом не ходил, а бегал, был тощий, без лишнего веса. Сегодня тучных людей в Америке- 61%, в России- 57%. Это потенциальные пациенты для докторов. Инсультов больше, сахарного диабета больше и т. д. Есть ли выход? - Есть. Надо пересаживаться на велосипеды. В Европе, например, в таких городах, как Амстердам (37% велосипедистов от общего числа жителей), Хельсинки, Оксфорд, Кембридж, велосипеды- основное средство передвижения.
Можем ли мы пойти по этому пути? У нас пока даже такая задача не ставится. Для московских властей головной болью стали парковки автомашин. Можно, конечно, построить подземные гаражи. Но Париж, Лондон, проходили эту проблему ранее, 20-30 лет назад, и им это двигательной энергии не добавило. Велосипедисты решают проблему. Но для этого требуется перепланировка города: обустройство велосипедных дорожек, наличие мастерских и сервиса для велосипедов. Правила должны быть изменены в пользу велосипедистов. Это путь, но даже в Москве, как городе, задающем моду во всей России, этого нет, - говорил Геннадий Ягодин.
Правда, в последнее время многое в Москве изменилось. Появились и велосипедные дорожки, и прокат велосипедов. Но вот о развитии полной инфраструктуры для велосипедного движения, действительно, говорить еще рано. Тут Геннадий Ягодин прав и сегодня. Теперь надо более подробно сказать о Геннадии Ягодине. В январе годовщина со дня кончины ученого-химика, последнего министра образования СССР Геннадия Ягодина. По словам члена-корреспондента РАН Александра Чекмарева, в свои восемьдесят семь, был мобилен, вел преподавательскую и педагогическую работу. Заведовал кафедрой в московском Международном университете, возглавлял Московский музей образования, читал лекции в родной "менделеевке" и там же был научным руководителем Высшей школы наук об охране окружающей среды.
- Он был человеком разносторонним и, одновременно, очень цельным, - отмечает член-корреспондент РАН Александр Чекмарев. - Кандидатскую диссертацию защищал по физике разделения изотопов, а докторскую - уже как химик-технолог, и на той самой кафедре редких, рассеянных и радиоактивных элементов, которую он впоследствии и возглавил. Но Геннадий Ягодин не ограничивался только этим. Итак, продолжаем публикацию беседы Геннадия Ягодина и Светланы Глинкиной.
Все меньше и меньше
- Другая ситуация- мусор в городе. Посмотрим, почему от мусоросжигательных заводов отказались многие страны, в частности США. Сгорающая пластмасса приводит к образованию диоксина. Доказано, что это вещество приводит к уродствам младенцев, и на Западе у рожениц количество диоксинов измеряют перед допуском к вскармливанию или при переводе на искусственное кормление ребенка.
В Японии по-своему просто решили эту проблему. Они сжигают мусор над океаном, подальше от городов. А куда трансграничный поток принесет выброс- это уже чужие хлопоты…
Что касается полигонов - их обустройство дорого и сложно, должна быть сделана «подложка», которая не соединяется с подземной водой. Микробы должны перерабатывать все свободно, должна быть газовая труба. Много таких полигонов? За последние десять лет таковые только-только начали появляться. Ни сжигание, ни захоронение не являются ключом к решению проблемы. Сортировка и переработка- единственный выход.
Может ли сортировать мусор тот, кто выносит его на помойку? Если есть мусоропровод в доме, то это неудобно. В Нидерландах, в Бельгии, в Дании пришли к законному выходу. Есть запрет на производство пищевых продуктов в бумажной упаковке внутри страны. Они используют стеклянные банки и бутылки, то есть многоразовую тару. В Токио бумага попадает не в мусор: домохозяйка выносит макулатуру, а взамен получает туалетную бумагу.
Бесплатный сбор макулатуры в СССР нанес вред, в том числе и с точки зрения воспитания, сегодня нужен прагматичный подход. Современная пластмасса должна быть прочной, но быстро разлагаться, например, на основе янтарной кислоты.
Еще несколько слов о Геннадии Ягодине. Это написала о нем Виктория Молодцова, журналист «Учительской газеты».
- 23 года потребовалось для того, чтобы выпускник МХТИ стал его руководителем, но это был не просто путь к административной должности, это была школа, как сейчас бы сказали, менеджмента, которая давала Ягодину бесценные практические управленческие знания. Поэтому, наверное, нет ничего удивительного в том, что ученого и управленца заметили. В 1985 году он был назначен министром высшего и среднего специального образования СССР, первым министром, назначенным Михаилом Горбачевым после прихода того к власти. Наверное, неслучайно, что именно во время перестройки Ягодин стал министром высшего и среднего специального образования: этому времени перемен и демократизации нужны были Интеллигенты, понимающие, что и как нужно менять в подготовке кадров высшей квалификации. Через три года в стране создали Государственный комитет по народному образованию СССР, объединив министерства высшего, среднего образования, просвещения и Комитет по профессионально-техническому образованию. Вот тут страна на самом высшем уровне оценила значимость Ягодина для перестройки всего отечественного образования - первый президент СССР Михаил Горбачев назначил Геннадия Алексеевича председателем Государственного комитета СССР по народному образованию. И перестройка началась.
Геннадий Ягодин довольно быстро собрал свою команду в Гособразовании. В тогдашнем Гособре начинали те, кто потом стали значительными фигурами в отечественном образовании, в коллегии работали такие мощные общественные деятели, как тогдашний секретарь ЦК ВЛКСМ Людмила Швецова, которые помогали в определении запросов общества на качественное образование.
Это было удивительное ведомство, в котором собрались еще не известные стране, но позже ставшие лидерами в своих направлениях работы молодые ученые. При Ягодине в стране возникли психологические службы, социологические опросы, новые учебные планы, программы развития и многое другое. Психологов в школы привел тогдашний главный психолог Гособразования, а ныне директор ФИРО Александр Асмолов, дефектологией занимался нынешний директор Института коррекционной педагогики РАО Николай Малофеев.
Приход Ягодина на пост председателя Гособразования из системы высшего образования тогда никого не озадачил – сын сельских учителей не понаслышке знал школьные проблемы и со знанием дела обсуждал их с учителями СССР. Но он понимал и другое – без ученых и педагогов невозможно лишь за счет административного ресурса изменить в лучшую сторону отечественное образование, наверное, поэтому и собрал лучшие силы во Временный научно-исследовательский коллектив «Базовая школа» (ВНИК «Школа») под председательством тогдашнего научного сотрудника Академии педагогических наук СССР Эдуарда Днепрова. Заслугой Геннадия Ягодина стало то, что этот коллектив был свободен в создании новой концепции развития отечественного образования. То, что началось во времена Гособразования СССР, дало импульс для создания современной модели школьного, высшего, среднего специального, дополнительного образования, которая сегодня приобретает все новые и новые черты.
К концу лета 1988 года ВНИК, состоявший из авторитетных ученых-педагогов и педагогов-практиков, подготовил проект нового устава школы и концепцию развития образования в СССР. В декабре на Всесоюзном съезде работников народного образования эти документы Геннадий Ягодин представил на обсуждение, их одобрили делегаты - учителя, преподаватели, управленцы, ученые, общественные и политические деятели. Одним из первых нововведений Ягодина стал изданный летом 1988 года приказ №540, разрешавший переводить из класса в класс и даже выпускать с аттестатом учащихся средней и старшей школы, которые не успевали по одному или более предметам. При Геннадии Ягодине было введено свободное посещение лекций, отменена военная подготовка для девушек-студенток, из вузовских программ исключили устаревшие общественно-политические дисциплины, университеты получили автономию. В 1989-1991 годы Ягодина и его ведомство яростно критиковали как сторонники реформ, так и их противники. Одни считали, что демократизация образования идет недостаточно быстро, другие - что все идет к развалу советской школы,- пишет журналист «Учительской Газеты» Виктория Молодцова.
В период краха СССР председатель Госкомитета Геннадий Ягодин пережил драматические события. За пять неполных месяцев 1991 года его три раза отправляли в отставку: в апреле и июле это пытался сделать премьер-министр Валентин Павлов, в августе - ГКЧП. Но Геннадий Ягодин сохранил свои полномочия вплоть до Беловежских соглашений, роспуска союзных органов управления и сложения полномочий президента СССР. В последний раз решение о возобновлении работы Ягодина на посту главы Гособразования принимал уже премьер-министр РСФСР Иван Силаев, что временно входило в сферу его компетенции. И завершить этот материал хочу словами Геннадия Ягодина об экологическом образовании. Многие из нас слышали эти слова, но мало кто точно знает, что они значат. Слово Геннадию Ягодину.
Нормы быта
Экологическое образование должно начинаться в семье как можно раньше. Ребенку можно привить экологичные решения на уровне семьи. Экологическую культуру надо превратить в бытовую, включая сортировку мусора (съедобное от несъедобного). Москва радует тем, что появилась экологическая компонента в обществе, и она развивается. Например, ведется работа на ООПТ. Есть интересные проекты с участием детей и взрослых, что очень важно. Экологическое просвещение должно быть и в школе. В Москве экологическим образованием охвачено только 28 учебных заведений, - на этом завершилась беседа Светланы Глинкиной с Геннадием Ягодиным.
Обозреватель журнала «ЭкоГрад» Александр Перепечко