«ФРЭНСИС БЭКОН И НАСЛЕДИЕ ПРОШЛОГО»

 «ФРЭНСИС БЭКОН И НАСЛЕДИЕ ПРОШЛОГО»  - фото 1

 

 

 

7 декабря 2014 года – 8 марта 2015 года

Главный штаб

 

 

 

       С 7 декабря 2014 года, в рамках празднования 250-летия Эрмитажа, в Главном штабе представлена выставка «Фрэнсис Бэкон и наследие прошлого». Выставка, проходящая в рамках перекрестного года культуры Великобритании и России 2014, подготовлена Государственным Эрмитажем совместно с Центром изобразительных искусств Сейнсбери, Университет Восточной Англии. На экспозиции представлены тринадцать картин Фрэнсиса Бэкона из собрания Центра изобразительных искусств Сейнсбери, из коллекции Лизы и Роберта Сейнсбери – первых и самых щедрых меценатов Бэкона, оказавших художнику существенную моральную и финансовую поддержку в сложные для него годы. Картины были написаны в основном в 1950-е – начале 1960-х годов, и являются той основой, вокруг которой собирались остальные произведения художника. На экспозиции представлены также живописные произведения из галереи Тейт, Лондон; Художественной галереи и музея Абердина, Йельский центр британского искусства в Нью-Хейвене, США; галереи Хью-Лейн в Дублине, а также из собраний частных коллекционеров. Из коллекции лорда Дуро экспонируется «Портрет папы Иннокентия X» Веласкеса, являющийся одним из вариантов картины в галерее Дориа Памфили. Образ папы римского, созданный великим испанским художником,  был источником вдохновения для многих картин Бэкона.

     Выставку прекрасно дополняют художественные произведения из собрания Государственного Эрмитажа, начиная от египетского искусства и образцов греко-римской пластики до живописи Веласкеса и Рембрандта, Матисса и Пикассо, скульптуры Микеланджело и Родена. Френсис Бэкон, как и многие другие художники, оглядывается на своих предшественников, изучает и использует опыт великих мастеров прошлого и своих современников. Материалы из его мастерской в Южном Кенсингтоне, в Лондоне, ныне находящиеся в галерее Хью Лейн, в Дублине, позволяют заглянуть в мир художника, познакомиться с его творческим методом, выявить источники отдельных образов его произведений, в которых древнее, классическое и современное ему искусство играло такую важную роль.

      Британский художник Фрэнсис Бэкон (1909–1992) – один из крупнейших мастеров XX века. Его произведения являются важнейшими экспонатами залов современного искусства мировых музеев, частные коллекционеры выкладывают за его картины целые состояния. Его творчеству посвящаются многочисленные выставки, оно стало объектом изучения исследователей – историков искусства, психологов, философов. Как всякое крупное явление искусства, оно отражает не только сложный внутренний мир самого художника, но представляет собой слепок времени и обстоятельств, в которых он жил и творил.

Бэкон не имел профессионального художественного образования, своими учителями считал Микеланджело, Рембрандта, Тициана, Энгра и Веласкеса. Образ папы Иннокентия X, созданный испанским живописцем (1650, собрание Дориа-Памфили, Рим), неотступно присутствовал в творчестве Бэкона на протяжении многих лет («Папа I. Этюд по портрету папы Иннокентия X Веласкеса», 1951, Городская галерея и музей, Абердин). На выставке демонстрируется также погрудная версия картины Веласкеса из собрания лорда Веллингтона, предоставленная Эрмитажу нынешним владельцем маркизом Дуро (Апсли-Хаус, Лондон). Бэкон считал, что «это один из величайших когда-либо написанных портретов», и признавался, что был «просто помешан на папе, потому что он буквально преследовал меня, порождая самые противоречивые чувства и затрагивая разные области… Я думаю, все дело в его великолепных красках». У великих живописцев прошлого он учился технике наложения мазков и богатству палитры, пытаясь воплотить реальность неистовством краски. Ему хотелось, чтобы в его случае методы старых мастеров действовали совсем иначе, «не так как прежде, не в тех целях, для которых они были созданы первоначально.

Фрэнсис Бэкон не занимался скульптурой, тем не менее, связь его творчества со скульптурой необычайно глубока. В этюде «Воображаемый портрет папы Пия XII» (1955, собрание Сейнсбери) очевидна окаменелость неподвижной формы, свойственная скульптурам египетских фараонов, например фигуре Аменемхета III (Государственный Эрмитаж). Одним из главных источников художественных образов для Бэкона было творчество величайшего представителя классической традиции Микеланджело. «Скорчившийся мальчик» из собрания Эрмитажа цитируется Бэконом почти открыто в картине «Две фигуры в комнате» (1959, собрание Сейнсбери). Как и в других полотнах, образы Бэкона отсылают нас к фигурам «День» и «Вечер», созданным Микеланджело для надгробия Медичи во Флоренции (на выставке представлены терракотовые копии XVI века из собрания Эрмитажа). Художник необязательно был знаком с оригиналами, довольствуясь для своих целей иллюстрациями в книгах и альбомах (ныне в Галерее Хью Лейн).

Мощным источником вдохновения для Бэкона стало искусство Ван Гога. Бэкон создал серию картин под впечатлением от работ и писем Ван Гога к брату Тео, в которых Ван Гог излагал свое отношение к копиям с картин предшественников. Будучи больным, он утешался копированием с черно-белых репродукций Делакруа и Милле, которые использовал как источник для сюжетов. .

Тщательно подобранные для этой выставки материалы присланы из Галереи Хью Лейн в Дублине. Они были переданы туда после смерти Бэкона его наследником вместе с огромным изобразительным материалом и богатейшей библиотекой – всем, что скопилось в крошечной квартире на Рис-Мьюз, где на первом этаже находилась его мастерская. При жизни художника мало кто попадал в это сугубо личное пространство, сохраняющее отпечаток его яркой индивидуальности и таящее разгадки к пониманию его творческого гения.

Кураторы выставки – доктор Тьерри Морель, Великобритания, и Елизавета Ренне, старший научный сотрудник Отдела истории изобразительного искусств Государственного Эрмитажа, кандидат искусствоведения.

К выставке подготовлен научный иллюстрированный каталог (Издательство «Фонтанка», 2014).

            Выставка проходит при поддержке Фонда друзей Эрмитажа в Великобритании.

 «ФРЭНСИС БЭКОН И НАСЛЕДИЕ ПРОШЛОГО»  - фото 2 «ФРЭНСИС БЭКОН И НАСЛЕДИЕ ПРОШЛОГО»  - фото 3 «ФРЭНСИС БЭКОН И НАСЛЕДИЕ ПРОШЛОГО»  - фото 4 «ФРЭНСИС БЭКОН И НАСЛЕДИЕ ПРОШЛОГО»  - фото 5 «ФРЭНСИС БЭКОН И НАСЛЕДИЕ ПРОШЛОГО»  - фото 6 «ФРЭНСИС БЭКОН И НАСЛЕДИЕ ПРОШЛОГО»  - фото 7 «ФРЭНСИС БЭКОН И НАСЛЕДИЕ ПРОШЛОГО»  - фото 8 «ФРЭНСИС БЭКОН И НАСЛЕДИЕ ПРОШЛОГО»  - фото 9 «ФРЭНСИС БЭКОН И НАСЛЕДИЕ ПРОШЛОГО»  - фото 10 «ФРЭНСИС БЭКОН И НАСЛЕДИЕ ПРОШЛОГО»  - фото 11 «ФРЭНСИС БЭКОН И НАСЛЕДИЕ ПРОШЛОГО»  - фото 12 «ФРЭНСИС БЭКОН И НАСЛЕДИЕ ПРОШЛОГО»  - фото 13 «ФРЭНСИС БЭКОН И НАСЛЕДИЕ ПРОШЛОГО»  - фото 14 «ФРЭНСИС БЭКОН И НАСЛЕДИЕ ПРОШЛОГО»  - фото 15 «ФРЭНСИС БЭКОН И НАСЛЕДИЕ ПРОШЛОГО»  - фото 16 «ФРЭНСИС БЭКОН И НАСЛЕДИЕ ПРОШЛОГО»  - фото 17 «ФРЭНСИС БЭКОН И НАСЛЕДИЕ ПРОШЛОГО»  - фото 18 «ФРЭНСИС БЭКОН И НАСЛЕДИЕ ПРОШЛОГО»  - фото 19 «ФРЭНСИС БЭКОН И НАСЛЕДИЕ ПРОШЛОГО»  - фото 20 «ФРЭНСИС БЭКОН И НАСЛЕДИЕ ПРОШЛОГО»  - фото 21 «ФРЭНСИС БЭКОН И НАСЛЕДИЕ ПРОШЛОГО»  - фото 22 «ФРЭНСИС БЭКОН И НАСЛЕДИЕ ПРОШЛОГО»  - фото 23 «ФРЭНСИС БЭКОН И НАСЛЕДИЕ ПРОШЛОГО»  - фото 24 «ФРЭНСИС БЭКОН И НАСЛЕДИЕ ПРОШЛОГО»  - фото 25 «ФРЭНСИС БЭКОН И НАСЛЕДИЕ ПРОШЛОГО»  - фото 26 «ФРЭНСИС БЭКОН И НАСЛЕДИЕ ПРОШЛОГО»  - фото 27 «ФРЭНСИС БЭКОН И НАСЛЕДИЕ ПРОШЛОГО»  - фото 28 «ФРЭНСИС БЭКОН И НАСЛЕДИЕ ПРОШЛОГО»  - фото 29 «ФРЭНСИС БЭКОН И НАСЛЕДИЕ ПРОШЛОГО»  - фото 30 «ФРЭНСИС БЭКОН И НАСЛЕДИЕ ПРОШЛОГО»  - фото 31 «ФРЭНСИС БЭКОН И НАСЛЕДИЕ ПРОШЛОГО»  - фото 32 «ФРЭНСИС БЭКОН И НАСЛЕДИЕ ПРОШЛОГО»  - фото 33 «ФРЭНСИС БЭКОН И НАСЛЕДИЕ ПРОШЛОГО»  - фото 34 «ФРЭНСИС БЭКОН И НАСЛЕДИЕ ПРОШЛОГО»  - фото 35 «ФРЭНСИС БЭКОН И НАСЛЕДИЕ ПРОШЛОГО»  - фото 36

По окончании работы в Государственном Эрмитаже летом 2015 года выставка будет представлена в Центре изобразительных искусств Сейнсбери, Университет Восточной Англии.  

Директор Государственного Эрмитажа М.Б.Пиотровский  при открытии  выставки сказал: «Мы очень благодарны всем, кто  помог создать такую непростую выставку. Я  полагаю, что она должна вызвать восторг у понимающих зрителей».

           

 Ломов В.И.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить