Эпоха Дмитрия Николаевича Бальтерманца

Дмитрий Бальтерманц — самый, пожалуй, известный советский фотограф. Снимал он практически всё. Снимал войну (причём сделал множество очень тяжелых снимков), вождей, детей, трудящихся, пейзажи, портреты, заводы, колхозы, заграничную жизнь. Кто помнит советский «Огонёк» — тот помнит и фотографии Бальтерманца, даже если не помнит его замечательную фамилию.А его биография способна быть основой самого авантюрного романа!

Эпоха Дмитрия Николаевича Бальтерманца - фото 1
Дмитрий Николаевич Бальтерманц родился 13 мая 1912 года в Варшаве в семье офицера царской армии Григория Столовицкого. Когда ему было три года, родители развелись, и мать вскоре вышла замуж за адвоката Николая Бальтерманца.
В 1915 году после начала Первой мировой войны семья переехала в Москву. Но почти сразу после Великого Октября их квартиру уплотнили, превратив в коммуналку. В оставшейся одной комнате Дмитрий Бальтерманц прожил в Москве почти всю свою жизнь.
Трудовую деятельность он начал в четырнадцать лет, испытав свои силы в самых разных областях. Но фотография привлекала его больше всего.
В 1939 году по заданию газеты «Известия» Бальтерманц сделал свой первый профессиональный репортаж, будучи выпускником механико-математического факультета Московского Университета и преподавателем математики в Высшей Военной академии. Он отправился снимать ввод советских войск на территорию Западной Украины. Тот репортаж принёс ему должность штатного фотографа крупного советского издания. Блестящая перспектива академической карьеры математика сменилась на кочевую жизнь фотографа-репортера.
С началом Великой Отечественной войны Дмитрий Бальтерманц отправлен на фронт в качестве фотокорреспондента газеты «Известия». На страницах газеты появились его репортажи, посвящённые строительству противотанковых укреплений под Москвой, обороне, военным действиям в Крыму, битве под Сталинградом.
В 1942 году с Дмитрием случился неприятный инцидент, в результате которого его сотрудничество с «Известями» оборвалось. Бальтерманц на несколько дней вернулся в Москву, чтобы проявить и напечатать фотографии, отснятые под Москвой и Сталинградом. Снимки были оставлены сушиться в редакции без присмотра. Ночью в редакции спешно искали иллюстрацию в утренний номер, и по ошибке его снимок с подбитыми английскими танками, бывшими на вооружении в Красной Армии, ушёл в номер как «подбитые немецкие танки». Дмитрий Бальтерманц при выборе снимка не присутствовал, но когда ошибка была обнаружена, вся ответственность была возложена на него. Бальтерманц был разжалован в рядовые и направлен в штрафной батальон.
4 января 1943 года был тяжело ранен в ногу, но удалось избежать ампутации ноги. По причине ранения потом всю жизнь он слегка косолапил. Пролежав в госпиталях до 1944 года, Дмитрий Бальтерманц снова отправлен на фронт фотокорреспондентом армейской газеты «На разгром врага»

Эпоха Дмитрия Николаевича Бальтерманца - фото 2Эпоха Дмитрия Николаевича Бальтерманца - фото 3Эпоха Дмитрия Николаевича Бальтерманца - фото 4Эпоха Дмитрия Николаевича Бальтерманца - фото 5Эпоха Дмитрия Николаевича Бальтерманца - фото 6
С фронта Дмитрий Бальтерманц вернулся с орденами и медалями, а так же с тысячами негативов и сотнями публикаций.Фотографом №1 Советского Союза Дмитрий Николаевич неожиданно стал с в принципе несложной фотосъемки похорон Михаила Калинина, который очень приглянулся самому Сталину. И с того момента Бальтерманц перефотографировал всю элиту - и не только советскую! Увидав снимок строящегося Калининского проспекта, Мао Цзэдун упросил командировать мастера в Китай. А китайские снимки привели к приглашению в Венецию по инициативе сэра Чарльза Чаплина, объявившего его фотографом ХХ века.
Пик своей популярности он пережил в годы хрущевской «оттепели». В это время советские фотолюбители смогли увидеть многие «архивные», ненапечатанные в своё время фронтовые работы мастера. Фотограф стал известен за границей. Его персональные выставки в Лондоне (1964) и Нью-Йорке (1965) сделали Дмитрия Бальтерманца мировой знаменитостью. Он лично встречался с Анри Картье-Брессоном, Робером Дуано, Марком Рибу, Джозефом Куделкой и другими крупнейшими фотографами второй половины ХХ века.
В 1977 году в издательстве Планета тиражом 20000 экземпляров выходит альбом в который вошли более 100 избранных фотографий Дмитрия Бальтерманца. Это фото военных лет, в том числе знаменитая работа «Чайковский. Германия, 1945 год» на обложке и фото из поездок по СССР, а также Чили, Турции, США.

Эпоха Дмитрия Николаевича Бальтерманца - фото 7Эпоха Дмитрия Николаевича Бальтерманца - фото 8Эпоха Дмитрия Николаевича Бальтерманца - фото 9Эпоха Дмитрия Николаевича Бальтерманца - фото 10Эпоха Дмитрия Николаевича Бальтерманца - фото 11Эпоха Дмитрия Николаевича Бальтерманца - фото 12Эпоха Дмитрия Николаевича Бальтерманца - фото 13Эпоха Дмитрия Николаевича Бальтерманца - фото 14Эпоха Дмитрия Николаевича Бальтерманца - фото 15Эпоха Дмитрия Николаевича Бальтерманца - фото 16Эпоха Дмитрия Николаевича Бальтерманца - фото 17Эпоха Дмитрия Николаевича Бальтерманца - фото 18
Умер 11 июня 1990 года. Похоронен в Москве на Востряковском кладбище. Последними снимками были фотографии Константина Бескова , опубликованные уже после кончины мастера. Впрочем, сам Дмитрий Николаевич любил и выделял несколько своих фото: и голубей и тихий час...

Геннадий Орешкин

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить