Джоконда, ее потомки и их русские пращуры

Она утверждает, что Леонардо да Винчи написал два портрета ее пра..пра..прабабушки! А вот бабушка - русская, а балету Наталью Строцци и вообще учил сам Нуреев. Потом было Вагановское училище.

Джоконда, ее потомки и их русские пращуры - фото 1Принцесса Наталья и ее сестра Ирина Гвиччардини Строцци принадлежат к старинному аристократическому роду Гуиччардини Строцци и являются потомками Лизы Герардини - Моны Лизы Леонардо. Наталья Строцци: " Историки не утверждают, что мы ее единственные потомки, но говорят, что мы- потомки Лизы Герардини. Точнее, мы пятнадцатое ее поколение по женской линии. У Лизы было пятеро детей и мы потомки одной из них, которая вышла замуж за Моцци дель Гарбо. Моя бабушка по отцовской линии принадлежит этому роду. Некоторое сходство с Моной Лизой в ней можно заметить.
Об этом стали говорить недавно, но для нашей семьи это не было открытием. У нас имеется подтверждение в семейном архиве. Историк Вазари пишет, что в архиве Моцци есть картина Леонардо, портрет Лизы, который потерян. Дискуссии о Джоконды начались в 1911 году, когда портрет был украден в Лувре. Лиза, безусловно, самая знаменитая женщина в мире. Наша семья родственна и с такими выдающимися людьми, как Франческо Гвиччардини (политик и историк эпохи Возрождения),Уинстон Черчилль, Святой Станислав Костка (по линии бабушки матери)."
Принцесса Наталья опубликовала книгу " Запомнить легко", автобиографический альбом. Она написала его по причине закрытия карьеры в качестве балерины.В книге много фотографий, воспоминаний о встречах с Тони Блэром (проводит отпуска в ее имении), Альберто Сорди, Рудольфом Нуриевым, Грегори Пэком, Морисом Бежаром.
Семья владеет виллой Кузона в Тоскане. Самый древний документ, в котором о ней упоминается относится к 994году. В 1994г отмечали тысячелетие виллы Кузона. Испокон веков там выращивали только белый виноград Верначчья ди Сан Джиминьяно, упоминаемый Данте в Чистилище и Боккаччо в Декамероне. Это вино производили с 1200г, оно подавалось на стол Медичи и Папы. В обеденном зале виллы висят портреты Медичи, хозяин смеется:" Они все умерли, мы Строцци живы и едим". Сейчас семья выпускает 23 типа вин.
В управлении хозяйством принцу Строцци помогают дочери Наталья и Ирина. Наталья работает актрисой, делает фильмы, работает зачастую за пределами Италии, владеет пятью языками (ит, фр, анг, исп, русский). Она считает, что быть аристократом в наше время означает понимание того, что ее предки участвовали в написании истории. Это ответственно. Семья ее научила двум правилам: уважение к людям и почтительность.
8 июля прошлого года состоялось венчание принцессы Натальи с Романом Люлькиным в провославной церкви Фиренции, а через 10 дней состоится венчание ее сестры принцессы Ирины с Томмазо Ванничелли Казони из древнего аристократического тосканского рода. Обряды проводятся в провославных церквях по причине русских корней матери принцесс.


Так был ли второй портрет?
Насмешница моя, лукавый рыжий мальчик,
Мой нежный враг, мой беспощадный друг,
Я так влюблен в Ваш узкий длинный пальчик
И лунное кольцо, и кисти бледных рук,

И глаз пленительных лукавые расстрелы,
И рта порочного изысканный размер,
И прямо в сердце мне направленные стрелы,
Мой падший Ангел из "Фоли Бержер".

А сколько хитрости, упрямства и искусства,
Чтоб только как-нибудь подальше от меня
Запрятать возникающее чувство,
Которое идет, ликуя и звеня.

Я верю в силу чувств. И не спешу с победой.
Любовь - давление в сто тысяч атмосфер,
Как там ни говори, что там не проповедуй,
Мой падший Ангел из "Фоли Бержер".


Так писал сам Вертинский бабушке нынешней Наталье в далеком 1934 году. Падший Ангел из "Фоли Бержер", может, и недаром пригрезился Вертинскому. Падшего Ангела на протяжении столетий видели в Моне Лизе, благопристойной матроне шестнадцатого века, воспетой Леонардо в знаменитой картине. А теперь флорентийский ученый по имени Савини продвигает идею, что Ирина и Наталья Строцци - последние из наследников Моны Лизы по линии своего отца - князя Джероламо Строцци. И вот они и вспоминают про то, что был второй портрет..
Обратимся к истории: Салаи , один из любимых учеников да Винчи (некоторые утвердают, что больше, чем просто ученик) настоящее имя Джан Джакомо Капротти да Орено, автор знаменитых "Жизнеописаний" Джорджо Вазари упоминает о нём «В Милане Леонардо взял в ученики Салаи, который был очень привлекателен своей прелестью и своей красотой, имея прекрасные кучерявые волосы, которые вились колечками и очень нравились Леонардо. Леонардо многому научил его в искусстве, а некоторые работы, которые в Милане приписывают Салаи, были подправлены Леонардо», - именно этому молодому человеку великий Леонардо оставил в наследство свою "Монну Лизу". Но как же так? - резонно можно возразить: ведь портрет писался под заказ!
Полное название картины итал. Ritratto di Monna Lisa del Giocondo — «Портрет госпожи Лизы Джокондо». По-итальянски ma donna значит «моя госпожа» (ср. англ. «миледи» и фр. «мадам»), в сокращённом варианте это выражение преобразовалось в monna или mona. Вторая часть имени модели, считающаяся фамилией её мужа — del Giocondo, по-итальянски также имеет прямое значение и переводится как «весёлый, играющий» и соответственно la Gioconda — «весёлая, играющая».
Впервые название «La Joconda» упоминается в 1525 году в списке наследства художника Салаи, наследника и ученика да Винчи, который оставил картину своим сёстрам в Милане. Надпись описывает её как портрет дамы по имени Ла Джоконда.Так что же, великий Леонардо не передал заказ?

Джоконда, ее потомки и их русские пращуры - фото 2Джоконда, ее потомки и их русские пращуры - фото 3Джоконда, ее потомки и их русские пращуры - фото 4Джоконда, ее потомки и их русские пращуры - фото 5Джоконда, ее потомки и их русские пращуры - фото 6Джоконда, ее потомки и их русские пращуры - фото 7Только вот иного рода факт: та самая "Джоконда" из Лувра и еще три картины проданы Салаи казначейству французского короля Франциска еще в 1517 году - то есть еще при жизни самого да Винчи - за неимоверную сумму 2604 полновесных королевских ливра! Чтобы было понятно, коннетабль Франции через 20 лет получал 500 ливров в год.
Вот что написано тем же упомянутым Вазари : «Взялся Леонардо выполнить для Франческо дель Джокондо портрет моны Лизы, жены его, и, потрудившись над ним четыре года, оставил его недовершенным. Это произведение находится ныне у французского короля в Фонтенбло.
Это изображение всякому, кто хотел бы видеть, до какой степени искусство может подражать природе, даёт возможность постичь это наилегчайшим образом, ибо в нём воспроизведены все мельчайшие подробности, какие только может передать тонкость живописи. Поэтому глаза имеют тот блеск и ту влажность, какие обычно видны у живого человека, а вокруг них переданы все те красноватые отсветы и волоски, которые поддаются изображению лишь при величайшей тонкости мастерства. Ресницы, сделанные наподобие того как действительно растут на теле волосы, где гуще, а где реже, и расположенные соответственно порам кожи, не могли бы быть изображены с большей естественностью. Нос со своими прелестными отверстиями, розоватыми и нежными, кажется живым. Рот, слегка приоткрытый, с краями, соединёнными алостью губ, с телесностью своего вида, кажется не красками, а настоящей плотью. В углублении шеи при внимательном взгляде можно видеть биение пульса. И поистине можно сказать, что это произведение было написано так, что повергает в смятение и страх любого самонадеянного художника, кто бы он ни был.
Между прочим, Леонардо прибег к следующему приёму: так как мона Лиза была очень красива, то во время писания портрета он держал людей, которые играли на лире или пели, и тут постоянно были шуты, поддерживавшие в ней веселость и удалявшие меланхолию, которую обычно сообщает живопись выполняемым портретам. У Леонардо же в этом произведении улыбка дана столь приятной, что кажется, будто бы созерцаешь скорее божественное, нежели человеческое существо; самый же портрет почитается произведением необычайным, ибо и сама жизнь не могла бы быть иной» Вазари, родившийся в 1511 году, никак не мог увидеть Джоконду своими глазами и был вынужден сослаться на информацию, данную анонимным автором первой биографии Леонардо. Именно он и пишет о торговце шелками Франческо Джокондо, заказавшем у художника портрет своей третьей жены. Несмотря на слова этого анонимного современника, многие исследователи сомневались в возможности того, что «Мона Лиза» была написана во Флоренции (1500—1505), так как утончённая техника может указывать на более позднее создание картины. Приводился также довод, что в это время Леонардо был настолько занят работой над «Битвой при Ангиари», что даже отказал маркизе мантуанской Изабелле д'Эсте принять её заказ (впрочем, с этой дамой его связывали очень сложные отношения).
Франческо дель Джокондо, видный флорентийский пополан, в тридцатипятилетнем возрасте в 1495 году женился в третий раз на молодой неаполитанке из знатной семьи Герардини — Лизе Герардини, полное имя — Лиза ди Антонио Мариа ди Нольдо Герардини (15 июня 1479 — 15 июля 1542, или около 1551).
Сегодня открыто несколько рисунков, полагаемых подготовкой к итоговому портрету. На всех них модель, если так можно назвать, значительно моложе. И впрямь: торговец Франческо дель Джокондо заказывает портрет третьей супруги после рождения их перванца. То есть никак не в 1513-15 годах.
И тогда остается признать, что Леонардо да Винчи написал портрет Лизы Герардини - но не один! Первый в молодом возрасти, вот о каком рассказывает Наташа Строцци, - но был портрет, к которому художник возвращался многократно. Может, отсюда так загадочно улыбается Джоконда?

 

 

 

Геннадий Орешкин

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить