«Быть современным — это не мода, это состояние. Каждый из нас должен принимать условия, в которых он живет, и приспособление к ним — его долг, а не выбор...»
6 октября 1887 г. в швейцарском городке Ла-Шо-Де-Фон в семье часовщика родился Шарль Эдуар Жаннере-Гри, известный миру как Ле Корбюзье, один из крупнейших архитекторов ХХ века, основоположник модернизма.
Для его произведений характерны кубические формы в сочетании с белыми бетонными и стеклянными плоскостями, а также с тонкими колоннами вместо первых этажей. Под лозунгом «Дом — это машина для жилья» Ле Корбюзье отказался от традиционного украшательства в пользу функциональности, изобретя систему типовых модулей, математически рассчитанных в соответствии с размерами человеческого тела. Влияние Ле Корбюзье на современное ему зодчество было огромным.
Французский архитектор швейцарского происхождения, пионер архитектурного модернизма и функционализма, представитель архитектуры интернационального стиля, художник и дизайнер, Ле Корбюзье — один из наиболее значимых архитекторов XX века, его место в одном ряду с такими реформаторами архитектуры, как Фрэнк Ллойд Райт, Вальтер Гропиус, Мис ван дер Роэ.
Характерные признаки архитектуры Ле Корбюзье — объемы-блоки, поднятые над землей; свободно стоящие колонны под ними; плоские используемые крыши-террасы («сады на крыше»); «прозрачные», просматриваемые насквозь фасады («свободный фасад»); шероховатые неотделанные поверхности бетона; свободные пространства этажей («свободный план»). Бывшие некогда принадлежностью его личной архитектурной программы, сейчас все эти приемы стали привычными чертами современного строительства.
В 1926 г. были сформулированы знаменитые «пять пунктов» архитектуры Ле Корбюзье:
1. Дом устанавливается на опорах, а под ним продолжается зеленая зона.
2. Свободная планировка: при необходимости внутренние перегородки помещения можно располагать по-разному.
3. Ненесущая фасадная стена; оформление фасада в зависимости от гибкой планировки.
4. Оконные проемы сливаются в единое ленточное окно. Такие окна не только дают лучшее освещение, но и формируют особый геометрический рисунок фасада.
5. Плоская крыша-терраса с садом должна возвращать городу ту зелень, которую отбирает объем здания.
И Ле Корбюзье был последователен в своих композициях. Он рассматривает город как организм, жизнь которого зарождается в первичной клетке и затем распространяется по всему обширному пространству. В этот непрерывный творческий процесс он вкладывает идею человечности, доброты и демократичности, а архитектурное сооружение он рассматривает как пластическую форму, полную света и тени, «вылепленную» из строительного материала.
Notre Dame du Haut, Роншан, Франция. 1950-1954
Церковь Сен-Пьер в Фирмини
Павильон «ЭСПРИ НУВО» (Pavillon de L'Esprit Nouveau), 1924, Париж
Здание Секретариата (Secretariat Building), Чандигарх — новая столица штата Пенджаб, Индия. 1951-1962
Жилое единство (Unité d'Habitacion), Марсель, Франция, 1947-1952
Дом-убежище Армии спасения, Париж, 1926-1928
Palace of Assembly, Чандигарх, Индия, 1951-1962
Вилла Савой, 1929-1931
Материал подготовила Елена Хвостова