Сегодня 75-летие исполнения великой 7 симфонии Шостоковича в блокадном Ленинграде. В 1940 году Шостакович показывал фрагменты этого сочинения коллегам и ученикам, но не опубликовал и публично не исполнял. В сентябре 1941 года, в уже блокадном Ленинграде (блокада началась 8 сентября), Шостакович написал вторую часть и начал работу над третьей. Первые три части симфонии он писал в доме Бенуа на Каменноостровском проспекте.Соседями была семья петербуржцев Журавлевых, проживавших в этом доме с дореволюционных времен. 1 октября композитор вместе с семьёй был вывезен из Ленинграда; после недолгого пребывания в Москве он отправился в Куйбышев, где 27 декабря 1941 года и была закончена симфония. До самого отъезда к Шостаковичу приходил Карл Ильич Элиасберг , главный дирижёр Большого симфонического оркестра Ленинградского радиокомитета, единственный дирижер оставшийся в блокадном Ленинграде, навещал Карл Ильич и семью Журавлевых, в частности актрису Татьяну Журавлеву.
Татьяна Николаевна Журавлёва родилась 21 апреля 1916 года в Петрограде. Отец - крупный инженер, работал на Адмиралтейском судостроительном заводе. Мать - домохозяйка, окончившая Бестужевские курсы. Детство провела с родителями в Нижнем Новгороде, обучалась игре на скрипке, виолончели и фортепиано. Свободно владела французским языком, читала и переводила с немецкого и английского языков. Вернувшись в Ленинград, окончила среднюю школу и ещё год училась на Высших английских курсах при Герценовском институте.
В 1933 году поступила в ленинградский Техникум сценических искусств, ныне Российский государственный институт сценических искусств, но, проучившись год, ушла и поступила заново, чтобы попасть на курс Бориса Сушкевича, руководителя Александринского театра. Как и все студенты, участвовала в спектаклях театра, в том числе в «Маскараде» Вс. Мейерхольда. Окончив учёбу в 1938 году, поступила в Большой драматический театр. Исполнила роль Сони в спектакле «Дачники» по пьесе М. Горького.
В 1940 году перешла в Государственный театр имени Ленсовета под руководством С. Э. Радлова. Играла Мейбел в «Идеальном муже» О. Уайльда, небольшие роли в «Адмирале Нахимове» И. Луговского и «Даме с камелиями» А. Дюма (сына). После эвакуации театра в марте 1942 года в Пятигорск осталась с семьёй в осаждённом городе и поступила на работу в Ленинградскую Государственную филармонию артисткой речевого жанра.В дни блокады некоторые музыканты умерли от голода. В мае самолёт доставил в осаждённый город партитуру 7 симфонии.И Элиасберг убедил Татьяну Журавлеву помогать в репетициях, подыгрывая на разных инструментах. Лишь за две недели до концерта с строжайшим указанием, что сыграть нужно лучше чем в Лондоне, где 22 июня 1942 года её исполнил Лондонский симфонический оркестр под управлением Генри Вуда, - прибыло указание привлечь..полковых музыкантов! Татьяне Журавлевой было поручено уникальное дело - следить за организацией прямой трансляцией исполнения! время исполнения симфония транслировалась по радио, а также по громкоговорителям городской сети. Её слышали не только жители города, но и осаждавшие Ленинград немецкие войска. Много позже, двое туристов из ГДР, разыскавшие Элиасберга - этнического немца! - , признались ему:
«Тогда, 9 августа 1942 года, мы поняли, что проиграем войну. Мы ощутили вашу силу, способную преодолеть голод, страх и даже смерть...» И уж совсем удивительным было тоже похже, когда Татьяна Николаевна Журавлева оказалась с Театром на Таганке за границей, то о тех блокадных днях она рассказала о блокадных буднях на немецком с фирменной ироничной полуусмешкой.
Осенью 1942 года с ансамблем Леонида Утёсова эвакуировалась в Новосибирск, ездила с концертной бригадой по городам Сибири. Выступала в литературно-музыкальной композиции «Ленинград в борьбе». В августе 1944 года вернулась в Ленинград, продолжила работу в концертном отделе Филармонии. Написала инсценировку по роману А. Толстого «Хождение по мукам», в которой сыграла Дашу, Ю. Толубеев — Телегина, В. Эренберг — Рощина.
С 1951 по 1954 год Журавлёва работала в Ленинградском Государственном театре им. Ленинского комсомола, затем в течение года в киевском Русском драматическом театре имени Леси Украинки. С 1956 по 1960 год — актриса Ленинградского Академического театра драмы имени А.С. Пушкина. В 1961 — 1963 годах преподавала режиссуру и актёрское мастерство на кафедре театрального искусства Высшей профсоюзной школы (Ленинград). С 1963 по 1974 год работала актрисой речевого жанра Ленконцерта. В 1975 году гастролировала в составе концертной бригады БАМа по городам СССР (Красноярск, Братск, Чита, Благовещенск, Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре, Южно-Сахалинск, Владивосток, Петропавловск-Камчатский и др.).
Вернувшись с гастролей в 1976 году, начинает работать в Театре на Таганке на добровольной основе без оплаты — вначале помощником режиссёра Юрия Любимова, затем участвует в спектаклях («Турандот, или Конгресс обелителей» по Б. Брехту, «Дом на набережной» по Ю. Трифонову, «Борис Годунов» по А. Пушкину).
С 1987 года работала помощником режиссёра в Театре-студии под руководством Владимира Малыщицкого. С 1990 по 1999 год актриса ленинградского театра «Юпитер» под руководством В. Малыщицкого.
В игровом кино Журавлева дебютировала в 1986 году (в 70 лет!) в роли Премировой-старшей в фильме «Жизнь Клима Самгина».За короткое время в творческом багаже Журавлевой набралось два десятка ролей : жена Седова в "Эсперанса", "Идиот", "Не делайте бисквиты в плохом настроении", "История про Ричарда, Милорда и прекрасную Жар-птицу" — грабительница с наганом, и тут же сначала крохотный эпизод в "Улицах разбитых фонарей" 5 сезона, и уж в следующем сезоне - прославившую ее трамвайную воровку в эпизоде "Августовский щипач" - но даже образ был младше самой актрисы, для которой роль стала последней.
Скончалась 4 января 2004 года в Санкт-Петербурге, на похороны приехал Ю.П.Любимов с женой. Через полгода вышла из печати книга её воспоминаний «От двадцатых до двухтысячных». Была награждена медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «За оборону Ленинграда», «В память 300-летия Санкт-Петербурга».
Геннадий Орешкин