День рождения фильма "Любовь и голуби"

День рождения фильма "Любовь и голуби" - фото 1- Это было сразу после феноменального успеха фильма "Москва слезам не верит", после "Оскара", Госпремии и множества других призов, — рассказывает В. Меньшов. — Правда, киносообщество не приняло фильм "Москва слезам не верит". Мои коллеги воспринимали картину так, как сейчас многие реагируют на телепрограмму "Аншлаг". А реакция большинства советских режиссеров и актеров на наш "Оскар" была: "Ну ни фига себе! За что?!" Мало кто из собратьев по киноцеху за меня радовался. Скорее, ждали, когда я ошибусь. Зрители же валом валили на фильм. Мне рассказывали, что люди выходили из кинозала и тут же покупали билет на следующий сеанс. Но во мне родилось немало комплексов. Я искренне пытался понять неприятие коллег, несмотря на то, что умные люди меня убеждали: ничего, кроме зависти, в этом нет. Творческий замах же у меня был на глобальный материал, на большую тему. Я понимал, что не могу себе позволить проходную работу, чтобы не дать повода моим злопыхателям говорить, будто "Оскар" за "Москву..." в моем творчестве — случайность...
И вот работа после "Оскара" проходной не вышла - 7 января 1985 года на экранах страны появилась "Любовь и голуби", ее посмотрели даже больше чем "Москва слезам не верит"! История адюльтера деревенского мужика Василия Кузякина со счастливым концом была с восторгом принята во всем Советском Союзе. Страна поменяла несколько правителей, вернулась от социализма к капитализму, а фильм так и остается любимым, даже среди тех, кому сейчас только 18-20. Он есть в домашней коллекции почти каждой российской семьи: начиная от риелторов и дилеров, заканчивая министрами и раввинами. Его смотрят всякий раз, когда становится совсем невмоготу от диких реалий современной жизни.
- То, что в тот момент я оказался в театре "Современник" на премьере комедии "Любовь и голуби", — одновременно и случайность, и закономерность. Это был абсолютно не в духе "Современника" спектакль, на котором меня и осенило: я методологически неправильно подхожу к выбору материала. Что вот как раз та тема, которая заставляет смеяться и плакать. И не хочется после окончания бежать сразу из зала — есть потребность посидеть и подумать. Я был тронут до глубины души, что в тот момент показалось мне единственной достойной мотивацией для создания фильма. Одним словом, тогда на ступенях театра я решил, что буду снимать "Любовь и голуби". Уже на следующий день я связался с заведующей литературной частью "Современника" Галей Боголюбовой, и она нашла мне координаты Володи Гуркина, актера Омского драмтеатра, где и была впервые поставлена эта комедия.
- Сказать, что он был ошеломлен моим приездом в Омск, — не сказать ничего, — вспоминает Меньшов. — Я был для Володи приезжей московской знаменитостью, недавно получившей престижную американскую кинонаграду. Он реагировал на меня, как Али-Баба на "Сезам, откройся!". Так что уговорить его не составило труда. Трудность была в другом — у Гуркина не было опыта в написании сценариев. А когда за это взялся я, то очень скоро понял, что от театральности материала мне ни при каком раскладе не избавиться. Это была другая манера подачи, труднопереводимая на киноязык. Я же поначалу хотел снимать картину а-ля Шукшин. Пришлось передумать и превращать недостатки, связанные с театральностью материала, в достоинства.Например, еще в Сибири я увидел дворики, вымощенные от грязи досками. В фильме у Васи и Нади Кузякиных как раз такой двор, очень похожий на театральные подмостки, на которых и разворачиваются основные события. Другой используемый мной театральный ход — приглашение на роли стариков тогда еще относительно молодых Сергея Юрского и Натальи Теняковой. Когда я понял, что надо работать в духе дальнейшей театрализации фильма, родились и танцплощадка, и все эти находки с падением из избы в море, снятыми одним кадром без монтажных склеек, и звездные надписи в небе. И все вдруг стало получаться... А Васю в Омском театре играл, кстати, ныне известный киноактер Юрий Александрович Кузнецов.
Актером Амурского облдрамтеатра Владимиром Павловичем Гуркиным пьеса "Любовь и голуби" была написана в 30 лет - в 1981 году. Как и благодаря чему очутилась в "Современнике" история, списанная с собственной семьи и соседей по Черемхово, почетным гражданином которого в итоге стал, - сам Гуркин объяснить не мог. Уже и не объяснит: сыграв в сериалах «Чехов и К°» и «МУР есть МУР 2», в написанной им самим экранизации "Роковых яиц" Булгакова, - был поражен онкологическим недугом. За неделю до смерти почувствовал себя плохо, исповедовался и причастился. Друзья перевезли его в Иркутск в областной онкологический диспансер, где Владимир Павлович скончался от рака лёгкого 21 июня 2010 года, успев попросить о памятнике героям пьесы и фильма в Черемхово. Был похоронен 24 июня 2010 года на черемховском городском кладбище (по собственному завещанию) рядом с могилой отца.

День рождения фильма "Любовь и голуби" - фото 2День рождения фильма "Любовь и голуби" - фото 3День рождения фильма "Любовь и голуби" - фото 4День рождения фильма "Любовь и голуби" - фото 5День рождения фильма "Любовь и голуби" - фото 6День рождения фильма "Любовь и голуби" - фото 7День рождения фильма "Любовь и голуби" - фото 8Как только Меньшов уладил формальности с запуском - первая мысль была об исполнителях главной роли. Сейчас, например, Владимир Валентинович сообщает, что практически сразу думал о том, что Василий будет сыгран Александром Михайловым - а тот отказывался. Александр Яковлевич в свою очередь рассказывал так: «Я раньше Меньшова посмотрел чудесный спектакль в "Совеременнике" - там играли Нина Дорошина и Геннадий Фролов (и до и после фильма) , так и бери их и снимай! А Володя говорит, мол, не хочу как в театре». Но на самом деле первым, кого позвал на главную роль режиссер Меньшов был любимый им Сергей Юрьевич Юрский (а на "дядю Митяя" планировался Владимир Басов) - что помешало, теперь уж и не понять.. Но именно "под Юрского" велись и первые пробы исполнительниц: на роль Нади неудачно пробовалась Любовь Полищук, а пробу Натальи Кустинской забраковал худсовет, как и Ирины Муравьевой, которая впрочем когда-то откомментировала, что просто шла "мосфильмовским" коридором.
Когда было решено, что Юрский все-таки будет играть в дуэте с женой Теняковой (ему не было и 50, а той 40) стариков-пенсионеров - под стать тех, у которых позже в Карелии арендовали дом на съемках, - то пробовались и Борис Федорович Сморчков , работавший в "Москве слезам не верит", и красавец Каморный (показался чересчур красивым), наконец, казалось Виктор Андреевич Борцов (Савва Игнатьевич из "Покровских ворот") показал на пробах то, что было нужно! И под него позвали Нину Дорошину - но Борцов сниматься не смог, Дорошину уже утвердили..и Михайлова уговорили, не смотря на то, что в жизни он был младше "Нади" на десяток лет!
Роль Раисы Захаровны сначала была предложена Татьяне Дорониной (отказалась), затем Ольге Яковлевой, пробовалась и Вера Алентова.Татьяну Васильевну пытались уговаривать до последнего, в итоге Меньшов с ней разругался - и уже без всяких проб брал Людмилу Гурченко! Из-за этого ей и досталось..Курортные сцены были сняты в Батуми, причем изображать летний сезон пришлось в ноябре. Температура воды тогда была 14 градусов, и труднее всего пришлось Людмиле Гурченко. Холод ей был противопоказан, но на что только не пойдешь ради искусства? Пришлось нырять да еще и диалоги вести.
А вот падение Александра Михайлова в море и выныривание без костюма — совсем не монтаж, всё снималось живьем. Сцена от двери до беседы с плавающей Гурченко и выходом на пляж была снята одним кадром! Крупный план Михайлова снимали уже в бассейне, где его чуть не утопили. Мокрый галстук пережал артисту шею. Галстук разрезали, и в итоге в картину попал дубль, в котором видно, что он сшит.
Фильм «Любовь и голуби» вышел на экраны как раз на заре антиалкогольной кампании. В итоге из фильма были вырезаны довольно забавные и колоритные сцены. Например, был сокращен эпизод, в котором прохожий допивал пиво из кружек (остался только начальный кадр). Кстати, приглашенный для съемки местный житель опорожнил тогда пять бокалов всего за минуту!
К слову сказать, практически вся роль Раисы Захаровны родилась из экспромтов Гурченко, которая даже привела некую астральщицу, и написана Меньшовым, о чем очень переживал как автор Гуркин.
Когда сумели со взрослыми актерами определиться, то с исполнителями "детских" ролей возникли проблемы.
— Был проведен огромный кастинг, — говорит Владимир Валентинович, — в результате которого Людкой стала Яна Лисовская из школы-студии МХАТ, она училась на одном курсе с Романом Козаком, Александром Феклистовым. Потом вышла замуж за немца, уехала в Германию и больше нигде не играла. На съемочной площадке фильма "Любовь и голуби" Яна подружилась с моей дочкой Юлей. Они до сих пор часто созваниваются и подолгу общаются. А Леньку поначалу должен был играть другой парень. А одному из претендентов на эту роль Игорю Ляху ничего не сказали, забыли.Между прочим, привел его Олег Павлович Табаков - тоже была идея , что дядю Митяя сыграет, но тут у него появилась "Мэри Поппинс", где Лях также пробовался.. В результате на съемках первой сцены с Ленькой встретились сразу два претендента на эту роль. Мне больше понравился Игорь. Он и сыграл Леньку. С Ладой Сизоненко, сыгравшей младшую дочь Кузякиных (ей тогда было 12 лет), я недавно случайно встретился. Она стала манекенщицей.
И Олег Павлович Табаков и Игорь Владимирович Лях и Эдуард Николаевич Успенский, написавший тексты песен, ушли от нас в 2018 году.
А фильм "Любовь и голуби" живет - и на экранах и в день своего рождения!

 

 

 

Геннадий Орешкин

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить