В среду, 25 сентября, Московский Еврейский музей и центр толерантности, один из самых технически передовых и интерактивных музеев в стране, представил совместный проект с Академией культуры Google в России из серии «Вехи Истории» – виртуальные экспозиции по истории еврейского театра и коллекции артефактов иудаики.
Наш музей в значительной мере интерактивен, постоянно пополняется собрание артефактов, что позволяет нам обновлять экспозицию, проводить тематические выставки. Однако далеко не все люди, по географическим или иным причинам, могут просто придти в наш музей, и «виртуальная галерея» предоставляет им прекрасную возможность познакомиться с музеем,- заметил директор музея Александр Борода на конференции по случаю запуска проекта. Еврейский музей с момент своего создания нацелен на максимальное продвижение в Интернет-пространстве, добавил Александр Борода.
Академия культуры Google, стартовавшая два года назад и объединившая более 300 организаций из 46 стран мира с целью создания виртуальных галерей из собраний наиболее интересных музеев мира, дает техническую платформу для доступа к мировому культурному наследию. Академия уже сотрудничает в России с Министерством культуры, Третьяковской галереей, Эрмитажем, Музеем имени А.С. Пушкина, Русским музеем и Музеем имени Н.К. Рериха. При этом музеям полностью предоставляется возможность самим решать, что размещать в Интернет-галереях, а Google лишь разрабатывает технологии.
“Мы верим в то, что будучи доступными в сети, исторические свидетельства помогают не только сохранить сокровища человеческой культуры, - говорит руководитель программ по Южно-Восточной Европе и СНГ Академии Культуры Google Петр Адамчик. - Воссоздавая в своих цифровых галереях уникальный исторический опыт, мы делаем возможным диалог между живущим в сети поколением наших детей и оживающим в этих уникальных документах, письмах, картинах и фотографиях поколением наших дедов и прадедов.”
Обозреватель журнала «Экоград» Александр Перепечко спросил у присутствующего на открытии депутата Государственной думы Алексея Митрофанова значимость события для России.
«Я считаю, что это возможность резко увеличить аудиторию, которая могла бы иметь доступ к музейным ценностям. Это раз. Во-вторых,- сами музеи превращаются в образовательные центры, где читаются лекции, собираются люди и где современные технологии и исторические документы и артефакты соседствуют и дополняют друг друга. Все музеи должны «зажечь». Сейчас все привыкли к тому. Что музеи где-то на обочине сознания, мол, да, они у нас есть, но ничего более. О музеях вспоминают тогда, когда нужно напомнить, что и мы являемся культурными людьми. Посмотрите, у нас тоже есть музеи! А на самом деле музеи должен жить и работать. В них должны проходить презентации, применяться современные технические средства. Иными словами, это еще одна школа, где должна бурлить жизнь. Это нужно в каждом музее, и в литературном, и в театральном, и в историческом, краеведческом и так далее. Надо наполнить их жизнью, вывести в Интернет-пространство. Заставить делать так, как сделали здесь, в Московском Еврейском музее и центре толерантности. Вот сейчас, после церемонии открытия тут пройдет лекция, на нее пришли люди, они познакомятся друг с другом, словом, жизнь бьет ключом. А у нас пока самая распространенная картина – сидит директор музея и плачется – нет денег. Я много общаюсь с директорами музеев и слышу только одно – дайте денег и повысьте нам зарплату. Уж если мы вкладываемся в музеи, то давайте сделаем их центрами общения. И такое общение должно проходить с утра и до позднего вечера, а не с восьми до пяти. Надо уходить от практики существования пустых музеев. Надо объединить современные технологии, музейные ценности и сделать музеи центрами образования», - подытожил Алексей Митрофанов свой ответ.
Открывшийся в 2012 году в Москве Еврейский музей по праву считается одним из самых высокотехнологичных музеев на постсоветском пространстве – и одной из самых ярких и популярных культурных площадок Москвы. Постоянная экспозиция музея – более 18 часов видеоматериалов, интерактивные инсталляции, трехмерные видеореконструции и даже уникальный 4D кинотеатр – охватывает около 300 лет истории России, рассказанной через призму жизни на ее территории древнего народа, его уникальной культуры, религиозных обычаев, повседневных событий и важнейших исторических дат.