Бог Константина Петровича Степанкова

Бог Константина Петровича Степанкова - фото 1В последние годы жизни Константин Петрович Степанков, сыгравший в 139 картинах, включая эпизоды, сказал, что все роли можно разделить по принципу: те, за которые не стыдно, и все остальные. Среди первых названы: «Каменный крест», «Захар Беркут», «Комиссары», «Дума о Ковпаке» и «Вавилон XX». Лучшие работы связаны с исторической тематикой, где он играет бескомпромиссных и одержимых идеей революционеров. Это люди страстные, высоко несущие свою партийную честь. Таким был Лукачёв в «Комиссарах», но таким был и Жухрай в «Как закалялась сталь», работе режиссёра Н. Мащенко, которую актёр не упомянул среди лучших. Но именно благодаря ей его узнали зрители всего Советского Союза.
Несколько лет были отданы роли народного героя Сидора Ковпака. Любопытно, что его даже не приглашали на пробы. Он явился сам, сделав грим и представ перед режиссёром Т. Левчуком, поражая портретным сходством. Сегодня это одна из его самых значительных работ. На киностудии им. Довженко часто вывешивали графики занятости актёров. В 60–70 гг. показатели Степанкова превышали 100%. В последние годы он снимался гораздо реже, переживая, что основным добытчиком в семье стала Ада Роговцева. Его запои, которые прежде , случалось, настораживали режиссеров - хотя официально считается, что Степанков по сей прискорбной причине был лишь раз отстранен от съемок: в далеком 1966 году на Литовской киностудии режиссер Арунас Жебрюнас без всякого сожаления списал Степанкова, не смотря на указания сверху, из "Маленького принца", - чудовищной гримасой судьбы выглядело, что и последним мог стать литовско-польский фильм о судьбе Римского Папа Иоанна-Павла II , приглашение к участию просто оживило Степанкова, он готовился, поехал в Вильнюс.. Нет, ему предлагали не главную роль, но он встретился накануне с друзьями - и оказался не в состоянии прийти утром на студию.Это только казалось, что с исчезновением с политической карты Советского Союза народный артист СССР К.П. Степанков обрел свободу, в том числе и от прошлого, - на самом деле оказалось, что настоящая жизнь артиста рухнула вместе с той страной!
Отец Константина Петровича был униатским священником, репрессированным в 30-е годы. Его настоящая фамилия Волощук, но мать, Евгения Васильевна, испугавшись за детей, фиктивно развелась с супругом и оформила их на себя. Родина актёра – село Печески (Хмельницкая область), пережившее немецкую оккупацию. Дата рождения – 3.06.1928. Но сейчас не установить и подлинность этой даты, впрочем, как и само имя Константин! Мать после возвращения советских войск решила перебраться в Среднюю Азию, но Константин остался на родине. Ему пришлось пройти детский дом, год служить на рыболовецком судне. В память о море на его руках и плече остались татуировки, что не приветствовалось в актёрской среде.

Бог Константина Петровича Степанкова - фото 2Бог Константина Петровича Степанкова - фото 3Бог Константина Петровича Степанкова - фото 4Бог Константина Петровича Степанкова - фото 5Бог Константина Петровича Степанкова - фото 6
В голодное послевоенное время юноша поступил в сельскохозяйственный институт (г. Умань, Черкасская область), где проучился три года. Его судьбу изменил приезд на гастроли театра им. И. Франко во главе с Амвросием Бучмой. Во время встречи актёров со студентами Константин Степанков, биография которого с этого времени кардинально изменится, прочитал со сцены стихи. А. Бучма предложил молодому человеку протекцию при поступлении в театральный институт в Киеве. Фактически он станет его духовным отцом, которому до конца дней будет благодарен Константин Степанков. Амвросий Максималианович Бучма, народный артист СССР, был некогда был исключён с «волчьим билетом» за артистические карикатуры на учителей. После окончания четырёхклассного училища работал чернорабочим, маляром, каменщиком, дровосеком, кельнером, музыкантом. Но самообразованием добился фантастических результатов: вероятно, молодой Кость в чем-то напоминал ему самого себя. С той лишь разницей, что Бучма всем нутром принимал советскую власть, первым в украинском театре сыграл Ленина,- и он же дал Степанкову рекомендацию в партию! Как молодой актер миновал все кордоны проверок своей подчищенной биографии? Или не так уж сильно интересовались - или так глубоко прятал, что даже дети не знали обстоятельств до самой смерти отца.
После окончания ГИТИ в 1953 году юноша, ожидая места в театре им И. Франко, останется преподавать в театральном институте. Здесь и произойдёт его судьбоносная встреча с 18-летней студенткой Адой Роговцевой, вместе с которой они не доживут до золотой свадьбы всего несколько лет. Это была любовь с первого взгляда, стоившая преподавателю партийной карьеры: он так и останется беспартийным, несмотря на яркие роли революционеров. На год его даже отстранят от преподавания, вменяя моральное разложение. Пара поженилась, когда Ада Роговцева завершила обучение в институте. Импозантному Степанкову, с годами становящемуся только привлекательней, приписывали множество романов на стороне. Но во всех интервью он всегда утверждал, что его единственной любовью была и остаётся его жена. В браке родилось двое детей: сын Константин 1962 г. р. и дочь Екатерина, 1972 г. р. Оба они выбрали для себя профессию режиссёра.

Бог Константина Петровича Степанкова - фото 7Бог Константина Петровича Степанкова - фото 8Бог Константина Петровича Степанкова - фото 9Бог Константина Петровича Степанкова - фото 10Бог Константина Петровича Степанкова - фото 11
И опять загадка: как разбираясь с "моральным разложенцем", который сам осознал, что его кандидатский срок в партию не завершается вступлением, давали эти самые революционные роли? как не разобрались с тайнами биографии? как после многие годы Ада Николаевна была партийным боссом украинских артистов? К слову, о нынешних днях и о прошлом, которое не отпускает, - Ада Роговцева , которая чуть больше чем через месяц отметит 80-летие, по национальности русская - почему-то теперь утверждающая, что отец высокопоставленный чекист вообще-то имел фамилию Роговец , что мама тоже чистокровная украинка (для справки, в довоенных анкетах сказано, что Николай Иванович Роговцев русский,попавший на Украину как раз в начале 30-х годов - по официальной украинской версии в момент устроенного "голодомора", Анна Митрофановна Зайковская наполовину украинка, наполовину еврейка), что делегатом XXVII съезда КПСС ее назначили, а в Верховном Совете УССР , депутатами которого были супруги, они заседали в разных палатах, но , как пишет в книге " Мій Костя" - с первого вечера знакомства педагог Степанков откровенно выложил всю подноготную своей судьбы, и они вместе возненавидели коммунистическое руководство, так искалечившее жизнь Украины и украинцев! Поэтому ныече, зарабатывая в России, она отправляет деньги на нужды АТО: как-никак Герой Украины! Интересно, что чувствовала , редактируя книжку, дочь Екатерина, которая трудится режиссером в Москве и живет здесь, учится у Тодоровского? Хотя справедливости ради нужно отметить, что из второго издания многие столь милые киевским националистам пассажи вымараны.

Бог Константина Петровича Степанкова - фото 12

Бог Константина Петровича Степанкова - фото 13Бог Константина Петровича Степанкова - фото 14Бог Константина Петровича Степанкова - фото 15Бог Константина Петровича Степанкова - фото 16
..Тем не менее, после отстранения от преподования и завершившийся не начавшись партийной карьеры, Степанков ушел, возможно, в свой первый многомесячный запой - именно угроза влюбленной Ады, что они расстаются, заставила его завязать.
В театре им И. Франко, куда Константин Степанков так стремился, он проработал 14 лет. И ушёл в театр-студию киноактёра, сосредоточившись на кинокарьере. Обладающий неуёмным темпераментом, великолепной мимикой и потрясающей внутренней энергией, актёр не вписался в мелодраматическую школу того времени. Он мечтал о Яго, но из всех шекспировских ролей удалось сыграть лишь Эдгара в «Короле Лире». Несколько блистательных образов были им созданы в театре-студии. Среди них философ Ксанф в пьесе «Лиса и виноград», забавляющийся спорами с простодушным рабом Эзопом. С 1956 года он начал сниматься в кино, дебютировав в роли Акима в «Павле Корчагине», но до 1968 у него не было серьёзных предложений, ради которых стоило оставить сцену. Такой работой стала кинокартина «Каменный крест» Леонида Осыки, где он сыграл отнюдь не главную, но наиболее сложную роль. Крестьянина, приглашённого для казни вора, застигнутого во время кражи.
В конце 80-х Константина Петровича позвал Параджанов в свой фильм "Ашик-Кериб" , посвященный ушедшему Тарковскому. Сорежиссером был добряк народный артист Давид Иванович Абашидзе; как-то вечером Степанков перепуганный позвонил жене - он был пьян, повторяя, что "Дадо знает все! Все!" - едва завершив съемки, он прилетел в Киев - и...Вернувшись в нормальное состояние, причем сам не мог точно пересказать о чем они с Абашидзе, который знал "всё", разговаривали, поехал выбирать место за городом. Он обязательно хотел тот кусочек земли, где будет привольно и которого не коснулся ужас Чернобыльской катастрофы. Их сын, Константин-младший, так похожий на отца, дебютировавший с ним в 17 лет в картине «Забудьте слово смерть», где специально для него, владеющего шпагой и уверенно сидящего на коне, была написана маленькая роль. Но по окончании ГИТИ им. И.К. Карпенко-Карого юноша увлёкся режиссурой. В 90-е специально для матери поставил спектакль «Благо-дарю» на сцене театра им. Леси Украинки. Потом перешел в кинодокументалистику, был ликвидатором ЧАЭС, что привело привело к переосмыслению жизни и увлечению экологией, которой он посвящал большую часть времени. В 2012 он ушёл из жизни от онкологического заболевания, оставив жену (балетмейстера Ольгу Семешкину) и двенадцатилетнюю дочь. Уже больным снял пронзительный документальный фильм-предупреждение, прокатившийся по фестивалям после кончины создателя.
Константин Петрович перебрался в село Жовтневое, где мог наслаждаться природой, завести козу, порой провожавшую его удить карасей и пескарей. Он не прекратил сниматься - но интересных предложений было все меньше. Так Борис Небиеридзе уговаривал его сняться в сериале "Роксолана" в роли султана Селима несколько недель .. Степанков не скрывал, что принимает предложения из чисто финансовых соображений.
Леонид Антонович Бурлака, известнейший кинооператор, снимавший "Место встречи изменить нельзя",- позвал Степанкова в свой режиссерский дебют под названием "Ры-ча-ги": дело шло к развалу СССР , и фильм остался единственным режиссерским опытом самого Бурлаки, последней главной ролью в кино народного Степанкова.. И тогда же он узнал о своей болезни. И несколько лет - даже своей Адочке - не говорил, и не лечился! У них теперь не было того, что киевские и приезжие артисты звали "столовой Ады и Кости" - ,как теперь вспоминает дочь Катя, "была очень большая квартира, но при этом только с двумя крохотными спальнями. Я как младшая жила в спальне родителей, а мой брат — с дедом, маминым отцом. Собственно, квартира эта полагалась ему, генералу. С пяти лет у меня была парта — я занималась английским и в музыкальной школе. До сих пор отчетливо помню — сижу за партой у окна, а папа лежит на кровати, читает. У папы — простой. Такая у актеров система — два-три месяца в экспедициях, на съемке, а потом месяц дома. И тогда наступало состояние полнейшего покоя. С папой приятно что-то обсуждать или просто залечь ему на пузо... А потом вечером собирались актеры, режиссеры, просто люди. Нам с Костей дозволялось быть за столом, но не разговаривать, иногда петь на два голоса - у нас неплохо получалось.А потом подключались Брондуков, Степанков, Миколайчук, Осыка... Большая компания собирались у нас дома часов в девять, ждали маму. Она появлялась после спектакля, и в доме не спали до двух часов ночи. Это был такой киевский салон. Шумные застолия мог прекратить дел - мамин отец, кажется, его молчаливого гнева опасались все. Например, перейдя на киностудию Довженко, тут же обретя достаток и состоятельность, папа приобрел и друзей Миколайчука,Брондукова,Леонида Быкова.. Он был старше, они шутливо звали его "дедом" - но у нас дома столкнулись с настоящим дедом. И если Николай Иванович с Леонидом Федоровичем как-то сразу сошлись, то Иван Васильевич Миколайчук ,едва ли не первый раз очутившись, применил слово "москаль".Мама же по отцу русская, мы так и не знали про прошлое семьи отца, знал ли что-то дедушка, что сват его расстрелян, что старший брат папы в УПА был.. Но в тот раз он просто выставил Миколайчука за порог, и отец , называвший тестя только на "вы", просто сидел , потупившись, за столом. Но вот что интересно: практически на все фильмы, где отец исполнял роли по-советски "плохих", тесть приезжал, как бы консультируя. Он сильно переживал конец СССР. Прожил долго, папа и двух лет не пережил его.. Уже при независимой Украине он вроде бы немного перестал бояться панически проверок: и они поехали с мамой в Израиль. Там их обоих проверили - и сказали, что все в порядке.. Он тогда развеселился и рассказал, что несколько лет назад в Одессе ему поставили онкологический диагноз. Иногда мне кажется, что мама догадывалась - и просто подговарила врачей, потому что зачем вроде здоровому человеку прописали огромное количество лекарств, на которые и зарплаты не хватало? Дедушка часто маме говорил: «Ада, ну что это такое? Ты народная артистка Украины, а Кость Петрович — «известный украинский актер»...С намеком, что заработки иссякали. Так что отъезд в деревню - это был некий выход"

Бог Константина Петровича Степанкова - фото 17

Бог Константина Петровича Степанкова - фото 18

Бог Константина Петровича Степанкова - фото 19
Степанков готовил обеды, занимался внуками - , он так кашеварил,что внук Алеша как-то заявил «Боже, дед умер, никто вареников не лепит». Мама и бабушка прониклись и стали к плите. Но Кость Петрович делал их особенными, как на Восточной Украине. В начинку добавлял одновременно картошку и творог. В Польше это называют русские пироги, а на Западной Украине польские вареники. Но в последние годы ему готовить уже было тяжело.
Когда он с палочкой вошёл на свое 75-летие в Дом кинематографистов, зрители, набившиеся до отказа, устроили ему длительную овацию. Актёр не сумел сдержать слёзы.
Но после вечера долго из кулисы смотрел на пустеющий зал , по щекам лились слезы, и он все повторял : «Меня Бог не любит, всех забрал, кроме меня... » Потом крепко обнял Аду Николаевну и произнес : «Жаль, что твой батька вот сейчас не был тут», - после разделил полученные цветы на две половины - и одну просил отвезти на могилу Николая Ивановича.
Сам же тоже поехал по могилам: к Амвросию Бучме, Леониду Быкову, Ивану Миколайчуку, Юрию Тимошенко... Почти полностью обесилевшего его под утро у могилы Леониды Осыки нашел режиссер "Роксоланы" Борис Константинович Небиеридзе. Состояние Степанкова, сжимавшего намертво в кулаке поздравительную телеграмму из Москвы, было похоже на невменяемое.
Болезнь вцепилась в него немилосердно, Степанков не мог обходится без морфия, повторяя "Не может так у человека болеть всё.." 14 апреля 2004 года у Константина Петровича случился инсульт."Скорая" ехать в село и госпитализировать без денег отказалась. Приехал тогда вице-премьер в Правительстве Януковича Дмитрий Владимирович Табачник, с ним врачи. Он лично оплатил госпитализацию, Ада Николаевна отговаривала, но собрался консилиум специалистов..И хотя больной смог перенести инсульт, был в сознании, общался, приговор был неутешителен - жить оставалось два-три месяца. Он умирал от неоперабельного рака поджелудочной железы с метастазами практически во все участки организма.
По требованию умирающего ,Ада Николаевна не прервала съемок, практически неотлучно находилась рядом дочь Катя.18 июля Константин Петрович Степанков потребовал перевезти его в Жовтневое , просил устроить последний ночлег в саду - тут прощался, исповедовался, продиктовал последнюю волю похоронить тихо на сельском погосте. Что было исполнено после кончины 22 июля 2004 года.

 

 

 

Геннадий Орешкин

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить