Автор космической программы КНР Ван Юнчжи

Долгое время этот человек был одним из наиболее секретных в КНР

Автор космической программы КНР Ван Юнчжи - фото 1Пока 3 марта 2005 года в Пекине состоялась церемония награждения Центральным военным советом Китая генерального конструктора проекта пилотируемых космических полетов Ван Юнчжи. Ему было присвоено почетное звание заслуженного ученого, работающего в области пилотируемой космонавтики. Лауреат был также награжден медалью передовика труда первой категорий, к которой прилагалось соответствующее свидетельство.
7 марта 2009 года бывший главный конструктор программы пилотируемой космонавтики, член Национального комитета Китайской народной политической консультативной конференции (НПКСК) Ван Юнчжи сообщил, что Китай планирует запуск космических аппаратов «Шэньчжоу 8» и «Шэньчжоу 9» на 2011 г. Ван Юнчжи отметил, что Китай планирует запустить беспилотный космический модуль на орбиту ещё в конце 2010 г., который пристыкуется к беспилотному аппарату «Шэньчжоу 8» в 2011 г. Если стыковка пройдёт успешно, страна в тот же год запустит аппарат «Шэньчжоу 9» с космонавтами на борту.
Ван Юнчжи родом из северной провинции Ляонин. Он родился в простой крестьянской семье. В детстве мальчик мечтал стать биологом. Но позже война против американских агрессоров в Корее и помощь братскому корейскому народу изменили намерения юного Ван Юнчжи. Мальчик стал думать о том, чтобы стать летчиком. В 1952 году его желание исполнилось: он успешно сдал экзамен на авиационный факультет известного в Китае Политехнического института «Цинхуа». Позже его направили на стажировку в Московский авиационный институт, где он добился больших успехов в учебе и подружился с уважаемыми преподавателями. В Москве он первый раз увидел председателя Мао, находившегося в СССР с визитом.
В 1961 году по окончании учебы Ван Юнчжи вернулся на Родину. В июне 1964 года Ван Юнчжи в первый раз приехал на запуск первой ракеты средней дальности, сделанной отечественными учеными и ракетостроителями.
Однако в ходе испытаний ракета не достигла места назначения. Обсуждая эту проблему, подавляющее большинство специалистов предлагали тогда увеличить запасы ракетного топлива. Начались споры. В тот момент в ходе дискуссий встал высокий молодой человек и предложил парадоксальное решение – сократить объемы топлива. Дело в том, объяснил он, что во время запуска ракеты горючее нагревается, и чем выше его температуры, тем меньше становится его плотность. Из-за этого меняются особенности работы ракетного двигателя. По его расчетам, чтобы снаряд точно попадал на полигон, нужно бы уменьшить количество топлива в двигателе на 600 килограммов.
Взоры всех присутствовавших сразу обратились на этого молодого и дерзкого Ван Юнчжи. Среди участников обсуждения у него было самое низшее воинское звание. И многие с недоумением разглядывали молодого лейтенанта, пытающегося учить их, маститых ученых и испытателей. Как же так? Ракете не хватило топлива, а этот молодой инженер предлагает еще сократить его количество!
Но Ван Юнчжи это не смутило и не остановило. Он пришел к Цянь Сюесыню, главному командующему космодрома по технике, и вновь уверенно стал отстаивать свою точку зрения.
Услышав мнение молодого человека, Цянь Сюесынь радостно крикнул: "Позовите главного конструктора!" И показывая на Ван Юнчжи, сказал: "У него правильная идея, проверьте ее".
И действительно, когда уменьшили количество топлива, траектория полета ракеты увеличилась. И испытываемые три ракеты все одна за другой попали в заданную точку полигона.

Автор космической программы КНР Ван Юнчжи - фото 2Автор космической программы КНР Ван Юнчжи - фото 3
С тех пор Цянь Сюесынь запомнил Ван Юнчжи и его способ мышления от обратного. Позднее, когда в Китае начали проектировать ракеты второго поколения, Цянь Сюесынь рекомендовал Ван Юнчжи на должность главного конструктора.
Ван Юнчжи с энтузиазмом принялся за создание и освоение новой техники. Он предложил производить ракеты-носители серийно, чтобы они служили не только нашей стране, но и могли быть использованы на мировом космическом рынке. Он был директором Научно-исследовательского института космической промышленности Китая, когда начали строить новые ракеты-носители серии "Чанчжэн". Самое суровое испытание наступило для него, когда наши специалисты взялись за 18 месяцев на кредитные средства спроектировать ракету-носитель "Чанчжэн -- 2" и на ее основе подготовить новую ракету-носитель, способную вынести нагрузки не в 2.5, а в 8.8 тонны и выходить при этом на близкую орбиту. 14 августа 1991 года Китай с помощью связки ракет-носителей "Чанчжэн – 2E" осуществил успешный вывод на расчетную орбиту австралийского спутника связи В1.
В январе 1992 года Ван Юнчжи был назначен начальником отдела по проектированию первого китайского пилотируемого космического корабля. Под его руководством были разработаны технические планы и 7 серийных систем, а также план производства и смены. После решения соответствующих органов отдел приступил к выполнению поставленной задачи. Ван Юнчжи был назначен главным конструктором первого китайского пилотируемого корабля. Ван Юнчжи внес огромный вклад в исторический прорыв, осуществленный Китаем в области пилотируемых полетов в космос.
Член Центрального военного совета Китая, начальник Главного управления по оснащению НОАК Чэнь Биндэ в своей речи на церемонии награждения отметил, что товарищ Ван Юнчжи «сознательно сплотил воедино свои личные мечты с нуждами Родины, он усердно работает во имя партии. Он является примером человека, который реализует на практике важность идеи «Тройного представительства», он в полной мере в новых условиях воплотил активный характер стремящегося к прогрессу китайского коммуниста, а также встал в авангарде научных исследователей, занимающихся изысканиями в оборонной области. Мы должны активно откликнуться на призыв председателя Ху Цзинтао и Центрального военного совета, широкомасштабно развертывать компанию «Учиться у отличника труда Ван Юнчжи» и других передовиков труда с тем, чтобы внести еще больший вклад в развитие дела пилотируемых полетов в космос нашей страны.

 

 

 

Геннадий Орешкин

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить