Алексей Щусев – архитектор уникального дарования

Алексей Щусев – архитектор уникального дарования - фото 125 декабря 2023 года в Музее архитектуры (Москва, ул. Воздвиженка, д. 5/25) состоялась экскурсия по выставке «Алексей Щусев. 150» - первой за последние 50 лет монографической выставке, посвященной творчеству выдающегося архитектора.

Экскурсию по выставке провела заместитель директора Музея архитектуры имени А.В. Щусева по просветительской деятельности, куратор выставки - Ксения Смирнова.
Алексей Щусев – архитектор уникального дарования, блестяще проявивший себя в разных архитектурных стилях и направлениях конца XIX – первой половины XX веков. Состоящая из двух частей выставка «Алексей Щусев. 150» в Музее архитектуры представляет публике около 200 архитектурных проектов, созданных Щусевым за его более чем полувековую карьеру. В экспозицию включено почти 600 предметов: проектные графические листы дополнены ученическими и художественными работами мастера, архивными фотографиями, письмами, документами и личными вещами Алексея Щусева, моделями и макетами. Выставка позволит взглянуть на великого зодчего как на человека, художника, градозащитника, ученого, реставратора, основателя и первого директора Музея русской архитектуры.

Алексей Щусев – архитектор уникального дарования - фото 2Алексей Щусев – архитектор уникального дарования - фото 3Алексей Щусев – архитектор уникального дарования - фото 4
Выставка «Алексей Щусев. 150» – самый масштабный проект Музея за последние десятилетия. Она занимает два главных выставочных пространства: экспозиция в Анфиладе посвящена проектам гражданской архитектуры, в Аптекарском приказе представлено храмовое зодчество мастера.
В залах Анфилады раскрывается история становления великого зодчего: от его ученических работ в Академии художеств, через первые самостоятельные проекты к главным творениям – Казанскому вокзалу в Москве, Мавзолею В.И. Ленина, Государственному театру оперы и балета имени Алишера Навои в Ташкенте. Хронологическая последовательность выставки, с акцентом на наиболее известные сооружения Щусева, поможет зрителю проследить, как происходила трансформация творческого метода архитектора, точно чувствующего изменения художественных вкусов и реалий времени и тонко реагирующего на них.

Алексей Щусев – архитектор уникального дарования - фото 5Алексей Щусев – архитектор уникального дарования - фото 6Алексей Щусев – архитектор уникального дарования - фото 7Алексей Щусев – архитектор уникального дарования - фото 8
Отдельный зал посвящен железнодорожным проектам Алексея Щусева: Казанскому вокзалу – горячо любимому и самому трудному детищу мастера, работе над которым он отдал 38 лет, и ранее неизвестным публике сооружениям железнодорожных линий Арзамас–Шихраны, Нижний Новгород–Котельнич и Казань–Екатеринбург. Типовые проекты вокзалов, депо, водонапорных зданий, жилых и хозяйственных построек, архитектурного оформления порталов тоннелей демонстрируют гибкость мышления и практическую сметку автора, желающего достичь высокого художественного результата в строгих рамках технического задания.
В разделе «Новая Москва» зрители познакомятся с произведениями, созданными в первые советские годы: планом реконструкции столицы «Новая Москва», проектами Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно промышленной выставки, Дворца труда и Мавзолея В.И. Ленина – одного из ключевых произведений не только в творческом наследии Щусева, но и в истории отечественной архитектуры ХХ века в целом.
Путь от авангардных исканий 1920-х годов к торжеству неоклассики 1930-х иллюстрируют конкурсные решения памятника Христофору Колумбу, Библиотеки им. В.И. Ленина и Центрального телеграфа, реализованные проекты санатория в Мацесте, гостиницы «Интурист» в Батуми, зданий Наркомата земледелия на Садовом кольце и Наркомата внутренних дел на Лубянской площади в Москве, Института Маркса–Энгельса–Ленина в Тбилиси, масштабные замыслы перепланировки центральных улиц и площадей столицы. Великолепное умение мастера адаптироваться к быстро меняющимся стилевым направлениям демонстрируют варианты проекта Дворца советов, представленные на разные этапы конкурса.
Особое место в экспозиции отведено двум знаковым произведениям архитектора: гостинице «Москва», работа над которой сопровождалась скандалом, породившим большое количество легенд, и Государственному театру оперы и балета им. Алишера Навои в Ташкенте – одной из признанных вершин творчества Алексея Щусева. Наряду с архитектурной графикой в зале представлены уникальные предметы декоративно-прикладного искусства. Фрагменты подлинного убранства гостиницы «Москва» – гипсовые рельефы для кессонов, лепные украшения, элементы балюстрады и предметы из гостиничных номеров – напоминают одновременно о высоком уровне художественного оформления здания и о его трагическом разрушении в 2004 году. Историю работы над проектом театра в Ташкенте дополняют авторская модель сооружения и выполненные на гипсовых плитах эскизы росписей фойе – свидетельства любви Алексея Щусева к национальным традициям, образам и мотивам прикладного искусства и архитектуры Средней Азии.
Большое внимание в экспозиции уделено деятельности Алексея Щусева в годы Великой Отечественной войны. Главной задачей мастера в это сложное время стала работа по восстановлению разрушенных городов и сохранению поврежденных памятников архитектуры в Истре, Новгороде, Сталинграде, Кишиневе, Туапсе. Творческое наследие 1940-х годов также представлено проектами зданий научных учреждений по всей стране, работу над которыми возглавляемая Щусевым с 1937 года мастерская «Академпроект» продолжала в военные и послевоенные годы.

Алексей Щусев – архитектор уникального дарования - фото 9Алексей Щусев – архитектор уникального дарования - фото 10Алексей Щусев – архитектор уникального дарования - фото 11Алексей Щусев – архитектор уникального дарования - фото 12
Завершает экспозицию в Анфиладе рассказ о последнем детище Алексея Щусева – Музее русской архитектуры, созданном по его инициативе в 1945 году. Документы, повествующие о ранних годах существования музея и подготовке первой выставки 1948 года, представляют Щусева как выдающегося ученого и мудрого организатора. Уникальные произведения искусства: гравюры, акварели, живопись, а также книги и материалы научных экспедиций, включенные в собрание Музея, когда Щусев был его директором, свидетельствуют о тонком художественном вкусе мастера.
Выставка продлится до 21 января 2024 года.

Сергей Козлов

Все выпуски журнала «ЭкоГрад» в электронной версии читайте на pressa.ru,

Бумажные экземпляры спецвыпусков и книги В. Климова можно приобрести на OZON

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить