Лев Лурье рассказывал: «Можно сказать, что последнее десятилетие своей жизни Хочинский был бродячим артистом. Только он бродил не по городам и по весям, а по этому кварталу, окружающему Покровку - это площадь Тургенева. Он гулял здесь с собакой, он всегда брал гитару, он пел то в этом баре, то в том. Его угощали. Его обожали. Он был настоящим героем этой местности.
Когда отмечался его пятидесятилетний юбилей, он был без работы, жители Покровки устроили роскошный банкет, пригласили его и Шуранову. Хочинский был по-настоящему народным артистом. Между ним и его зрителем и слушателем не было никакой дистанции».Александр Юрьевич Хочинский родился 29 февраля 1944 года в Ленинграде. Его отец, Юрий Александрович (Юда Ошерович), был известным певцом, в 1947 году в возрасте 23 лет он трагически погиб. Мальчика воспитывали бабушка и мама, Людмила Ивановна Красикова, ведущая артистка ленинградского ТЮЗа. Саша рос в театральной среде, в доме, где бывало много интересных людей, поэтому его будущее было предопределено с детства. С ранних лет его растили интеллигентом, он получил прекрасное образование. По окончании средней школы, знаменитой Ленинградской школы № 222 (Петершуле) на улице Софьи Перовской, Александр Хочинский в 1961 году поступает в студию при Ленинградском ТЮЗе.
Как вспоминала позднее сестра Александра Хочинского, Елена Лебедева, мама была категорически против того, чтобы её сын стал артистом. Но Саша заявил: «Театральный институт, и точка!» При поступлении у него возникли сложности, за музыкальность Хочинскому поставили четвёрку, и он не прошёл по конкурсу. И тут надо отдать должное его маме, приёмной комиссии она заявила: «Есть предметы, которые проверяются. Вот Сашин диплом об окончании музыкального училища. Давайте ещё раз проверим его музыкальность!» Александр был одарён музыкально, и его дальнейшая судьба доказала это. Многие стихи больших поэтов он положил на музыку и исполнял с эстрады, написал музыку к кинофильму «Три ненастных дня».
Студию при ТЮЗе А.Ю. Хочинский окончил в 1964 году и стал актёром этого театра, только что получившего новое современное здание на Пионерской площади. В этот театр приходит совершенно новый коллектив во главе с режиссёром Зиновием Яковлевичем Корогодским. Сюда же пришёл и молодой актёр Александр Хочинский, игравший небольшие роли в детских спектаклях. Потом была армия, три года А.Ю. Хочинский прослужил в Выборге заведующим художественной самодеятельностью. Там и проявился его талант поющего артиста. На почве музыки в армии у него был конфликт со старшиной. Однажды старшина разбил его гитару, они подрались. По словам сестры, Саша сказал старшине: «Меня бей! Мне морду разбей! Но гитара-то здесь при чём!» Отношение к гитаре у Хочинского было как к живому человеку. Первая роль Хочинского в кино тоже была связана с песней - в фильме «Бумбараш» он великолепно спел песню «Журавль по небу летит».
Большинство своих ролей Александр Хочинский сыграл на театральных подмостках. Народный артист России Николай Иванов рассказывал: «Корогодский долго не мог найти для Хочинского его нишу. Но эта ниша образовалась сама собой, и Хочинский сыграл очень много важных ролей, в том числе Бориса Годунова, Гамлета. Постепенно Хочинский становится одним из ведущих актеров ТЮЗа. Пробует он себя и как режиссер. В 1977 году вместе с Антониной Шурановой он ставит «Кошку, которая гуляла сама по себе» по Киплингу. Сами же играют в главных ролях. Один – Дикого мужчину. Другая – Дикую женщину». Первой женой А.Ю. Хочинского стала Ирина Павловна Асмус (1941-1986), знаменитый впоследствии клоун Ириска в «АБВГДейке». Очаровательная была пара, но вместе они прожили недолго. Ира его оставила, так как не выдержала разлуки, когда Хочинский служил в армии. Для Александра это было настоящей трагедией: он поседел в одну ночь. Он долго переживал и женился только лет через семь на Марине Азизян, ставшей знаменитым художником. По словам сестры А.Ю. Хочинского, увлекался он быстро, но увлечения не были продолжительными. Поклонницы у него были по всему миру. В Америке одна дама ему предложила остаться: «Чего в России хорошего-то!..» И ещё что-то нелестное в адрес третьей его жены Антонины Шурановой сказала. На что Хочинский ответил резко: «Я попрошу грязными руками не трогать мой дом! Пусть он шаткий, но это мой дом. И Россию тоже! Там моя мама, там мои берёзы!» Больше в Америку он не ездил. Известная актриса Антонина Шуранова (1936-2003) была его третьей и последней женой. Они познакомились в ТЮЗе и долгое время работали вместе.
Они были легендарной актёрской парой, гордостью ленинградского ТЮЗа и всесоюзными любимцами. Хочинский – звезда фильма «Бумбараш», известный театральный актёр и бард. Шуранова, блистательно игравшая на сцене, была яркой киноактрисой. В 1965 году роль княжны Марьи в прогремевшем на весь мир фильме Бондарчука «Война и мир» в одночасье сделала знаменитой никому тогда не известную студентку театрального института Антонину Шуранову. Заслуженный артист России Виктор Фёдоров вспоминал: "Сказать, что это была звёздная пара в театре, значит, ничего не сказать. Это были люди, которые определяли лицо театра. Это были люди, которые своим поведением, своей игрой, своими поступками, поднимали этот театр на недосягаемую высоту". Александр Хочинский ушел из жизни 11 апреля 1998 года на руках у Антонины Шурановой. Она рассказывала: «В 1996 году Саша первый раз попал в больницу с многочисленными язвами желудка и сердцем, увеличенным в два с половиной раза. Он, конечно, вел себя легкомысленно. Я ему все время говорила: «Саша, ты себя убиваешь». Но заставить себя бросить пить он не мог, слава Богу, хоть курить перестал. Два последних года не курил и очень этим гордился... А 11 апреля 1998 года он пошел заводить машину, чтобы ехать на репетицию, и вдруг вернулся: «Что-то мне не дышится, ты поезжай, я буду позже». Взглянув на его побелевшее лицо, я тихо пошла в другую комнату и вызвала «Скорую». Сашу буквально вытаскивали с того света: кардиограмма, укол в сердце, фибрилляция, электрошок. А я стою напротив у стенки и, не шевелясь, смотрю. Так и простояла два с половиной часа. Когда-то я снималась в фильме «Дела сердечные» и кое-что в медицине понимаю, вижу - что-то не то. Ко мне обернулся доктор: «Вы чувствуете, сердце не заводится. У него огромное вялое сердце, оно не качает кровь». Врачи еще какое-то время повозились, потом молча отключили фибриллятор и сели заполнять бумаги. Это был конец. Я так и не смогла заплакать - была совершенно спокойна. На похоронах какие-то бородатые и усатые мужики на мне рыдали навзрыд, а я сидела словно каменная. После Сашиной смерти я долго не могла жить вне дома. Бывало, соберусь погостить у друзей на даче несколько дней, приеду и не нахожу себе места: «Я хочу домой. Нет-нет, сегодня же вечером». Срывалась, вбегала в квартиру, садилась в кресло и тут же ощущала, будто кто-то садился рядом - прогибался подлокотник. И я говорила: «Привет». Он был здесь, рядом со мной. Когда он умер, мне, как ни странно, больше всего помогли те самые бродяжки, с которыми он пропадал. Художник (с ним Сашка частенько пил в подвале) нарисовал его портрет с гитарой и подарил мне на память. Когда Саша был жив, я их гоняла, не любила, считала, что мужа спаивают. А они после смерти шли и шли и робко протягивали конверты с деньгами... На его могиле долго лежал венок с лаконичной надписью – «Саше от Покровки»...
Геннадий Орешкин