С Анной Самохиной я познакомился весной 1992 года. Время для отечественного кинематографа тогда наступило тяжёлое, производство фильмов практически сошло «на нет», и российские актёры, даже известные и знаменитые, вынуждены были зарабатывать деньги, разъезжая по городам и весям нашей огромной страны. Работал я в то время директором крупнейшего кинотеатра в Архангельске, и все актёры для своих выступлений выбирали именно эту площадку. Выбрала её и Анна Самохина.
В ту пору у зрителей ещё были свежи впечатления от яркого образа Маргариты, созданного актрисой в нашумевшем тремя годами ранее фильме «Воры в законе». Собственно, именно с этой картины и началась её слава. Но приехала Анна, имея в запасе совсем новый фильм, которого публика ещё не знала, – «Брюнетка за 30 копеек» режиссёра Сергея Никоненко. Большой зал кинотеатра вмещал восемьсот человек, но предвидя, какой может быть ажиотаж на встречу с актрисой, делать только один сеанс было явно мало. Однако и шесть встреч, о которых попросила Анна Самохина, было уже многовато. Я, если говорить честно, побаивался, что такое количество зрителей, тем более в это время, когда в кинотеатр люди уже забывали дорогу, мы не обеспечим. Забегая вперёд, скажу, что залы на всех встречах были полны, но давки за билетами у касс не наблюдалась, о чём потом шутливо и искренне посмеиваясь мне говорила сама Анна: «Да ладно, можно было бы вытерпеть и незаполненный зал, но так хотелось, чтобы хоть на один сеанс со мной образовался бы перед кассой затор, а на подступах к кинотеатру люди спрашивали бы лишние билетики».
Пусть у читателя не складывается впечатление, что Самохина была подвержена звёздной болезни. Чего-чего, а этого у неё напрочь не наблюдалось. Зная, что её считают самой красивой актрисой в отечественном кинематографе, Анна этим не спекулировала и не бравировала. И характер у неё был совсем не под стать многим знаменитостям: подкупала в ней простота, открытость, доброта, умение посмеяться над самой собой – чувство юмора у неё было ещё то! А как загорались её глаза, когда она начинала рассказывать о любимом деле – съёмках кино, тут рассказчицу остановить было сложно.
Однако времени для разговоров имелось достаточно: сеансов было запланировано по два в день на три дня. Поэтому между выступлениями у неё образовывалось по два свободных часа, которые она проводила в моём директорском кабинете, увлекая, а часто и веселя нас своими забавными рассказами о съёмочных процессах. Вспоминала, как поначалу отказывалась сниматься в фильме «Брюнетка за 30 копеек», считая сценарий несколько пошловатым, но потом Сергей Никоненко сумел уговорить её, убедив, что это будет просто лёгкая комедия на фривольную тему. Параллельно Анна участвовала в картине «Гангстеры в океане», съёмки которой проходили в Сингапуре, где было нестерпимо жарко, и все межсъёмочное время Самохина отсиживалась… в воде.
Актриса много рассказывала о своём непростом детстве, неустроенном быте, но не жаловалась, нет! Кстати, за все проведённые вместе дни я не услышал от неё ни одного упрёка в том, что у нас – устроителей встреч – чего-то не получилось или мы что-то сделали не так. А представлять перед публикой актрису мне приходилось самому (всё ведь в то лихое для кинематографа время делалось в целях экономии), и жила она в обычном номере обычной же гостиницы, и возили мы её по городу на служебном «козлике». Вспоминаю, как в первый раз Анна попросила показать, где у нас в кинотеатре есть так называемая женская комната. А в те дни наш служебный туалет подготавливался к ремонту, и было там, скажем мягко, не очень-то уютно. Я, краснея, стал обтекаемо объяснять гостье, что она сейчас увидит не очень-то презентабельное помещение, на что Анна, нимало не смущаясь, сказала: «Мне надо будет сдвинуть крышку бачка и залезть туда рукой, чтобы спустить воду? Так я это делаю часто, привыкла, уже и ни к тому приспособилась».
А ещё Анна была очень компанейской девушкой (в ту пору ей ведь было всего двадцать девять). После выступлений в один день с удовольствием поехала в гости к моим родителям и просто очаровала их своей непосредственностью, а потом в этот же вечер уговорила меня с женой посетить её в гостинице – Анне просто не хотелось расставаться и скучать в своём номере. Кстати, предложений от зрителей мужского пола скрасить досуг ей поступало много (мне приходилось рядом с ней быть всегда начеку, прямо как телохранителю), тем не менее она все их мягко, но непременно отвергала.
На второй день, проведя свою концертную программу, Самохина на всё том же служебном «козлике» покатила уже в мой дом. Надо отдать должное Анне – выпивала она мало и довольствовалась только лёгкими винами и шампанским, да и то одним-двумя бокальчиками, но курила. В тот вечер мы засиделись далеко за полночь, естественно, отпустив нашего водителя домой. А когда вышли на улицу, рейсовый транспорт уже не ходил, и надо было ловить такси, чтобы довезти гостью до гостиницы. Редкие машины пролетали мимо (как же – неспокойные 90-е на дворе), и тогда Аня, как шаловливая девчонка, вдруг начала танцевать прямо на трассе, чтобы обратить на нас внимание.
Я тогда довольно серьёзно испугался и обхватил расшалившуюся даму за талию, утаскивая её на бровку и приговаривая, что не хватало бы ещё того, чтобы какой-нибудь шальной водила угробил знаменитую актрису ночью, и именно в Архангельске. Однако этот момент сыграл свою роль, не перевелись даже в бандитское время джентльмены. Перед нами вдруг резко затормозила машина, и водитель бросился на помощь девушке, решив, что я к ней пристаю. Каково же сначала было его изумление, когда в девушке он узнал Анну Самохину, и как мы потом все хохотали.
…Улетала Анна рано утром. Она прошла паспортный контроль, двинулась в предпосадочный «накопитель». Как-то умела эта актриса «живьём» быть незаметной, отличаться от экранных своих героинь-красавиц, поэтому мало кто обратил на неё внимание, а кто и глянул, наверное, просто попытался припомнить, где же он видел это красивое лицо. Проводив Анну, я вернулся к машине и вдруг заметил лежащий на сиденье специально припасённый для нашей гостьи сувенир – северную щепную птицу счастья. Как же я мог забыть её отдать?! Мигом снова оказавшись в зале отлёта и подбежав к стойке контроля, я стал вглядываться в «накопитель», но не мог найти Анну.
И тогда решился на опрометчивый шаг – крикнул во все горло: «Анна! Самохина!» Десятки взоров сначала обратились на меня, а потом на двинувшуюся в мою сторону женскую фигуру. Так пассажиры с моей «помощью» Анну приметили и, конечно же, не преминули воспользоваться моментом, чтобы напроситься на автографы. Самохина бросила на меня слегка укоризненный взгляд, но потом сразу же улыбнулась своей лучезарной улыбкой и послала воздушный поцелуй...
Уезжая, Анна взяла с меня слово, что я обязательно приеду к ней в гости в Питер. Не успел. Как не довелось и встретиться в Липецке – сюда несколько лет назад актриса приезжала на один день со спектаклем. Как обычно, заели неотложные дела (ах, если бы знать – всегда так соображаем задним умом). Подумал тогда: вот в следующий её приезд обязательно сюрпризом приду за кулисы, но трагический «сюрприз» преподнесла судьба
Алексей Колбаско