Актёр, прекрасный педагог , прототип Коровьева - Григорий Григорьевич Конский , которого называли Гри Гри

Людмила Касаткина, Марк Захаров, Люсьена Овчинникова, Лия Элиава, Ольга Красина, Нелли Пшенная, Владимир Коренев, Вячеслав Бровкин, Станислав Садальский, Михаил Филиппов, Александр Аржиловский, диктор телевидения Нина Кондратова, Юрий Горобец, Ангелина Вовк, Лионелла Пырьева - не просто прекрасные представители исскуства, все они ученики народного артиста РСФСР Григория Григорьевича Конского

Актёр, прекрасный педагог , прототип Коровьева - Григорий Григорьевич Конский , которого называли Гри Гри - фото 1По воспоминаниям студентов, которые называли его "папой", он действительно был родным человеком, настоящим другом для своих "детей". Опекал, заботился, советовал, старался по-доброму и ненавязчиво, как и подобает настоящему московскому интеллигенту, привить ученикам истинное понимание и любовь к Театру.
Если ученики звали его "папой" - то с юных лет, родившийся 6 июня 1911 года, Григорий Григорьевич Конский звался Гри Гри..
В марте 1933 года на репетиции "Мертвых душ" Константин Станиславский увидел незнакомого актера:
- Как Ваша фамилия?
- Конский, Константин Сергеевич.
- Этого не может быть! Таких фамилий не бывает! – глубокомысленно изрек создатель МХАТа и долго смеялся...
"Бывает, Константин Сергеевич",- В знаменитом рассказе Антона Чехова такой фамилии действительно нет, но в словаре Даля сказано: "конский или кониный, лошадиный, к коням относящийся" и дана поговорка: "Конским хвостом пепелище размету". Именно таким образом получил фамилию основатель рода. Помещик определил его конским мальчиком, помощником конюха. Когда отменили крепостное право, управляющий спросил, как записать конского мальчика? Помещик ответил: "Крещен Григорием, отец его - Яков, стало быть Яковлевич, а фамилия - Конский.
Свободное время конский мальчик проводил на репетициях крепостного оркестра, которым руководил дирижер-итальянец. Он обнаружил у Гриши музыкальные способности и выучил играть на скрипке. Затем маэстро подарил своему ученику инструмент и отправил с рекомендательным письмом в Москву, к Н.Г.Рубинштейну. Великий музыкант очень тепло принял Г.Я.Конского в своем доме на Большой Никитской, подарил молодому человеку фрак, послушал, как он играет, и отвез к Ипполиту Карловичу Альтани, главному дирижеру оркестра Большого театра в 1882-1906 годах. И.К.Альтани зачислил музыканта в первые скрипки и тот стал артистом Большого и помощником дирижера. В оркестре играли иностранцы, и чтобы нормально объясняться Г.Я.Конский выучил английский, немецкий, французский - всего 8 языков.
Поселившись в Кисловской слободе, рядом с Консерваторией и недалеко от Большого театра, Григорий Яковлевич Конский устраивал музыкальные вечера, где бывали многие известные музыканты. Приходил Модест Ильич Чайковский, и его знаменитый брат, которого по-домашнему звали "дядя Петя".

Актёр, прекрасный педагог , прототип Коровьева - Григорий Григорьевич Конский , которого называли Гри Гри - фото 2Актёр, прекрасный педагог , прототип Коровьева - Григорий Григорьевич Конский , которого называли Гри Гри - фото 3Актёр, прекрасный педагог , прототип Коровьева - Григорий Григорьевич Конский , которого называли Гри Гри - фото 4Актёр, прекрасный педагог , прототип Коровьева - Григорий Григорьевич Конский , которого называли Гри Гри - фото 5Актёр, прекрасный педагог , прототип Коровьева - Григорий Григорьевич Конский , которого называли Гри Гри - фото 6Актёр, прекрасный педагог , прототип Коровьева - Григорий Григорьевич Конский , которого называли Гри Гри - фото 7Актёр, прекрасный педагог , прототип Коровьева - Григорий Григорьевич Конский , которого называли Гри Гри - фото 8Семья Конских жила в доме номер 3 на углу Большой Никитской и Малого Кисловского переулка, где долгое время находился известный старожилам овощной магазин. До революции против дома Конских располагался театр "Парадиз", затем "Театр революции". Конские жили в Кисловской слободе, на Арбате. Уникальный социокультурный феномен Арбата зародился в царствование Ивана Грозного, когда вблизи Кремля в Земляном городе появились государевы казенные слободы: Конюшенная, Поварская, Плотницкая и несколько Стрелецких. Тогда Арбатом называли местность от Кремля до Садовой, между Пречистенкой, Большой Никитской и Спиридоновкой. Позже, уже в ХIХ веке эта территория относилась к Пречистенской и Арбатской полицейским частям. Одноименная с местностью Арбатская часть находилась у Никитских ворот, в Столовом переулке, в доме 7. В ХVШ веке Арбат заполонили дворянские усадьбы "фамильных людей" - Волконских, Толстых, Голицыных, Трубецких. На рубеже ХIХ-ХХ веков Арбат именовали аристократическим или "дворянско-интеллигентско-литературным", как писал Б.Зайцев. В доходных домах селились врачи, ученые, писатели, музыканты, артисты, духовенство, юристы, коммерсанты. Для детей арбатских интеллигентов работали 7 частных гимназий.
В двух шагах от дома Конских, против храма Большого Вознесения у Никитских ворот, на углу Мерзляковского и Медвежьего переулков, в новом, специально выстроенном по проекту архитектора Н.И.Жерихова здании, начались в 1910 году занятия в частной мужской гимназии Александра Ефимовича Флерова. Плата за обучение во Флеровской гимназии была вдвое выше, чем в казенной, поэтому там учились дети состоятельных, интеллигентных родителей. Учился там сын зубного врача Игорь Владимирович Ильинский. В книге воспоминаний знаменитый народный артист СССР отметил, что гимназистов не мучили учением, и в курилке через всю стену красовалась надпись "Вясна ядеть", сделанная углем.

Актёр, прекрасный педагог , прототип Коровьева - Григорий Григорьевич Конский , которого называли Гри Гри - фото 9Актёр, прекрасный педагог , прототип Коровьева - Григорий Григорьевич Конский , которого называли Гри Гри - фото 10Актёр, прекрасный педагог , прототип Коровьева - Григорий Григорьевич Конский , которого называли Гри Гри - фото 11В пятый класс Флеровской гимназии в 1914 году поступил Николай Владимирович Тимофеев-Рессовский, который закончил учение в советское время, когда гимназия стала опытной школой No. 10 МОНО г. Москвы.
Впоследствии "Зубр" очень высоко оценивал гимназический учебно-педагогический потенциал: "Во Флеровской гимназии был необычайно высокий даже для столичных гимназий... процент талантливых учителей". Действительно, в первые послереволюционные годы ученики и школа могли гордиться своими выдающимися учителями.
Учредитель и попечитель гимназии А.Е.Флеров издавал и редактировал журнал "Педагогическое обозрение". В гимназии работали известные ученые, профессора, преподаватели университета, авторы учебников, научных и популярных книг. Учитель зоологии Сергей Иванович Огнев (1886-1951) потом написал классический семитомный труд "Звери СССР" (1928-50), стал дважды лауреатом Государственной премии, профессором МГУ, заслуженным деятелем науки РСФСР, основал московскую научную школу териологов - специалистов по млекопитающим. Директор гимназии географ А.С.Барков (1873-1953) вошел в число первых 13 действительных членов Академии педагогических наук РСФСР. В свое время школа получила имя знаменитого полярного исследователя Фритьофа Нансена, чей портрет с автографом находился в директорском кабинете, а огромное живописное изображение долгие годы висело в актовом зале.
В 1930-х годах в школе еще преподавалась геология, занятия вел В.Малинко, автор учебника "Геология и минералогия", а также, изданной "Геолразведиздатом" научно-популярной книги для молодежи "Геологические экскурсии в окрестностях Москвы". Среди преподавателей довоенной поры особое влияние на школьников оказали: учитель литературы Иван Иванович Зеленцов, математики Вера Акимовна Гусева, химии Борис Михайлович Вайнштейн.
В июне 1945 года центральные газеты опубликовали имена первых в СССР медалистов. Список награжденных золотой медалью открывался именами четырех выпускников 110 школы. Медаль No. 1 получил Евгений Щукин. Будущий физик, академик Евгений Дмитриевич, сын репрессированного священника, он так и остался в неведении, чего стоила его медаль директору школы Ивану Кузьмичу Новикову.
Известный в советской педагогике И.К.Новиков возглавлял школу 25 лет, был членом-корреспондентом Академии педагогических наук. Первыми из советских педагогов И.К.Новиков, И.И.Зеленцов и В.А.Гусева получили орден Ленина.
Рабоче-крестьянское государство сперва не жаловало интеллигенцию, но довольно скоро среди властей предержащих образовался культурный слой партийной и советской элиты, которую вполне устроили "буржуазные" традиции Флеровской гимназии - 110 школы. Поэтому в Мерзляковском переулке учились дети героев войны и труда, знаменитых полярников, генералов, маршалов, академиков, наркомов, министров, членов ЦК, и просто "дети Арбата". История школы бережно хранится выпускниками, чей жизненный путь и выбор профессии обязан и школьной атмосфере, и, в первую очередь, Учителям.
В 1934-35 годах, когда артист Григорий Григорьевич Конский, так поразивший Станиславского своей фамилией, уже работал во МХАТе, в 5 классе школы N 110 учился Андрей Сахаров. В это же время в первый класс поступил Маркус Вольф, который потом 30 лет возглавлял внешнюю разведку ГДР и был генерал-полковником госбезопасности ГДР.
В разное время в школе учились: сёстры Цветаевы, Вера Холодная, Борис Покровский, Леонид Варпаховский, Наталья Ильинична Сац, Мария Владимировна Миронова, Андрей Алексеевич Попов, Геннадий Николаевич Рождественский, Натан Эйдельман, Алексей Владимирович Баталов, "папа" Буратино и Незнайки Леонид Владимирский, Маргарита Эскина, академики геолог Е.Е.Милановский и историк С.О.Шмидт, основатель и первый президент Российской академии естественных наук Д.А.Минеев, Александр Ширвиндт, Андрон Михалков-Кончаловский, писатель Юрий Сотник, кинодраматург и кинокритик Майя Туровская, кинодраматург А.В.Спешнев - сценарист фильмов "Пржевальский", "Алишер Навои", "Миклухо-Маклай", драматург Н.Голикова - автор пьесы "Жизнь моя, иль ты приснилась мне?", кинорежиссер Александр Бланк - постановщик фильма "Цыган", А.Киселев - двукратный Олимпийский призер по боксу, кинооператор Владимир Ошеров, вместе с Рербергом снявший "12 стульев", киновед, зам. директора Госфильмофонда РФ В.Дмитриев, скульптор Даниэль Митлянский – автор композиции "Реквием 41 года", посвященной памяти ста учеников и учителей школы, не вернувшихся с войны. Одним словом, созвездье знаменитостей Флеровской гимназии - 110 школы не имеет аналогов – читайте сами!
Закономерно, что именно в эту интеллигентную, арбатскую школу определили своих детей Гришу и Алексея, сын скрипача Большого театра, юрист Г.Г.Конский и его жена Ольга Алексеевна.
Во МХАТе молодого артиста судьба свела с М.А.Булгаковым, в дневнике супруги писателя имя Конского, обычно просто Гриша, встречается более 40 раз. Несмотря на разницу в возрасте они подружились, два потомственных интеллигента - сын профессора богословия и сын юриста.
В сезон 1934-35 годов М.А.Булгаков играл судью в мхатовском спектакле "Пиквикский клуб" и гримировался в одной гримуборной с Г.Г.Конским. "После спектакля у нас Лямин и Конский, молодой актер, он гримируется в одной уборной с М.А." - записывала Е.С.Булгакова 2 декабря 1934 года.
"Я в уборной один. Зажжена одна лампочка. Из коридора в открытую дверь доносится неясный говор актеров и одевальщиков. Стоит какая-то блаженная тишина. Кажется, что никогда не зажжется яркий свет, не раздадутся громкие голоса, не замелькают перед тобой причудливо загримированные лица и не прозвучит неумолимый треск звонка, зовущий тебя на сцену. В открытую дверь уборной быстро входит крепко и ладно сложенный светловолосый человек среднего роста. В одной руке у него бутылка нарзана, в другой стакан. Одет он в какой-то коричневатый, мохнатый, свободно, даже чуть-чуть мешковато сидящий на нем костюм, который сам именует почему-то «верблюжьим». Это Михаил Афанасьевич. Резко и сильно пожав мне руку, склонив при этом голову набок, он садится перед одним из зеркал, словно старается увидеть там что-то необыкновенное. Я тоже смотрю на него в зеркало и вижу приятное, энергичное лицо человека лет сорока, с мягкими золотистыми, рассыпающимися при поворотах головы волосами. Он разглядывает себя так серьезно и внимательно, как это делают только врачи, старающиеся поставить диагноз".
Немногие знают, что именно Конский послужил прототипом Коровьева. Он был не просто близким другом Мастера, а советчиком и первым слушателем написанного.
Гри-Гри, как звали его мхатовцы, мастер иронии и острословия, сыграл более 60 ролей. В спектакле "Дни Турбиных" Г.Г.Конскому досталась крошечная роль петлюровца Урагана, словами которого: "Коня командиру!" - заканчивался второй акт. Спектакль получился судьбоносным для театра и многих актеров, которых М.А.Булгаков увековечил в "Театральном романе", но кто из них помянул добрым словом великого писателя? Мхатовских воспоминаний о своем драматурге удивительно мало. Потому ценны написанные с тонким интеллигентным юмором и грустью воспоминания Гри-Гри, которые выгодно отличаются портретом самого Булгакова. Григорий Конский играл также в булгаковской пьесе "Последние дни. Пушкин".
Он сыграл более 60 ролей во МХАТе, но его коронной ролью стал государственный казначей Вильям Сесиль - барон Берли в спектакле "Мария Стюарт".
В книге "Михаил Булгаков в Художественном театре" профессор А.Смелянский отметил "живые глаза", как высшую оценку личности в художественной системе писателя. Среди актеров Художественного театра Г.Конский и Б.Ливанов названы "номерными" людьми с живыми глазами. "Номерными" в закулисной мхатовской жизни звали талантливых актеров-сочинителей и рассказчиков, для которых театральное действо не ограничивалось сценой и текстом спектакля.
Григорий Григорьевич умер 22 июля 1972 года и был похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве. Накануне 100-летия ко дню рождения учителя Станислав Садальский поставил ему на Ваганьковском кладбище новый памятник.

 

 

 

Геннадий Орешкин

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить