Царское место,или Мономахов трон установили в Успенском соборе Московского Кремля в 1551 году. Его назначение – молельное место, где находился во время богослужения царь.
Традиция возведения царского теста берёт начало из Константинополя, где императоры во время службы находились в специальном помещении, расположенном в юго-восточной части храма, этим объясняется расположение трона в Успенском соборе в его юго-восточном углу.
Выбор места не случаен- это связано с положительной символикой правой части храма. Интересно, что в сценах Страшного суда праведники находятся в правой части композиции.
Создание царского места должно было ещё раз подчеркнуть политическую и церковную преемственность русских государей от павшего дома византийских императоров. Царь Иван IVВасильевич в 1547 году венчался на царство новым титулом «царь».
И требовал признания и подтверждения этого титула собором православных святителей во главе с Вселенским Константинопольским Патриархом, что и было сделано в 1564 году. И в течении этих 14 лет, с 1547 до 1564 года, при московском дворе велась интенсивная работа по разработке программы росписей икон и миниатюр и других изображений, которые призваны были ОБОСНОВАТЬ перед лицом современников и потомков ЗАКОННОСТЬ царского сана царя Ивана IV. Такая направленность работы хорошо поясняется В.Ключевским, который писал, что люди в то время мыслили не идеями, а образами, легендами, а к прошлому обращались не для объяснения явлений настоящего, а ради подыскания примеров, оправдывающих их интересы и притязания.
Трон изготовили довольно высоким – 6,5 метра. Его нижняя часть – это четверик с тремя глухими стенами и воротами в восточной части. Он опирается на четырёх зверей, украшен многофигурными барельефами (по четыре с каждой из сторон, всего 12).
Верхняя часть трона, это восьмигранный шатёр на квадратном основании, лежит на четырёх резных колоннах, украшен тремя рядами кокошников, увенчан двуглавым орлом и резными кубками. Композиция украшена надписями на фризе, дверцах и резных композициях по сторонам четверика, эти надписи и дают ключ к раскрытию замысла создателей.
Такие архитектурные формы царского места не случайны.Шатёр, заимствованный из античного искусства и в христианской традиции устанавливается над алтарными престолами, амвонами, святительскими кафедрами, отмечая святость места, в связи с этим уместно сравнить шатёр царского места с шатром над молельным местом патриархов, которое было построено вместе с постройкой Успенского собора и, возможно, связано с именем Аристотеля Фиораванти.
Появление зверей:
(лев, уена, орёл, оскроган) связана с Библейским описанием трона царя Соломона, и пророчеством Даниила, в котором звери означают четырёх царей, после владычества которых наступит «царство святых Всевышнего». Интересно, что звери изображены в смиренной позе, свернувшимися, припавшими на четыре лапы и прижатыми ушами.
Декор шатра перекликается с декором Казанской шапки Ивана IV (1552-1553) – три ряда кокошников, которые может быть воспроизводят декор шатра и символизируют райские кущи – побеги и виноградная лоза, цветы, птицы – тема райской растительности.
Украшают шатёр 12 кубков – это элементы западно-европейского искусства и, скорее всего напоминают сосуды с миром и символизируют миропомазание. Интересно, что эти сосуды – первый и единственный пример кубков русской работы по западно-европейскому образцу.
Миропомазание – сакральный акт, дополнительно подчёркивает сакральность власти.
Значителньое место в декоре царского места занимает украшение сторон четверика барельефами и надписями.
В четырёх круглых медальонах на дверцах помещены отрывки из «Сказания о князьях владимирских», согласно которому род русских правителей идёт прямо от императора Августа.
Оно включает предание о том, что великий князь Киевский Владимир Всеволодович, по примеру предков, послал свои войска во Фракийскую область, находившуюся во владении Царьграда. В ответ на это византийский император Константин Мономах отправил Владимиру Всеволодовичу, своему внуку, послов с просьбой о мире, а также передал ему императорские регалии: крест животворящего древа, сердоликовую чашу императора Августа, золотую цепь и бармы, а также венец (то есть шапку Мономаха). Владимира Всеволодовича прозвали Мономахом и все великие князья владимирские с тех пор венчаются тем венцом.
Отсюда и название царского места – Мономахов трон, так как в композиции рассказывается о вручении Шапки Мономаха.
Интересно, что современников «Сказания» не смущал тот факт, что Константин Мономах скончался в 1054 году, а Владимир Всеволодович правил с 1113 года. Текст «Сказания» отвечал настоятельной потребности накрепко связать историю Руси с историей Византийской империи и древних царств.
Вот что изображено и написано на боковых сторонах трона:
-НА СЕВЕРНОЙ:
1. Изображение великого князя Владимира со своими князьями и боярами.
Надпись: Благоверный великий князь Владимир Киевский Манамах советъ творяше с князми своими и з бояры, поведая им храбрость прародителей своих, како имаху дань с Царьграда
2. Великий князь Владимир собирает воевод и назначает начальников войскам.
Надпись: Благоверный князь великий Владимир стбирает воеводы искусны и благоразсудныа и поставляет чиноначалницы, тьсущники, сотники и пятдесятники, елика воискому искусу
3.Войско великого князя держит путь во Фракию.
Надпись: Великого князя Владамера воиско едут во области Фракистии
4.Воеводы великого князя под стенами Фракийского города.
Надпись: Великого князя Владамера воеводы приступиша къ Фракийскому граду
НА ЗАПАДНОЙ:
Надпись: Великого князя Владимера воеводы пленивше веси Фракистия
Надпись: И воозвратишася со многим богатством
3.Битва царя Константина Мономаха с вражеским войском.
Надпись: Тогда бе в Цариграде благочастивы и царь Константин Манамах, и в то время брань имеа с персы и с латыною
Надпись: Благоверныи царь Константин Манамах и составляетъ совет мудрыи царскии, и отряжает послы своя к великому князю Владимеру Всеволодича в Киев: Неофита митрополита от Асиаефескаго и с ним два епископа, мелетинска и митулинска, и стратича антиохийскаго, игумена иеросалимскаго Иеустафиа, и иных своих
Трон расположен близко к южной стене храма, барельефы и надписи рассмотреть невозможно, поэтому надписи не приводятся. Изображения на южной стене также четырёхчастны и иллюстрируют:
-Царь Константин передаёт послам царские регалии;
-Проводы послов и из путешествие через море;
-Царьградские послы приносят дары великого князя Владимира и просят у него мира;
-Митрополит Неофит венчает великого князя Владимира царским венцом (шапкой Мономаха).
Что касается надписей на дверцах трона, то надпись на левой дверце более подробно рассказывает о Совете князя Владимира с боярами и назначении главнокомандующих войска. Надпись на правой дверце рассказывает о посольстве в Киев к Владимиру, перечислении даров, заключении мира и прозвании князя Владимира Мономахом.
Ещё одна надпись на фризе трона повествует о благословении Господом на царство земного царя и наказе ему творить «суд и правду» над людьми господними.
Обращают на себя внимание и сюжеты деревянной резьбы на боковых сторонах трона. Все надписи точно проиллюстрированы резными композициями, причём следует отметить точность некоторых деталей: различия в деталях одежд у князей, бояр, воевод и духовенства. Интересно, что сам император Константин Мономах изображён на западной стене в венце, подобном шапке Мономаха.
Мастер виртуозно владеет резцом – каждая фигура в композиции представлена индивидуальными особенностями: представлены персонажи различного возраста, с выразительной мимикой.
Из технических приёмов нужно отметить накладную резьбу, которая хорошо видна в местах, где отдельные детали утрачены – некоторые мелкие детали (архитектурные формы, древка копий) вырезались отдельно и крепились клеем.
Иллюстрации «Сказания…» повторялись и в росписях Золотой палаты, там их 7, и иллюстрациях Лицевого летописного свода, 9 иллюстраций, но только рельефы царского места выделяются такой полнотой – их 12.
Первоначально трон был расписан красками. В основе – золотой – символ материализации света, сияния славы Божьей и красный – символический аналог золотого, «царский цвет», «цвет власти».
Характерно, что время хранило этот памятник, и в Смутное время, и в 1812 году, и в 20-х годах XX века. Идея его разобрать появилась в 1724 году, во время венчания на царство супруги Петра I Екатерины I, на что Пётр ответил: «Я сие место почитаю драгоценнее золотого за его древность, да и потому, что все державные предки российские Государи на нём стаивали»
По материалам книги И.М.Соколовой “Трон царя Ивана Грозного в Успенском соборе” Москва, “Кучково поле”, 2006 г.