Народная артистка СССР Доронина – это целая эпоха. На нее хотели быть похожими все женщины Советского Союза, а мужчины мечтали быть с ней рядом. Но женская судьба Дорониной не складывалась так гладко, как у ее киношных героинь.
Татьяна родилась в обычной рабочей семье. Незадолго до ее рождения родители переехали в Ленинград, где 85 лет назад и родилась малышка. Татьяна росла в интеллигентной семье, мама и папа называли друг друга на "вы". Не смотря на то,что Доронины жили в коммуналке и практически в нищете, они постарались дать Татьяне и ее сестре высшее образование.
Уже в школьном театральном кружке Татьяна обнаружила в себе талант. Ее даже приняли в студию МХАТ пока еще училась в школе, но из-за отсутствия аттестата она не смогла стать студенткой. Так что, Тане пришлось возвращаться домой, чтобы доучиться.Щукинское, Щепкинское училища, ГИТИС и МХАТ – везде готовы были принять талантливую девушку. Но Доронина предпочла школу-студию МХАТ. Ее сокурсниками стали Олег Басилашвили и Евгенией Евстигнеев.
Получив профессиональное образование Доронина начала работать в "Ленкоме". в 59 году она стала примой Большого Драматического театра. Она играла так, что дух захватывало. Татьяна буквально проживала каждую из своих героинь.
Проработав 7 лет в "Ленкоме", Татьяна Васильевна вернулась в свой театр, где и осталась до сих пор. Сейчас Доронина является бессменным директором и художественным руководителем.Впервые Доронина сыграла в кино в 1955 году — 22-летнюю актрису пригласил в свою картину сам Михаил Калатозов. В фильме «Первый эшелон», рассказывающем о покорении целины, Дорониной досталось небольшая роль комсомолки Зои.
Красота Дорониной еще во время учебы привлекала внимание не только режиссеров, но и ее сокурсников. За ней многие ухаживали, но Татьяна держалась неприступно. Наконец, ее сердце покорил Олег Басилашвили, которого признавали самым красивым и интеллигентным среди всех студентов. Скромную свадьбу без платья и колец молодые люди сыграли незадолго до окончаниея Школы-студии, а после выпускных экзаменов сразу уехали в Сталинград (нынешний Волгоград) — в единственный драматический театр, который пригласил к себе Басилашвили. Доронина получила множество приглашений из московских театров, но уехала вместе с мужем. Их брак продлился семь лет, и расстались они по-хорошему.
Однажды Доронину увидел на сцене художественный руководитель ленинградского БДТ Георгий Товстоногов, и сразу же решил переманить в свой театр. Доронина согласилась, но поставила жесткое условие — только вместе с мужем. Так оба актера оказались в Ленинграде. Здесь их брак распался, и Доронина сразу вышла замуж на нового поклонника — театрального критика Анатолия Юфита, который увидел ее на сцене и влюбился с первого взгляда.
Несмотря на то, что Товстоногов делал весь репертуар «под Доронину», и что роли в его спектаклях принесли ей славу, актриса переехала в Москву и стала работать в МХАТе. Доронина переехала в Москву в 1966 году — снова за мужем. Но не за Анатолием Юфитом, а за драматургом Эдвардом Радзинским.
Брак с Юфитом «сошел на нет»: последней каплей стало то, что муж не встретил Доронину на вокзале после гастролей. Такого невнимания гордая актриса простить ему не могла.
Поскольку Радзинский жил в Москве, Доронина решила покинуть Ленинград и уехать вместе с ним, несмотря на уговоры Товстоногова, который терял приму своего театра.
В Москве ее пригласили сниматься в кино — в картину Татьяны Лиозновой «Три тополя на Плющихе». Партнером Дорониной стал Олег Ефремов. Фильм имел всесоюзный успех, а Доронину признали лучшей актрисой года по версии журнала «Советский экран». Роль в этом фильме стала самой звездной киноработой актрисы.
Будущая актриса родилась в Ленинграде в 1933 году, в семье Василия Ивановича и Анны Ивановны Дорониных, перебравшихся из городка Данилова Ярославской области в «северную столицу». Когда началась война, Татьяне было восемь лет. Семья уехала обратно в Данилов — в деревне было лучше с продуктами, да и родственникам хотелось быть вместе в трудные годы. После войны семья Дорониных вернулась в Ленинград, прихватив с собой живую козу — чтобы всегда было молоко для ребенка.
Вернувшись в свою школу, Татьяна сразу же стала выступать в театральной самодеятельности: ученики давали спектакли на заводах и предприятиях. Уже тогда Татьяна отличалась редкой красотой, но всегда держалась скромно. Театр настолько захватил девушку, что в восьмом классе она тайком от родителей уехала в Москву — поступать в Школу-студию МХАТ. И с блеском прошла конкурс. Однако, когда выяснилось, что у Дорониной нет аттестата о среднем образовании, то зачислять ее отказались, отправили домой доучиваться.
Упорная девушка уехала — чтобы вернуться через два года и поступить сразу в четыре главных театральных учебных заведения Москвы: Щепкинское училище, Щукинское училище, ГИТИС и Школу-студию МХАТ. И везде Доронина прошла экзамены, так что ей было из чего выбирать. Татьяна остановила выбор на МХАТе. В тот же год с ней поступили Михаил Казаков, Евгений Евстигнеев и Олег Басилашвили.
Впервые Доронина сыграла в кино в 1955 году — 22-летнюю актрису пригласил в свою картину сам Михаил Калатозов. В фильме «Первый эшелон», рассказывающем о покорении целины, Дорониной досталось небольшая роль комсомолки Зои.
Красота Дорониной еще во время учебы привлекала внимание не только режиссеров, но и ее сокурсников. За ней многие ухаживали, но Татьяна держалась неприступно. Наконец, ее сердце покорил Олег Басилашвили, которого признавали самым красивым и интеллигентным среди всех студентов. Скромную свадьбу без платья и колец молодые люди сыграли незадолго до окончаниея Школы-студии, а после выпускных экзаменов сразу уехали в Сталинград (нынешний Волгоград) — в единственный драматический театр, который пригласил к себе Басилашвили. Доронина получила множество приглашений из московских театров, но уехала вместе с мужем. Их брак продлился семь лет, и расстались они по-хорошему.
Этот кадр с сидящими в такси Дорониной и Ефремовым стал одним из самых знаменитых в советском кино. Тополиная нежность. История фильма, родившегося из песни
Однажды Доронину увидел на сцене художественный руководитель ленинградского БДТ Георгий Товстоногов, и сразу же решил переманить в свой театр. Доронина согласилась, но поставила жесткое условие — только вместе с мужем. Так оба актера оказались в Ленинграде. Здесь их брак распался, и Доронина сразу вышла замуж на нового поклонника — театрального критика Анатолия Юфита, который увидел ее на сцене и влюбился с первого взгляда.
Несмотря на то, что Товстоногов делал весь репертуар «под Доронину», и что роли в его спектаклях принесли ей славу, актриса переехала в Москву и стала работать в МХАТе. Доронина переехала в Москву в 1966 году — снова за мужем. Но не за Анатолием Юфитом, а за драматургом Эдвардом Радзинским.
Брак с Юфитом «сошел на нет»: последней каплей стало то, что муж не встретил Доронину на вокзале после гастролей. Такого невнимания гордая актриса простить ему не могла.
Поскольку Радзинский жил в Москве, Доронина решила покинуть Ленинград и уехать вместе с ним, несмотря на уговоры Товстоногова, который терял приму своего театра.
В Москве ее пригласили сниматься в кино — в картину Татьяны Лиозновой «Три тополя на Плющихе». Партнером Дорониной стал Олег Ефремов. Фильм имел всесоюзный успех, а Доронину признали лучшей актрисой года по версии журнала «Советский экран». Роль в этом фильме стала самой звездной киноработой актрисы.
Вскоре распался и третий брак Дорониной. Кстати, со своим следующим мужем, актером Борисом Химичевым, она познакомилась на пробах к фильму «Еще раз про любовь», сценарий к которому писал Радзинский. Но любви с первого взгляда тогда не вышло: окрыленный Химичев явился на пробы, мечтая сниматься в кино (ему давно этого хотелось) да еще с самой Дорониной (которая ему очень нравилась как актриса и как женщина). И вот эта самая «женщина мечты» при встрече смерила его таким взглядом, что Химичев покраснел и ушел, наотрез отказавшись даже пробоваться на роль (которую в итоге сыграл Александр Лазарев).
Разочаровавшись в МХАТе, Доронина опять сменила сцену — ушла в труппу Театра им. Маяковского, которым тогда руководил Андрей Гончаров. Там она снова встретилась с Борисом Химичевым, причем они играли любовников в одном спектакле. И вскоре официально зарегистрировали брак, который продлился десять лет. Последним же мужем актрисы стал Роберт Тохненко, с которым она познакомилась в садоводческом товариществе «Актер». К сожалению, и этот брак не выдержал проверку временем.
Но истиной любовью Татьяны Васильевны Дорониной стал МХАТ им. Горького, расположенный на Тверском бульваре, художественным руководителем которого она является и до сих пор.
Геннадий Орешкин