Заседание дискуссионного клуба ФИРО РАНХиГС и интернет-издания "Мел" на тему «Ставка на одаренных детей - где место обычному ребенку?»

Одарённость, если верить Льву Выготскому, даётся людям от рождения. Но сколько таких людей в мире? Как понять, что ребенок в чем-то талантлив и помочь ему это развить? Одаренность - это труд, мотивация или просто абстрактный дар, который нуждается только в небольшой помощи? Мы слышим, что поиск талантливых и одаренных детей - это одна из ключевых задач образования, что нужен максимум для реализации президентской концепции системы поиска и выявления "молодых талантов".

Заседание дискуссионного клуба ФИРО РАНХиГС и интернет-издания "Мел" на тему «Ставка на одаренных детей - где место обычному ребенку?» - фото 1Но даже если мы более или менее можем для себя сформулировать саму по себе концепцию одаренного ребенка и стратегию работы с ним, что делать всем остальным детям, которые не вписываются в стандарты "одарённости"? Что происходит с детьми, которые с младшего возраста начинают жизнь в системе "ты не подошел" и "ты хуже других" (пусть это и не проговаривается открыто). Насколько вообще успешно и разумно с точки зрения развития личностного потенциала мы подходим к оценке способностей детей. И да, неизвестно, станет ли одарённый ребёнок в конечном итоге успешным взрослым. Поговорим об этом.

«...Основными направлениями функционирования общенациональной системы выявления и развития молодых талантов являются: развитие и совершенствование нормативно-правовой базы в сфере образования, экономических и организационно-управленческих механизмов, обеспечивающих: учёт результатов интеллектуальных, творческих и спортивных состязаний и внеучебных достижений (формирование портфолио) детей и молодёжи при отборе для обучения по профессиональным образовательным программам, создание системы «социальных лифтов»; повышение заинтересованности педагогических работников, образовательных учреждений и работодателей в выявлении и поддержке одарённых детей и молодёжи; оптимизацию форм отчётности и порядка регламентации педагогической работы...»

(из Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, утвержденной Президентом Российской Федерации3 апреля 2012 г.)

«Выготский под одарённостью понимал способность к творчеству, которая является генетически обусловленной и развивается в ходе соответствующей деятельности. Значит ли это, что одарённость нельзя выявить, пока человек не занялся соответствующей деятельностью и не совершил в ней творческих преобразований? А мы пытаемся сделать именно это......Каждый день по телевидению мы слышим, что такую-то знаменитость не приняли в театральный вуз или консерваторию, посчитали бесталанным и т.п. Но при этом продолжаем упорно отбирать одарённых, не задумываясь о том, какую травму наносим детям, не прошедшим по конкурсу. Одна из главных моих печалей заключается в том, что, когда у нас школы уже в первом классе начинают отбирать детей, мы как бы не замечаем, какую травму наносим детям, которых не отобрали»

(из интервью Елены Ленской, 2018 г.)

Вопросы к дискуссии:

Как государство определяет одаренность?
Допустим ли отбор детей по способностям в первом классе?
Одарённый ребенок = успешный взрослый?
Развитие элитарного школьного образования и резильентные школы – готовим человеческий капитал по-разному или...?
Сириусы и кванториумы – успех КАЖДОГО ребенка?
Кто отвечает за развитие одаренности?

Модератор дискуссии:

Максим Дулинов, директор ФИРО РАНХиГС

Спикеры дискуссии:

Марина Ракова, заместитель Министра просвещения РФ;

Михаил Мокринский, директор Международной школы «Летово»;

Елена Ленская, директор центра изучения образовательной политики МВШСиЭН, старший научный сотрудник Лаборатории анализа общественных коммуникаций РАНХиГС;

Ефим Рачевский, директор Центра образования «Царицыно» № 548;

Александр Милкус, зав.лабораторией образовательной и молодежной журналистики ВШЭ, обозреватель по образованию и науке ИД "Комсомольская правда";

Александр Ездов, директор школы № 1788 (Москва);Александр Попов, главный научный сотрудник ФИРО РАНХиГС;

Елена Бунина, генеральный директор «Яндекс»;

Тамара Гордеева, ведущий научный сотрудник лаборатории позитивной психологии личности и мотивации ВШЭ;

Александр Рудик, президент фонда «ПроОбраз».

К участию в дискуссии приглашены директора школ и учителя, родители, старшеклассники, студенты, представители экспертного сообщества и общественных организаций, эксперты интернет-издания Мел.

Место проведения: Медиалофт РАНХиГС, Пречистенская набережная, д.11 корпус 1, Медиалофт 22.

Время проведения: 26 сентября, 19.00

Дополнительная информация:

Олеся Слепушенко, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. 89150486056

Аккредитация: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить