15 и 16 ноября в столичной школе №2117 проходила Метапредметная ассамблея. Школьники изобретали водонагреватель, а потом учились продвигать его на рынок – так, опираясь на новые образовательные стандарты, должны изучать точные науки современные дети.
В 2013 году в Москве стартовал проект "Технологическая долина МГУ", призванный примирить науку и бизнес. Между ними в России действительно пролегает пропасть, и хотя молодые ученые уже научились зарабатывать на своих изобретениях – например, био-заквасках, которые активно идут в ход в молочной промышленности – большая часть ученых, включая "старую гвардию", изолирована в лабораториях не в силу своей несопоставимой с миром академичности, а всего лишь потому, что в российской науке не проложен мостик к внедрению изобретений на рынок. Нет ни территорий, где могут тестироваться прототипы, ни команд из инженеров, технологов, маркетологов и аналитиков, которые могли бы дать зеленый свет продукту на мировом рынке. Поэтому многие отечественные разработки все еще уходят в зарубежные компании, где давно сложилась культура коммерциализации науки.
К монументальному слиянию науки и бизнеса готовится и российское образование, и эти изменения исходят из потребностей экономики России. Понятие метапредметности прочно вошло в нынешнюю версию Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) не случайно, уже многие российские школы внедряют новый подход к изучению точных наук. Что это за стандарт? Метапредметность предполагает выход за пределы одного предмета, но, конечно, не уход от него. Дисциплина рассматривается в контексте современного мира бизнеса и профессий, что дает представление ученику о сфере приложения своих интересов в ближайшем будущем. Так, точные науки не рассматриваются отдельно, а вживляются в структуры современного мира – рынок, и как следствие, быт. Любое физическое открытие, если оно не умозрительно, теперь продается и технологически меняет нашу жизнь – а чтобы свести бизнес и исследования воедино, нужно уметь писать пресс-релиз, презентовать проект перед инвесторами, иметь представление о том, для кого он и как его продвигать на рынке. Или – делать все это в команде. Это значит, что нужно овладеть некой "метафизикой", которая должна проявляться уже на материальной стадии работы с продуктом.
Людмила Валентиновна Волкова, заместитель директора школы №2117:
"Многие школьники не понимают, что такое 100 рублей не знают, сколько стоит буханка хлеба – то есть соотносить свои ресурсы с реальностью. Очень важно привить ребятам навыки планирования и анализа ближней среды, поэтому основная задача современной школы: давать знания, не оторванные от жизни. Дети должны понимать совокупность жизненных задач и смысл их вклада в мир. Хотя бы не для самого мира, а для себя. Ребенок может менять свои интересы по жизни, но всегда быть ответственным за собственное развитие. На Метапредметной ассамблее дети как раз осуществляют такие "пробы" как социальные, так и профессиональные, примеряли образы инженера, конструктора, чертежника, технолога, маркетолога, и каждый выбирал то, чем он будет развиваться.
Старшекласснику важно пощупать свое будущее, ведь мир такой большой за пределами его домашнего компьютера."
Школа №2117 провела Метапредметную ассамблею, где раскрыла новый образовательный формат через практические задания. Школьники и учителя ТиНАО, эксперты из Москвы, Томска, Новосибирска провели насыщенную двухдневную программу, направленную на своего рода "сканирование" результатов, происшедших за несколько лет в сфере метапредметности. Проследить изменения можно было с помощью специально подготовленных для Ассамблеи заданий для школьников 8-11 классов. Программа строилась таким образом: первый день был полностью посвящен "ручной" работе – детей распределяли на команды, независимо от возраста и школы, вручали задание и выдавали рабочие материалы. Дети в совершенно незнакомой среде должны были установить плодотворную коммуникацию друг с другом и к концу первого дня представить результат – водонагреватель, созданный из подручных средств. Сколько смекалки и физических знаний требовалось детям, чтобы построить чертежи, протестировать прототип, исправить ошибки и вынести результат – сооружение из дерева, фольги и пластика – на критику судей.
Но самое интересное ожидало ребят на второй день Ассамблеи: тут от юных инженеров требовалось презентовать свое изобретение на рынке: продумать маркетинговые ходы, рекламу, проанализировать аудиторию и коммерческий успех. Учитывая тот факт, что предмета "менеджмент" или "PR-технологии" в школах нет, хотя некоторые экономические знания старшеклассники уже получают, эксперимент был вдвойне интересен тем, что бросал начинающих "пловцов" в открытую воду.
Таня Смирнова, ученица 10-го класса школы №1392:
Недавно у нас в школе ввели предмет "инженерная графика", и преподаватель порекомендовала нам принять участие в Метапредметной ассамблее, чтобы испытать наши новые знания. Мы изобретали здесь экологически чистый альтернативный источник энергии для нагревания воды, рисовали чертежи и защищали нашу работу. Я считаю, что для ученых и инженеров эта тема очень актуальна. В будущем тот из нас, кто защитит свой проект хорошо, сможет стать хорошим профессионалом в области экологических технологий. Уверена, что на таких мероприятиях талантливых школьников заметят, и это поможет им выбрать правильное направление в вузе и в жизни. Даже то, что нас здесь разделили на смешанные команды – а мы этому очень удивились и чуть было не расстроились – полезно для нас. Когда начну работать в новом коллективе, не буду испытывать стресс по этому поводу."
Отчитавшись за осязаемые материи, ребята должны были самостоятельно погуглить технологические кейсы и примерить какую-либо к своему детищу. Кроме того, что ребята учились конвертировать научное в рыночное, они также и набивали руку в аналитике и ресерче без чего сейчас не обходится запуск проекта.
В Ассамблее участвовали московские школы №1392, №1788, №2065, №2070, №2073, №2075, №2122, а по результатам оценивались как персональные достижения участников, так и работа в команде. В итоге 3 из 15 команд были награждены ценными призами, а также направлениями учеников на специальные обучающие курсы по выбранной тематике и стажировки.
Благодаря полученным результата в ближайшее время уже сформируются методики, которые убедят даже самых традиционных педагогов принять и применить новые стандарты. В дальнейшем на Ассамблеях планируется охватить не только инженерную проблематику, но создавать социальные конструкции, решать проблемы биологии, медицины.
Полина Сергеева