Януш Корчак, выдающийся польский педагог-гуманист, в своем трактате "Как любить ребенка" написал: "Из-за книг с их готовыми формулами притупилось зрение и обленилась мысль. Живя чужим опытом, наблюдениями и взглядами, люди настолько утратили веру в себя, что не хотят смотреть своими глазами". Действительно, очень не многие родители читают литературу о воспитании для того, чтобы размышлять над постулатами, соотнося со своей домашней реальностью, а не принимать их как истину в последней инстанции. Редкая категория таких людей - творческие личности. Именно они стараются забросить в своих детей зерна создания чего-либо неординарного и уникального. Однако, все ли так просто в их семьях, как кажется со стороны?
К примеру, жаловались на жесткую руку отцов гениальный композитор Людвиг ван Бетховен и известная современная пианистка Полина Осетинская. Кристина Орбакайте рассказывала в числе своих детских воспоминаний о том, что мама - Алла Пугачева - была чересчур строга к ней. Так важна ли дисциплина при воспитании если не гения, так таланта? Юлия Руденко, популярная писательница, журналист и музыкант, кроме того, что вырастила сына, преподавала в разных школах музыку и журналистику. Вот что она говорит по этому поводу:
"Я не помню, чтобы меня воспитывали ремнем. Однако, в отношении сына я могла вспылить и надавать подзатыльников. Но происходило это из-за того, что он вечно куда-то влезал не туда, и отнюдь не из-за желания сделать из-него звездного мальчика. Просто боялась, что с ним что-то случится. Я не совсем понимаю новомодные законы о том, что родители не должны бить ребенка. Ведь если чей-то сын или дочь растет капризным и не будет понимать слово "нельзя", он может убежать и попасть под машину, или свалиться куда-нибудь, или еще что... Но безусловно в моих творческих успехах (а я приехала в Москву из маленького городка на Волге) была большая заслуга мамы. Она всю жизнь проработала медсестрой в больнице, а мечтала о сцене. И свою нереализованную эту мечту о творческом образовании она с завидной кропотливостью осуществила в своих детях - и я, и моя старшая сестра в обязательном порядке должны были закончить музыкальную школу по классу фортепиано и музыкальное училище. Это не обсуждалось. Но и не контролировалось особо. Гаммы, которые все юные скрипачи и пианисты, как правило, ненавидят, мне давались легко. К тому же, у меня абсолютный слух. Возможно такой подарок бога в плане способностей и сыграл со мной злую шутку: я не стала известным академическим исполнителем или композитором, - ведь пятерки в дневнике доставались играючи. А вот уже мой сын, как над ним не ворковала вся наша творческая семья, от пианино отнекивался. Зато с моей личной подготовкой шел в школу, считая до сексилиона, почему его и перевели по экспериментальной программе из первого сразу в третий класс".
Конечно Юлия лукавит, говоря, что все доставалось легко. Ее упорству и трудолюбию, с которым она шаг за шагом поднималась по лестнице успеха, не позавидуешь. Пока школьные и студенческие подруги осваивали супружескую жизнь и отдыхи на курортах, она хваталась за любую работу, связанную с журналистикой, так как после музыкального училища, выполнив мамину программу "минимум", она решила посвятить себя искусству слова. И опять-таки заложено в ней данное стремление было с детства. Еще в 12 лет подруга старшей сестры Юлии написала за нее заметку для местной районной газеты "Заволжье" и опубликовала. Все знакомые семьи стали поздравлять девочку с таким радостным событием. А она готова была со стыда провалиться, так как сама ничего не сочиняла. Вот таким, можно сказать, путем шантажа старших товарищей пионерка и начала доказывать окружающим, что тоже что-то может. Правда первые ее "шедевры" подвергались не то чтобы жесткой правке, а вообще переписывались подчистую опытными журналистами. Но впоследствии Юлия поняла, как необходимо работать над текстом, чтобы он "звучал" и находил отклик в душах читателей. С тех пор - ни шагу назад. При поступлении на журфак в Волгоградский государственный университет Юлия Руденко буквально завалила экзаменационную комиссию газетами со своими публикациями.
"Что для меня служило наказанием в детстве? Смешно сказать! - вспоминает писательница. - Выключение старенького черно-белого телевизора "Рекорд" во время программы "Песня года"! Я такими слезами умывалась, когда мама это делала из-за моего непослушания, никто представить себе не может! А он выключался и включался к тому же плоскогубцами - и велика вероятность была того, что в очередной раз даже если мама и разрешит смотреть передачу, он возьмет, да и не включится. Поэтому процесс наказания был болезненным вдвойне.
Еще помню свои рыдания оттого, что мама не взяла меня в кинотеатр "Красная звезда" на фильм про Эдит Пиаф. Я мало смыслила тогда, что за тетенька была эта Эдит. Но по какому-то наитию она представлялась мне кем-то недосягаемым, кого мне просто необходимо было "досягнуть" - вот вынь да положь!
Был еще и третий случай, он же и последний, в эпопее моего воспитания. Потому как "награда нашла своего героя". Отправились мы как-то с мамой в книжный магазин "Алые паруса" в городок напротив нашего Николаевска - в Камышин. Тогда "выбрасывали" на прилавок иногда редкие издания по талонам. Талоны у мамы были. Но пока мы с ней рассмотрели представленный ассортимент, и я определилась в своем желании, желаемую книгу тут же расхватали. Книга эта звалась "Чучело" - известная повесть Владимира Железнякова. Сюжет мне был неведом. Фильм с Кристиной Орбакайте вышел на экраны позже. Само название и страшненькая девочка с косичками на обложке, казалось бы - должно быть мало привлекательно для такой симпатяшки, какой считалась я. Но мы вышли из магазина, а идти дальше - не идется: слезы по щекам, носом - хлюп-хлюп. И тут происходит чудо: какая-то дама, заинтересовавшись причиной моих расстройств, остановилась и... отдала мне купленную только что книгу "Чучело". Она до сих пор со мной - стоит на полочке в домашней библиотеке.
Я и сейчас ненасытна в плане открытия для себя новых творений, созданных другими. Только сегодня стало сложно это делать: слишком много в мире искусства стало пустой мишуры, которой подменяют для бесчувственных внутренне людей настоящие, подлинные шедевры, несущие энергетику, ради денег и славы.
Я бы рекомендовала всем родителям почаще в семейном кругу давать оценку того, что они видят на экране телевизора. Не обязательно это говорить специально детям, но в их присутствии. Подобная практика разовьет в детях умение различать глубокое от поверхностного, настоящее от неискреннего, гениальное от посредственного, да и просто научит самостоятельно мыслить".
Олег Покровский