Обзор социальных рекламных роликов, снятых проекта "Зеленая киношкола" (под руководством педагогов Детской социальной киностудии).
Я старый рекламщик, и не знаю слов любви. Почти 10 лет моей профессиональной деятельности связаны с рекламой. Я ее преподавал — в колледже и в рамках рабочей профессии в вузе. Я ее делал. И мы все, то есть я и мои студенты, ее делали, хоть и нелегко было найти в еще сильно теоретической образовательной среде нормальную рекламную практику: не для фирмы «Одуванчик», а для конкретного предприятия или организации.
Находили и делали. И проекты, разработанные нами, применялись в реальной жизни. Хотя бы в рекламной кампании нашего направления подготовки. И это я считаю своими профессиональными достижениями, как и те непечатные слова, которые говорили в мой адрес за дверью отправленные на пересдачу студенты. Так что давать мне на обзор рекламные ролики, пусть даже снятые победителями проекта «Зеленая киношкола», это примерно то же самое, что запустить голодную уличную кошку в клетку к хомячку со словами: «Уверен, они подружатся». Что ж, посмотрим, что из этого получится.
Уже после просмотра первого ролика, понимаешь: надо было обратить внимание на надпись в титрах: «Лучшие рекламные ролики 2374 года». То, какой смысл несет этот кадр, понимаешь только после просмотра первого произведения.
Итак, третье место. Музыкальный фон — чарующие звуки Иоганна Штрауса, «На прекрасном голубом Дунае». Под такие звуки хочется жить, а совсем не пользоваться бритвенным кремом одной определенной марки (взрослым рекламщикам на заметку). Но как дисгармонирует пейзаж с видом за окном! Пакет, прибитый ветром к дереву. Дымы явно промышленного происхождения. Комната. «Умная» приборная панель — домашний климат контроль: температура воздуха, уровень влажности, справа рычажки и кнопки неизвестного назначения, по-детски нарисованные кнопки «ВКЛ» и «ВКЛ». И — обратите внимание — полоска, показывающая уровень О2. Кислорода. В комнате — стул и мужчина. Мужчина не смотрит на панель и на вид за окном. Он наслаждается жизнью и слушает Штрауса. А уровень на полоске О2 потихоньку убывает. Все. Уровень критический. Человек задыхается. Но, как во всякой рекламе типа «мистер Мускул» или «мистер Пропер», на помощь откуда ни возьмись приходит парень со «средством для очистки генератора вашего воздуха Zitko», засыпает какие-то зеленые гранулы в генератор и бодро произносит ключевую фразу: «Zitko – и пусть ваш генератор служит долго». Это он делает на фоне встающего от кислородного шока хозяина квартиры, который, даже чуть не погибнув, приводит в порядок свою прическу под чарующие звуки Штрауса и постепенно приходит в свое релаксирующее состояние... Нет! Я не хочу такого будущего! Скажу честно: первый просмотр ролика — напугал. Перспектива такого будущего страшнее бородатого Президента России с золотым пистолетом. Я не хочу так жить. Убедили, ребята. Буду беречь воздух и бороться за его чистоту, в том числе на страницах «ЭкоГрада». Ваше третье место заслужено целиком и полностью.
Перед вторым роликом на всякий случай принял успокоительное. Смотрим. Снова «умный» дом. Без технических наворотов, но общая белизна и стерильность обстановки подчеркивает впечатление «классического» умного-разумного- рационального будущего. Молодой человек сидит перед светящейся электронной панелью. Не знаю, что он делает. Скорее всего, работает. Новый кадр. Тот же молодой человек в том же сером свитере. По бокам — две девушки в серой одежде. Это его девушки (мало ли, какие у них там отношения в будущем)? Или его родные? Неясно. Третий кадр — тот же парень подкрепляется из тюбика с надписью «Салат». Четвертый кадр — улица. Улица не из будущего (хотя по задумке «типа из будущего»). Серая, московская, наша. Стена с граффити. Одинокое, без листьев, дерево. Дальше все немного проясняется. Видимо, герой ролика был-таки на работе, и шел с работы домой. Комната в мрачно-алых тонах. Парень обессиленный опускается на кровать. Надевает на голову шлем с надписью «RealLife». Загрузка... И вот парень, уже в ярко-оранжевой футболке переносится в осенний лес. На его лице впервые появляется улыбка. Он бережно трогает листочек, старается ощутить его запах. Горстью черпает чистую воду из ручейка и с наслаждением ей умывается. Нюхает ромашку. Улыбка на лице — как будто встретил дорогого друга. Наслаждается сочным красным яблоком. Просто кружится по лесу, здесь он счастлив... Но все. Game over, игра окончена. Молодой человек снимает шлем, под которым скрывается еще от того, виртуально-реального леса оставшаяся улыбка. Похоже, эта игра — единственная радость в его серой жизни. И слоган: «Real Life. Живи. Мечтай»... Ох, в самую точку попали вы, авторы ролика! Ничего так не действует мучительно на психику как серость, которую мы создаем своей жизнью. Больше деревьев, цветов, растений, животных! Даешь!!! Все натуральное, вплоть до человеческих отношений — даешь! Слишком уж реалистична реклама второй команды. Монитор компьютера — не тот ли самый шлем, выдергивающий нас из серой окружающей обстановки?! Но сейчас еще можно съездить в парк (во всяком случае, москвичам), а есть города совершенно промышленные. Построенные в советское время, когда страна не думала об экологии, (я не ругаю все советское, поймите правильно), в зоне вечной мерзлоты и не только, Норильск, Искитим («сверху грязь, а снизу дым»), Мегион, Новокузнецк, Омск, Ангарск, Челябинск, Сургут, Дзержинск... В точку попали, авторы ролика. Приз полностью заслужен.
Первое место. Делаю глубокий вдох. Чем шокируете, господа рекламщики? Смотрим. Начинается все весело и жизнерадостно. Симпатичного вида девчуля собирается на свидание. Подводим глазки. Выбираем сережки. Прическа. Подбираем украшения. Покрасоваться перед зеркалом... И выбрать противогаз. Три противогаза, явно «женские» модели, со стразами, с украшениями. Она уверенно выбирает центральный и выходит на улицу. Не забыть показать торговую марку: «BeautAir». Томный взгляд из-под стекла продукции назначения гражданской обороны. Ну конечно, красавицу с таким завораживающим взглядом, который подчеркивает стильно подобранный противогаз, не могут не заметить. Она — звезда. В жизни ли, на сцене — не имеет значения. Вокруг нее толпятся люди в обычных серых противогазах, чтобы с помощью сверхмощной оптики запечатлеть ее красоту. А она, как королева, оборачивает взгляд на толпу в своей никого не шокирующей газовой маске, машет ручкой на фоне густого серого неба, из-за которого просвечивает маленькое желтое солнышко. «BeautAir» - будь яркой... Секрет этой рекламы — авторам удалось создать впечатление будничности всего происходящего. Жизнь в противогазе — нормально. Противогаз в сочетании с образом прекрасной девушки — нормально. Модный аксессуар. Все нормально в этом проклятом 2374 году... Не хочу туда.
Авторы даже пощадили немного наши нервы, отодвинув эти вполне реалистичные ужасы на такое будущее. Люди!!! Слышите?! Хватайтесь за экологию прямо сейчас. И неважно, что ты сейчас студент, а ты олигарх. Скоро Вы, господин олигарх, полетите в Куршевель или Давос в стильном противогазе. А собравшись в компании таких же акул бизнеса, оденете шлемы «Real Life vip» с опцией виртуальной охоты на вертолетах: в реальной жизни охотиться будет не на кого. А Ваша молодая жена-супермодель, уже договорившись «с кем надо» о разделе наследства, просто проконтролирует, чтобы прислуга забыла засыпать в Ваш генератор кислорода зеленый порошок. Вот так-то, господин директор холдинга. Это может статься и при Вашей жизни: за здоровьем своим Вы следите, в отличие от окружающей среды. Дома застраиваете впритык друг к другу. Выбросы не контролируете. Оборудование на заводах не обновляете. За техникой безопасности не следите. Уверены, что все сойдет с рук. От законов, написанных человеком, можно уклониться. От законов природы — никому и никогда.
Мое личное мнение: организовать обязательный показ роликов не только широкой аудитории, но и на заседании Российского Союза Промышленников и Предпринимателей. А если не захотят смотреть, то попросить их посмотреть Кого Надо. Он-то точно заставит просмотреть, законспектировать, а к Его приезду на заводе или в шахте все будет сделано как следует.
Да и автомобилистам не мешает эти ролики посмотреть. Особенно нашим, московским. Если Вы твердо рассчитываете не дожить до повседневных противогазов, то онкологических и бронхолегочных заболеваний никто не отменял. Врагу не пожелаю таких болезней! И вы себе не желайте: почаще устраиваете «дни без автомобиля», будьте внимательны к топливу, мойте свою «ласточку» на мойке, а не в речке, и вообще, проявляйте интерес к электротранспорту. Если возьмемся за ум, то будущее — именно за ним.
В общем, дорогие взрослые, не покупайте билеты на фильмы ужасов. Хотите действительно испугаться — посмотрите эти ролики. Изготовлено при поддержке Департамента природопользования и окружающей среды города Москвы, ГПБУ «Мосприрода» Детской социальной киностудией. В ролях: Влад Канопка, Юрий Соколов, Полина Кит (Имя и фамилия Влада Красавина удалены из текста по требованию официального представителя Влада Красавина - ред.). Над фильмом работали: Лиза Блинова, Настя Дрога, Оля Санькова, Настя Маврина, Света Маврина, Андрей Носов, Саша Орлова, Наташа Смольянова, Полина Иванова (Кит), Дамир Ковальчук, Сережа Новоженин, Михаил Новоженин, Катя Кондакова. Режиссер - Мария Сопова. Оператор-постановщик — Юрий Румянцев. Художник-постановщик — Дарья Лукьянова. Продюсер — Антонина Руже. Музыка — Дарья Ловать, а также отрывки из произведений «Die Hochzeit» («Свадьба») Яна Тирсена и «An der schönen blauen Donau» («На прекрасном голубом Дунае») Иоганна Штрауса. Кинооборудование поставила компания «Богдан и бригада».
Помощь в организации съемок оказали сотрудники Экоценра «Экошкола в Кусково», Дирекции природных территорий «Измайлово» и «Косинский» ГПБУ «Мосприрода», а также педагоги ГБОУ СОШ №446. Я намеренно перечислил всех этих замечательных людей (хотя для этого есть титры), потому что им удалось. Удалось создать по-настоящему сильные и пугающие ролики социальной рекламы. Давайте распространим эти ролики — и не допустим этого страшного 2374 года, который наступает гораздо раньше. Но что это? Скрипнула дверь. Кажется, это ОН...
Павел Калашников