«Бог всякому из нас дает вместе с жизнью тот или иной талант и возлагает на нас священный долг не зарывать его в землю»
- Иван Бунин, русский писатель, Нобелевский лауреат.
«Как карта ляжет…» – иногда обреченно вздыхаем мы, когда исход будущего события в меньшей степени зависит от наших решений и действий. Именно этот образный афоризм предлагается использовать, как понятный аргумент для разъяснения важности, как наследственности задатков-способностей, так и факторов внешней среды для создания условий раннего развития ребенка.
В качестве основного образа предлагается использовать привычную игральную колоду, состоящую из 36 карт четырех мастей. Все карты каждой масти разного достоинства: от шестерки до туза. В начале игры, по принципу случайной раздачи карт игрокам, определяется козырная масть. По правилам карточной игры, например, «Дурак», даже самая младшая козырная карта весомее, чем туз и тем более любая другая карта иной масти. А среди козырных карт самая главная – козырной туз, и она «бьет» любую карту в колоде.
Представим, что мастями в генетической колоде являются такие основные направления человеческой деятельности как интеллектуальное, логико-математическое, музыкально-вокальное, художественно-изобразительное, двигательно-физкультурное, творческого мышления, естественно-техническое, театрально-артистическое, лидерско-коммуникационное и лингвистическо-филологическое. В каждой из этих мастей-направлений может насчитываться до десяти и даже более карт-задатков проявления будущих способностей, ранней одаренности, таланта и даже гениальности.
В момент зачатия из двух геномов (колод генетических карт) матери и отца формируется геном нового человека, в составе которого случайным образом сложились по 50% генов с каждой стороны. Какой получится в итоге результат предсказать невозможно, ведь в геноме, как еще не до конца выяснили ученые, содержится более 30 тысяч индивидуальных генов, отвечающих за самые разные особенности человека. Таким образом, любой человек с рождения одарен определенным раскладом карт-задатков от его родителей, в котором есть и своя «козырная карта», отвечающая за его самую яркую способность. И этот, поистине божественный, подарок может предопределить миссию и смысл жизни любого интеллектуально нормального человека. Вот в этом заключается смысл первой части выражения «Как карта ляжет».
Конечно, у кого-то в генетическом раскладе может оказаться несколько «тузов» разных направлений деятельности. Про такого человека в народе говорят, что если он талантлив, то талантлив во всем. Но вероятность уникально выигрышного расклада задатков если и не равна нолю, то очень маленькая. Детям, у которых в колоде имеется хотя бы один туз, можно сказать, повезло, их задатки сразу видны каждому взрослому. Остается только начать свою игру.
С другой стороны, ситуация может быть полностью противоположной – в раскладе задатков могут оказаться карты и самого низкого достоинства. Но в большинстве своем генетический расклад обычного человека бывает самым разнообразным. Он может содержать задатки не только разной направленности (в картах это масть), но и силы и яркости их проявления (условно, от шестерки до короля). Чаще всего это будут средненькие, как бы сказать, обычные или даже слабо выраженные задатки.
Личный расклад генетических задатков у каждого человека индивидуален. И тут перед родителями встает важная задача выявить из сотни карт уникальных возможностей ребенка его самую главную козырную карту будущего успеха. По-настоящему любящие родители знают, в чем их ребенок самый талантливый. Они уже в раннем детстве распознали его лучшие задатки – козырные карты таланта. При этом им совсем не нужны дорогие генетические исследования или одномоментные испытания психологическими тестами на одаренность. Самыми необходимыми инструментами в определении уникальных задатков детей являются огромная родительская любовь и вера в одаренность своего ребенка.
Наша козырная карта задатка сыграет, если мы не только поймем суть игры, но и, самое главное, начнем в нее играть. И в этом маленьким детям должны помочь взрослые: родители и педагоги. Они как более опытные игроки, должны «разъяснить» правила и вовлечь их в сложную и долгую игру «Развитие таланта», которую скоро детям придется вести самостоятельно.
В чем же основная задача родителей в процессе выявления и развития самых сильных задатков своего любимого ребенка? Как из «шестерки» обычных способностей или пешки в шахматах дойти до туза, или попасть в ферзи и сделать свою игру? Я вам открою самый важный «секрет полишинеля» от умных родителей, правильно любящих своих одаренных детей.
Первое. Надо быть очень внимательным и постоянно наблюдать за поведением ребенка, как в условиях повседневной домашней среды, так и в разных играх или специально организованных занятиях для распознания его склонностей к конкретным видам человеческой деятельности. Кстати, достаточно быстро и просто можно определить вероятность попадания в «масть» лучших задатков вашего ребенка, если заранее проанализировать специально собранный банк данных талантов и достижений родственников разных поколений обоих супругов. Карты-гены задатков просто так, из ничего, не появляются.
Второе. Стараться быть не только умиленно восхищенным любыми, на ваш взгляд, уникальными действиями и поведением ребенка, но стараться быть объективным и непредвзято сравнивать и видеть в каком виде деятельности ваш ребенок, среди ребят того же возраста, показывает лучшие результаты, а в чем он пока не дотягивает до уровня. А может это и не нужно ему?
И третье. Приучите себя фиксировать все основные результаты наблюдений и специальных исследований в особой Книге успеха вашего ребенка, которую следует начать вести с первых недель жизни. Помните: не записал – значит забыл! Точные записи описания мотивационной склонности ребенка к разным играм и видам деятельности позволят уже на ранних этапах развития выявить основные интересы и лучшие способности ребенка.
И еще, надо понимать и честно признать, что родитель родителю рознь, в части особенно специальных знаний, умений и желания правильно развивать своего ребенка. В этом плане всех родителей следует разделить на три основные категории: настоящих, потенциальных и случайных.
С категорией «настоящие родители» все в принципе понятно – они очень любят своего ребенка и видят в нем самое лучшее. «Настоящие» самостоятельно могут выявить лучшие задатки и наклонности своих детей и заниматься их развитием. Таких родителей, как утверждает статистика, к сожалению, не более 10%. Но еще меньше, только 2-3 %, умных родителей. Тех, кто не только вовремя обнаружил козырную карту успеха, но и начал деятельность по правильному развитию своих детей, найдя для них самых лучших наставников и педагогов.
Основная на сегодня группа родителей – «потенциальные», их около 60%. Они, конечно, по-своему любят своих детей. Первая часть из них считает, что если задатки-способности у ребенка есть, то они рано или поздно сами проявятся. Поэтому развитием детей они фактически не занимаются. Другую часть этой «потенциальной» группы можно даже считать продвинутыми, но пока еще не настоящими родителями. Они водят ребенка, чаще всего даже не интересуясь его мнением-желанием, в пять-шесть, а то и большее количество, разных кружков, секций, клубов и школ. Вдруг в какой-то области что-то у ребенка будет получаться. Применяется так называемый метод «научного тыка». Вся причина того, что потенциальные еще не стали настоящими – в их незнании, что лучше всего развиваться будут только те задатки, к которым у ребенка есть склонности.
Ну, и теперь о третьей категории родителей, которую мы назвали «случайные». Их сегодня никак не меньше 30%, а может быть теперь даже и больше, благодаря «материнскому капиталу». «Случайные» родители являются для педагогов всех уровней самой проблемной категорией, потому что они совсем не интересуются такими вещами, как образование или специальное развитие своих детей. Хорошо еще, если ребенок одет, обут и ходит в детский садик или школу, где может поесть и получить некий минимум взрослого внимания и воспитания.
Не бойтесь – вы явно не случайные родители, они таких статей и читать не будут.
Олег Волков