О проблеме включения в обучение детей с разными возможностями, об исследовании сложностей и социальных задач инклюзивного образования мы беседуем с аспирантом 2-го курса направления подготовки «социальная структура, социальные институты и процессы» университета «Дубна» Даниилом Лавровым по теме его исследования
Целью исследования является выявление основных факторов, способствующих или препятствующих становлению инклюзивного общества в контексте социального разнообразия современности.
– Что такое инклюзия, инклюзивность?
– Инклюзия (от латинского inclusio – «включение, вовлечение») – это важный процесс трансформации общества. Он означает активное включение всех людей, независимо от их особенностей, в общественную жизнь. Ее смысл не в том, чтобы выделить кого-то на фоне других, а, наоборот, дать каждому равные стартовые возможности. В России «инклюзия» рассматривается преимущественно в контексте образования, в отличие от стран Запада, где инклюзия понимается гораздо более широко. У нас еще не созданы условия для развития инклюзии в других сферах. Инклюзивное образование – это образование, устроенное так, чтобы и обычные люди, и люди с особенностями имели возможность учиться одинаково. Еще недавно эта идея считалась утопической, с точки зрения и государства, и людей. Особенных детей просто отделяли от обычных и направляли в специальные школы. Сейчас же, государство делает упор на то, чтобы направлять их на обучение с обычными людьми.
– Как считаете, почему государство поставило перед собой задачу инклюзивности образования?
– Я думаю, повлияло развитие науки. Появились возможности – научные, технологические, методические, медицинские – для инклюзивного образования. Раньше всего этого не было. Но и даже так эта идея все еще не развита полностью. Во-первых, многие школы просто не обустроены для этого. Во-вторых, учителя не имеют необходимых навыков, чтобы работать с детьми с особенностями. В-третьих, социальные трудности. Обычные дети не всегда готовы принять детей, которые от них отличаются. Обычно их сразу заносят в «черный список» и начинают травить.
– Существуют ли риски такого смешения детей?
– Конечно существуют. По мнению многих людей, совместное обучение детей может привести к снижению качества знаний у детей без особенностей. Также многих родителей пугает наличие психологических проблем у детей с особенностями. Ну и конечно же, конфликты, агрессия и травля (дети не всегда готовы принять тех, кто от них отличается). Несмотря на то, что я пишу работу по теме инклюзии, у меня самого также есть подобные мысли.
По теме исследования уже подготовлена статья ВАК: «Инклюзивное образование в сравнительном анализе (Россия – Германия – Норвегия): достижения и проблемы».
– Каким образом вы выбрали тему инклюзивности?
– Изначально я поступал на направление «социальная работа». И в процессе обучения на бакалавриате мы изучали темы, связанные с инклюзией и детьми с ограниченными возможностями. В связи с этим эта тема стала мне довольно близка.
В рамках исследования будет применяться комбинированный подход, включающий как качественные, так и количественные методы сбора данных.
– Если говорить о методологии, как будете подбирать материал: статистика, статьи, беседы с людьми?
–Я могу выбрать любой из этих способов.
Исследование имеет большую значимость для понимания и улучшения состояния инклюзии в обществе. Разработка и реализация эффективных мер по укреплению инклюзии помогут создать более справедливое и равноправное общество, где каждый человек будет иметь равные возможности и права на полноценное участие в жизни общества
Беседовала: Юлия Цепилова
Фото: Юлия Цепилова
https://dzen.ru/a/Zjs9grZhHXFsz-4k
Все выпуски журнала «ЭкоГрад» в электронной версии читайте на pressa.ru,
Бумажные экземпляры спецвыпусков и книги В. Климова можно приобрести на OZON