О том, как взрослые, их опека и окружающая детей современная действительность убивает детство, почему сегодня ребенку так сложно взрослеть, рассказывает автор интересной статьи, опубликованной в «Деловом квартале» 1 декабря.
Дети должны воспитываться среди детей, лишь это готовит их к будущей жизни. Созданная современным обществом система тотального контроля, присутствие взрослых рядом убивает саму возможность взросления.
Питер Грей, известный психолог и автор книг, профессор Бостонского колледжа, в своем блоге рассказал о том, почему современные молодые люди страдают от депрессии и чувства бессилия. Все дело в том, что взрослые веками разрушают культуру детства — ту самую, которая со времен древних людей помогала младшему поколению взрослеть. К XXI веку практически вся эта культура оказалась разрушенной, и у детей осталось последнее прибежище: интернет.
— "Взрослые сильно преувеличивают свою роль в развитии детей. Конечно, мы важны в их жизни с нашим взрослым взглядом, опытом и умениями. Мы кормим, одеваем, учим и утешаем детей, приводим примеры (не всегда хорошие) того, что значит быть взрослым. Но мы не общаемся с ними на одном уровне и на самом деле не воспитываем, для этого они куда чаще обращаются к другим детям. Если бы детские психологи были фактически детьми-психологами, в теориях развития ребенка говорилось бы гораздо меньше о родителях и гораздо больше о сверстниках.
Дети созданы природой для взросления среди других детей
Вы когда-нибудь замечали, что вкусы вашего ребенка в одежде, музыке, увлечениях, манере речи имеют намного больше общего с тем, что предпочитают окружающие его сверстники, чем с тем, к чему вы пытаетесь привить ему любовь? Конечно да. И это не просто так. Дети биологически созданы так, чтобы обращать внимание на других детей, уметь делать то же, что и сверстники, вписываться в их круг, иметь одни знания и привычки.
На протяжении большей части истории человечества дети именно так получали знания о мире: от других мальчиков и девочек вокруг, одногодок или тех, кто немного старше.
Антропологи, изучающие самые разные культуры, выделяют культуру детскую и культуру взрослую. Разумеется, эти две культуры не полностью независимы, они взаимодействуют и влияют друг на друга; дети, вырастая, постепенно покидают культуру детства и вступают в культуру взрослой жизни. Культуру детей можно понять как культуру практики, в которой они исследуют различные способы бытия, изменения и развития навыков и ценностей культуры взрослых.
Задумавшись об этом, я понял, что и мое детство, прошедшее в Миннесоте и Висконсине в 50-е годы XX века, было таким же: среди других групп детей. Да, мы ходили в школу, где были взрослые учителя, и иногда даже подрабатывали рядом с родителями, но большую часть времени проводили вдали от мам, пап и прочих совершеннолетних.
Мы с родителями много переезжали, и в каждом новом городе важнейшей задачей для меня было понять, в какие игры играют местные дети, какие у них порядки и, в итоге, влиться в эту среду.
Почему же детям в ходе эволюции стало важно проводить так много времени именно со сверстниками, a не со взрослыми, которые могут научить их намного большему?
Немного подумав, разобраться в причинах не трудно.
1. Разные уровни общения
Я не знаю, как было несколько веков назад, но в современной цивилизации взрослые очень снисходительно относятся к детям. Общение не является равноправным. Например, взрослый спрашивает четырехлетнего ребенка, показывая ему красную игрушку: «Какой это цвет?». Разве взрослый слепой или сам не знает, как называется этот цвет? Ребенок никогда не задаст другому ребенку такого глупого вопроса.
Почти все вопросы, которые задают учителя в школе, тоже нечестные: учитель знает ответ (или думает, что знает). Так что это не вопрос, это тест. Или то, как взрослые оценивают посредственную мазню дошкольников: «Какой красивый рисунок!». Дети никогда не дают друг другу такой ложной похвалы.
И даже когда дети взрослеют, общение остается таким, как будто один из собеседников — идиот. Взрослые хотят учить детей и контролировать, но только не понимать, что те имеют в виду.
Дети же, придумывая любую игру, общаются на одном уровне, четко проговаривая все правила. Это похоже на диалоги взрослых, и такая практика готовит их к будущей жизни намного лучше, чем «беседы» со старшими.
В подростковом возрасте именно общение со сверстниками дает детям возможность говорить честно, выражать все свои эмоции. Они могут быть открытыми со своими друзьями, потому что те не будут слишком остро реагировать и пытаться все контролировать, как это могут сделать их родители или другие взрослые.
2. Практика взрослой жизни
Конечная цель детства — взросление и обретение независимости от родителей. Уже кризис двухлетнего возраста, когда любимым словом ребенка становится «нет» — это первый шаг к финалу, абсолютной взрослости.
Дети пытаются общаться внутри своей среды, противопоставляя себя взрослым, создавая за счет игр свой, почти взрослый мир. Любой запрет вызывает протест. Например, если запретить приносить в школу игрушечные пистолеты, делать это начнет куда больше учеников начальных классов. Они будут гордо (втайне от учителей) демонстрировать друг другу принесенное «оружие»: это их средство борьбы с диктатом взрослых, так как введенное правило совершенно бессмысленно.
Для того, чтобы готовиться к выходу во взрослый мир, дети должны видеть вокруг себя не только добро и радость, но и дурные стороны каждодневного существования. Сделать это они могут только в своей мире построенных домиков и шалашей, среди взрослых испытать все на себе просто не выйдет. Дети играют с огнем и ножами, взбираются на заборы и деревья, придумывают монстров и пробираются на кладбища — испытать все виды страха и опасности им нужно для того, чтобы воспитать в себе мужество, научиться управлять страхом. Дети во время игр сами решают свои проблемы — крайне важный для взрослого навык. В это время они как бы взрослые именно потому, что взрослых вокруг нет.
Если взрослые вмешиваются в эти игры, они тут же уничтожают весь их смысл.
3. Изменчивость правил
Как правило, взрослые играют по уже установленным правилам и стараются строго их придерживаться (будь то футбол или гонки), дети же готовы менять правила по мере надобности.
Известный психолог Жан Пиаже давно отметил, что дети развивают более сложное и полезное понимание правил во время игр с другими детьми, нежели со взрослыми. Играя со сверстниками, дети могут оспаривать установленные ранее правила, что часто ведет к переговорам и пересмотру всей игры. Со взрослыми они даже не пытаются предложить изменить что-то, так как скорее всего им откажут.
Однако именно изменения правил учат детей быть хитрее, пользоваться обстоятельствами и, в итоге, делать жизнь интереснее и ярче. Обратите внимание: такая возможность вести переговоры и договариваться — краеугольный камень демократии.
4. Равенство
Главное отличие детей от взрослых во время их общения — это наличие власти. Взрослые из-за большего размера, силы, статуса, опыта и контроля над ресурсами имеют власть над детьми. Это изначально делает общение неравным. Для того, чтобы стать нормальным взрослым, ребенку нужно научиться строить отношения с другими людьми на равных.
Возможно, самое главное в культуре детства — это обучение тому, как ладить со сверстниками. Чтобы играть с другим человеком, нужно обратить внимание на его потребности, а не только на свои собственные, иначе напарник по игре просто уйдет. Необходимо преодолеть нарциссизм, научиться делиться и вести переговоры, результат которых устраивал бы всех участников.
Ребенок учится утверждать свои потребности и желания, одновременно понимая и пытаясь удовлетворить потребности и желания товарища по игре. Это может быть самый важный из всех навыков, которые должны быть у успешного взрослого человека. Без этого умения не построить счастливый брак, не найти друзей, не иметь хороших отношений с коллегами.
Необходимость научиться договариваться с другими людьми на равных полномочиях — главная причина, почему дети должны расти среди детей.
И если во времена племен охотников и собирателей взрослые, похоже, понимали, что детям нужно находиться среди детей, с развитием цивилизации все менялось. Постепенно детей начали «изымать» из круга ровесников, полностью подчиняя взрослому, ломая их волю. Первые системы образования (предшественники сегодняшних школ) возникли совершенно явно только для этого.
Священник-преподаватель Август Германн Франке, разработавший систему обязательного обучения в Пруссии в конце XVII века (которая впоследствии была скопирована cтранами Европы и Америкой) писал:
«Прежде всего необходимо нарушить естественное упрямство ребенка. Хотя учитель, который стремится сделать ребенка более культурным, заслуживает похвалы за воспитание его интеллекта, он не сделал достаточно. Он забыл о своей самой важной задаче, а именно о том, чтобы сделать волю ребенка послушной».
Самым эффективным способом развить ребенка и обучить его стал постоянный контроль и надзор. Дети в школах постоянно находились при надзирателях, так как иначе они «развивали дурные наклонности». Сегодня, конечно, методы Франке не считаются верными, но в основе общения детей и взрослых именно заложенный ими принцип.
Ребенок огромное количество времени проводит в школе, после чего делает домашние задания со взрослыми-репетиторами. Посещение общественных мест детьми без сопровождения взрослых порицается и даже объявляется незаконным. Мы создали мир, в котором дети постоянно находятся под наблюдением взрослых. Этот наблюдатель всегда готов вмешаться, независимо от того, нужно ли это. Я уверен, что именно это одна из причин, почему сейчас молодые люди так сильно страдают от тревоги, депрессии и чувства бессилия: они просто не успели подготовиться ко взрослой жизни, пока были детьми.
Однако у детей сегодня есть спасение — интернет. Именно его наличие не дает нам разрушить культуру детства навсегда. В современном мире детям сложно собраться вместе, без присмотра взрослого, физически, и они избрали другой путь. Они создают свои собственные правила, культуру и способы общения в сети. Именно там они смеются над взрослыми и нарушают все установленные теми запреты. Мессенджеры и социальные сети стали способом поделиться с одногодками мыслями и чувствами. Причем в том, что касается хранения и защиты сообщений от взлома, дети идут на несколько шагов впереди родителей.
И именно сейчас взрослые стали считать, что их главная задача в воспитании — это запретить или ограничить детское «экранное время». Если это будет сделано, это навсегда уничтожит культуру детства. В итоге вырастет поколение взрослых, которые не знают, как быть взрослыми, ведь у них не было шансов научиться этому на практике в детстве, среди сверстников."
Мнение автора, конечно, не бесспорное.
Но нам, взрослым, есть повод лишний раз задуматься, что детей готовит ко взрослой жизни и определенным навыкам не тотальный контроль, а аккуратный, чтобы ребенок о нем, по возможности, не знал... Ведь задача взрослого - чтобы его подросшее чадо отделалось синяками при вхождении во взрослую жизнь, а не переломами...