В 2021 году 108 детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) младшего школьного возраста посетили эколого-просветительские занятия и застали золотую осень на особо охраняемых природных территориях столицы. Занятия были организованы известным общественным благотворительным фондом в рамках программы «Мосты в природу», созданной фондом в 2007 году
В проекте приняли участие две школы г. Москвы: ГБОУ «Школа-интернат № 1 для обучения и реабилитации слепых» (ШОР № 1) и ГБОУ «Специальная (коррекционная) школа 1708», направившая для участия в программе классы детей с задержкой речевого и психического развития, заболеваниями аутистического спектра, нарушениями поведения и внимания, СДВГ
Проведению занятий на природе предшествовало написание и издание методических рекомендаций по экологическому просвещению детей с различными особенностям развития. Концепция проведения эколого-просветительских занятий для детей-инвалидов и детей с ОВЗ была разработана на основе сотрудничества психологов, педагогов, дефектологов и специалистов экологического просвещения с учетом более чем 10-летнего опыта работы фонда в этом направлении. До начала занятий был проведен образовательный семинар для специалистов в области экологического просвещения и в области коррекционной работы с детьми «Эколого-просветительские занятия с детьми-инвалидами и с детьми с ОВЗ на природных территориях».
Цикл занятий состоялся на территориях природного заказника «Воробьевы горы» и природно-исторических парков «Кузьминки-Люблино» и «Битцевский лес», подведомственных ГПБУ «Мосприрода». Занятия длительностью 1,5–2 часа проводили гиды-натуралисты, знакомые с методикой программы «Мосты в природу». Количество детей в группах составляло около 10 человек. Каждую группу сопровождали не менее двух педагогов и сотрудник фонда «Качество жизни». Для работы на маршруте и закрепления материала самостоятельно, с учителем или родителями дома, дети были обеспечены красочной универсальной экологической тетрадью также изданной Фондом в рамках проекта.
В природно-историческом парке «Кузьминки-Люблино» дети имели возможность посетить вольерный комплекс, познакомиться с местными и привезенными видами растений, в том числе с 300-летними дубами эпохи Петра 1, угадывать голоса птиц и зверей по аудиозаписям и природные экспонаты на ощупь в ходе интерактивных игр, узнать, что такое калькулятор выбросов парниковых газов. Занятия проводили главный специалист по эколого-просветительской деятельности экоцентра «Кузьминки» Путилов В.А. и методисты Воронежская Л.А. и Ушакова О.С. Незрячие дети получили в подарок уникальное издание о животных и растениях из Красной книги Москвы, набранное шрифтом Брайля – «Белую книгу».
На экотропе природного заказника «Воробьевы горы» увлекательные занятия проводила ведущий специалист экоцентра «Воробьевы горы» и консультант проекта «Мосты в природу» Таранец И.П. С помощью разнообразных природных экспонатов, которые каждый ребенок имел возможность рассмотреть и ощупать в нужном ему ритме, дети узнали об основных породах деревьев, произрастающих в нашей полосе, их полезных свойствах, обитающих в заказнике птицах и мелких млекопитающих. Дети учились слушать и различать звуки природы и зарисовывать их с помощью задания из экотетради «Звуковая карта».
На территории природно-исторического парка «Битцевский лес» дети познакомились не только с экосистемой одного из самых крупных лесных массивов столицы, но и с экосистемой суходольного луга. Опытные экскурсоводы Ражайский К.В. и Ковба О.В. поделились своими знаниями о флоре и фауне, и позволили детям почувствовать себя настоящими юными натуралистами и насладиться всеми красками золотой осени.
Занятия на особо охраняемых природных территориях помогли детям с особенностями развития понять, чем отличается лес от благоустроенного парка с развлеениями, почему заповедные территории необходимы для сохранения редких видов животных и растений и поддержания экологического баланса в черте города, напомнили об основах бережного отношения к природе, чем правильно кормить проживающих в городе птиц и многое другое.
Пребывание на природных территориях на свежем воздухе способствовало также эмоциональной разрядке, развитию ориентации в пространстве, координации движений и общему улучшению состояния и настроения детей. Все выезды получили самые положительные отзывы со стороны учителей, ведь полевой формат получения знаний об окружающей природной среде помогает закреплению школьной программы и знаний, полученных в естественно-научных музеях.
Фонд поблагодарил сотрудников ГПБУ «Мосприрода» за помощь в организации занятий с особенными детьми на природе, за внимательное отношение и творческий подход в работе, и выразил надежду на продолжение сотрудничества по проекту.