Non/fiction для детей на книжной выставке № 24

Non/fiction для детей на книжной выставке № 24  - фото 1Литература для детей не менее важна, чем литература для взрослых. Она по праву должна занимать свою нишу. Издательский сервис Rideró успел охватить на книжной выставке non/fiction, прошедшей в Гостином дворе с 1 по 5 декабря, спектр книг для всех возрастов, начиная с детей

Об особенностях детской non/fiction и сложностях работы с жанром рассказала директор по маркетингу Rideró Екатерина Шляхова:
Для детского non/fiction нужен не менее масштабный и тщательный сбор материала. «Или ты халтуришь, или ты работаешь». Написать в детской книге, что угодно, и надеяться на успех – простите, так это не работает.
Первая тенденция детской non/fiction, которую можно обозначить темой «Как это устроено» – качественные максимально-детализированные иллюстрации. Примером такой книги может служить книга «Чудесные сечения» издательства МИФ.
Вторая тенденция: сплетение познавательной и художественной литературы. Знания в таких книгах ребенок получает ненавязчиво, просто следуя за героями и сюжетом. Классический пример – серия книг о бобре Касторе издательства «Мелик-Пашаев», а из свежего можно рекомендовать книгу «Волки. Оправдательный приговор» автора Rideró, зоолога Инны Дворцовой.
Как писать для детей на непростые темы: о голоде, о смерти и т.д.? Есть несколько приемов, которые позволяют рассказать ребенку об этом на понятном ему языке. Первый прием: перенос – когда мы переносим реальные события в вымышленное место, несуществующие обстоятельства. Второй прием: особый детский взгляд, который сглаживает трагичность ситуации. (Если плакать над пустым супом, когда нечего есть, то суп хотя бы будет соленым). И третий прием: рассказывать о неком тяжелом явлении или событии метафорически.
У детской познавательной литературы есть свои важные особенности. Во-первых, это четкая возрастная адресация. Во-вторых, в детской литературе недопустимо то, что мы можем назвать словом «безнадега». Можно писать и о сложных, и о грустных вещах, но обязательно должен быть «свет в конце тоннеля». В конце книги будьте добры подать ребенку мысль, что жизнь не бессмысленна, а вера в будущее – это нормально и это основа жизни.
На тему детского non/fiction высказались многие известные деятели литературного мира:
Дмитрий Гасин, литературный обозреватель и модератор круглого стола:
«Мероприятие прошло замечательно! Была прекрасная аудитория, думаю, что тема вполне раскрыта: детская non/fiction и научно-популярная литература очень востребована в наши дни. Мы поговорили не просто о конкретных книгах и авторах, но и вообще о том, как привлечь детей к знаниям, развивать их любознательность, их эрудицию, интерес к окружающему миру. О том, как писать научно-популярную и познавательную литературу для детей. Какие сложности, важные особенности, с разных точек зрения: автора, издателя, научного редактора, книжного обозревателя».
Александра Литвина, главный редактор издательства «Пешком в историю»: «Чтобы рассказать детям о важном не скучно, автору нужно уметь говорить просто или хотя бы ясно о сложном, правильно организовать свой материал, работать над макетом и командой — вместе с художником, редактором, консультантами и так далее. Нужно любить то важное, о чем ты хочешь рассказать, и передать в книге свое удовольствие и радость. Нужно рассказать не об отдельных фактах, а дать свое видение, показать, как устроена наука, как видит художник, как работает инженер или анализирует учёный».
Надежда Папудогло, главный редактор медиа про образование и воспитание детей «Мел»: «Книги — это невероятный способ постоянно расширять мир ребенка, его понимание разнообразия. Чтобы самим детям это нравилось и не превращалось в обязательное «почитай», нужны те книги, которые по-настоящему увлекут его. Не только фактами, текстом, но их соответствием детскому восприятию, оформлением и подачей».
Василий Волков, соавтор серии детских книг об истории Москвы:
«Рассказывая об истории важно чтобы, ребенок заинтересовался историческими событиями. Для этого можно использовать старинные фотодокументы или открытки, показывающие эпоху, или приводить интересные факты, которые точно останутся в памяти. Например, в истории про Петра I можно упомянуть о его личном знакомстве с Исааком Ньютоном. Хорошо работают ассоциативные темы. Например, рассказывая об истории космонавтики в нашей стране можно приводить примеры современных разработок и рассказы про новые решения в космонавтике. Однозначного рецепта нет. Но главное – должно быть интересно».
Наталья Бесхлебная, журналистка, обозревательница детских книг, поделилась видением, как в книгах для детей поднимать сложные темы: «Чтобы писать об ужасных событиях, которые в нашей голове не соединяются с ребенком и детством — например, о войне, репрессиях, эвакуации, голоде, насилии — нужны специальные приемы. И у современных авторов есть ряд таких приемов: от метафоры до фантастики. Удивительно, но можно придумать, как говорить обо всем этом даже с читателями категории 0+».

Non/fiction для детей на книжной выставке № 24  - фото 2Натали Якобсон

Все выпуски журнала «ЭкоГрад» в электронной версии читайте на pressa.ru,

Бумажные экземпляры спецвыпусков и книги В. Климова можно приобрести на OZON

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить