Маленькая сказка о большой экологической проблеме

 Маленькая сказка о большой экологической проблеме - фото 1
 
 
Отзыв на мультфильм «Дорога» - лауреат конкурса детской анимации фестиваля «Зеленое кино. Дети». Москва, 9-11 октября 2015 г
 
 
Для нас, жителей больших городов, встреча с животным в дикой природе — это событие. Но не всегда радостное. Скажем, самый наглядный пример, когда тебя одного ночью в лесу окружает стая волков. Или возьмем что-нибудь менее страшное: милая, но несколько ободранная лисичка подошла, поласкалась и неожиданно укусила. И придется теперь терпеть десятки уколов от бешенства. А может быть и так: ты рассекаешь по дороге на своей новенькой «Лада Гранта» (будем патриотами!) где-нибудь в глубине России. Слева леса, справа леса, хороша земля наша. К красному треугольному знаку с нарисованным там копытным относишься даже с улыбкой: если есть знак «дикие животные», значит, они действительно тут водятся. Хорошо! Дорога пустая, едете себе спокойно, песне по радио подпеваете. И вдруг — громкий стук. Стоп машина. Не зря же висел красный треугольник «дикие животные». Вот и произошла эта встреча. Кто это? Лось? Или олень? Тогда концовка у истории может быть тройная, и все три плохие: смотря куда именно и с какой силой врезалось животное. Короче — или он, или Вы, или оба...
Ну, это я, конечно, сгустил краски. И Вы можете остаться целы, и животное не погибнет, но получит раны. И все равно — что хорошего? Машина «готова», Вы и раненый лось (или олень) где-то в сердце России. Что делать?.. Под колеса, впрочем, попадают не только лоси. Чаще всего жертвами становятся медлительные, уверенные в себе ежики. Может попасть под машину и заяц, слишком быстро убегающий от кого-то. Не считая мышей, полевок и землероек.
На проблему животных, гибнущих под колесами, давным-давно обратили внимание на Западе, где экология стала подниматься с послевоенного времени. В свое время увидел даже внимание в датской или шведской газете на рекламное объявление (на английском, то есть рассчитано не только на датчан или шведов): «Очисти свою совесть (conscience)! Совершай водные прогулки только на наших полностью экологичных лодках!» Запад — и совесть! «Совесть» это же наш «бренд», наш «товарный знак», «частная собственность» широкой русской души. А тут? Значит, экология стала для многих жителей того же Запада чем-то вроде религии, если возникло вдруг малоупотребительное в их обычной жизни слово «совесть». Это годы массированного экологического воспитания на Западе, особенно в Скандинавских странах. А теперь представьте, какие муки совести испытывает господин Свенссон, Нильссон, Карлссон (не тот, который живет на крыше) или Петерссон, если под колесами его новенького «Вольво» гибнет еж или заяц. А если учесть, какие высокие в европейских странах штрафы за убитых животных, то горе, которое переполняет их экологически чистые сердца, и вообразить невозможно.
Решение было найдено. Затратное поначалу, но позволяющее сберечь людей, животных, машины и деньги. Это так называемые переходы для животных или экодуки (ecoduct). Устроены они обычно следующим образом: для автомобилей делается тоннель, а над тоннелем — мост, нередко засаженный разного рода растительностью, чтобы животные «чувствовали себя как дома».
 
 Маленькая сказка о большой экологической проблеме - фото 2 Маленькая сказка о большой экологической проблеме - фото 3
 
Более старая конструкция предусматривает туннель для животных, а машины проезжают над ними. Чтобы фауна оценила заботу о своей безопасности, на переходах егеря раскладывают для нее разные вкусности. В своей заботе о четвероногих проектировщики доходят до совершенства: иногда создается несколько типов переходов для разных видов животных, устанавливаются заграждения, отделяющие шоссе от лесов, а если переход на одном уровне с дорогой, ставятся инфракрасные датчики, улавливающие приближающегося зверя и заранее включающие предупреждающий сигнал для водителей.
А что у нас? С советского времени существуют скотопрогоны, построенные в тех местах, где коровы и прочие сельскохозяйственные животные могли безопасно перебираться через дорогу. Но дикие животные по неизвестным причинам скотопрогоны используют редко. Под МКАД организовано несколько тоннелей, чтобы дикие обитатели Лосиного Острова имели пути сообщения с другими зелеными участками столицы. Такие сооружения существуют на участках автодороги Адлер — Красная Поляна, которая проходит через Сочинский национальный парк, а также платной автодороги Москва — Санкт-Петербург (СПАД), которая проложена через глухие леса Московской и Новгородской областей, где водится много крупных животных (медведей, лосей). Планируется строительство таких переходов в Петербурге и Ленинградской области, в Смоленской области, на Ямале. В общем, по плану больше, чем по факту. Снова, по русской традиции, долго запрягаем. Статистики по погибшим на дорогах животных в нашей стране не ведется. Но есть косвенные доказательства, что таких случаев очень много. Более того: на данный момент еще нет научного обоснования строительства подобных объектов...
А между тем, мысль, которая так и не пришла в голову многим высокопоставленным лицам и ученым мужам, четко и ясно осознали ребята из творческой студии «Пластилиновая ворона». А чтобы эту мысль понял «не только дворник, но даже карапуз», сняли мультфильм «Дорога». Его автор — Нечаева Лена.
 
 Маленькая сказка о большой экологической проблеме - фото 4
 
Лена, видимо, мастер художественной лепки. Потому что мультфильм получился полностью пластилиновым. Итак, смотрим...
Перед нами удивительный лес. Каким-то ветром занесло туда яблоню и еще не опознанные плодово-ягодные деревья. Это с одной стороны. С другой — осенний клен (наверное) и темные ели. А посередине — дорога. Движение оживленное, в оба конца. А белочке, живущей на той стороне, где одни ели, очень нужно попасть в другую часть леса, где можно чем-нибудь поживиться. Несколько раз она пробует штурмовать дорогу. Но белка — не пешеход, гаишников рядом нет, так что ничего у нее не получается. На мучения белки долго и сочувственно смотрел розовый заяц. Ох, неспроста это...
В другой части леса все тихо и мирно. Спит в перевернутом бревне с дуплом заяц, уже другой, серый. Квакает в своем болотце лягушка. Но их спокойствие длится недолго. Уже знакомый нам розовый заяц врывается с криком: «Братцы, братцы, белка не может попасть в яблоневый сад!» «Она не смогла перейти дорогу? Значит, и никто не сможет» - мгновенно соображают второй заяц, покинувший свое укрытие, и невесть откуда взявшийся третий, с морковкой. «Давайте из бересты сделаем переход!» - не долго думая, решает «военный совет». И приступает к работе.
Ночью движение на шоссе вроде затихло. Зайцы разложили листы березовой коры в хорошо знакомом всем участникам дорожного движения порядке: «Точно, «зебра» называется!» А на рассвете, под пение птиц, установили с двух сторон дорожный знак «Дикие животные».
Утро настало. Мир проснулся, а с ним — дорожное движение. И наши дисциплинированные водители, увидев «зебру», белку и компанию зайцев, «отдали под козырек» и остановились. Вслед за ушастыми первопроходцами, сопровождавшими белку, на ту сторону перебрались пара ежей, крыса, олень и даже сова. Эксперимента ради.
 
 
 
 
 
 
Заключительный кадр показал нам саму Лену в компании ее пластилиновых друзей. Помогли ей создать такой яркий и поучительный мультфильм руководители студии: Игнатова Ольга Николаевна и Гобова Елена Сергеевна. Так маленькая девочка и двое неравнодушных взрослых людей могут своим незатейливым, но добрым, ярким и искренним мультиком привлечь внимание к большой экологической проблеме. А еще этот мультфильм учит дружбе и умению не проходить мимо чужих проблем. Но это же поняли все, а не только дворник, верно?
 
 
Павел Калашников

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить