Результаты социологического исследования, проведенного Ассоциацией родителей и детей с дислексией, стали сенсацией
«Ваш ребенок – лентяй!» Эту фразу от учителя слышал хотя бы один раз каждый родитель. И, как правило, после такого заявления «брал под контроль» образовательный процесс сына или дочери. Но, увы, не каждый взрослый задумывается над реальными причинами «отставания» своего ребенка от одноклассников в освоении чтения и письма. К сожалению, подавляющее большинство и родителей, и учителей считают, что все дело в нежелании ребенка учиться, лени и отсутствии дисциплины. Но так ли это на самом деле?
Согласно данным Всемирной организации здравоохранения, сегодня каждый пятый человек в мире сталкивается с теми или иными проблемами в восприятии информации. Каждый год в первые классы приходят дети, испытывающие сложности с обучением, в частности, с чтением и письмом.
Ассоциация родителей и детей с дислексией совместно с независимым исследовательским агентством MAGRAM Market Research - при поддержке Фонда региональных социальных программ «Наше будущее» и Министерства просвещения РФ - провели исследование уровня восприятия в обществе проблем и рисков речевого развития у детей, в котором приняли участие порядка 35 тысяч респондентов по всей России. Специалисты затронули в своем исследовании максимальный спектр вопросов, касающихся как проблем самих детей, страдающих дислексией, так и проблем восприятия этого явления внешним миром, подготовленности общества, путей решения и других актуальных моментов.
«Количество детей с дислексией в России и мире ежегодно растет, поэтому не обращать внимания на эту проблему нельзя. Нужно также понимать, что любая социальная проблема не может быть решена, пока она достаточно не изучена. Поэтому рассказывать о дислексии важно, чтобы общество понимало, что причины неуспеваемости или иных сложностей в процессе обучения ребенка могут быть связаны с его особенностями. Но это не помешает детям достичь успехов в будущем. Зачастую дислектики – очень одаренные и талантливые, но из-за общих стандартов системы образования они оказываются в числе отстающих. Главное здесь – не упустить момент и как можно раньше заметить особенности ребенка, найти подход и помочь ему адаптироваться и раскрыться», - констатирует директор Фонда региональных социальных программ «Наше будущее» Наталия Зверева.
Результаты проведенного опроса показали, что 61 процент опрошенных вообще не знает ничего об этой проблеме, а 22 процента слышали термины, но не могут объяснить их смысл. Почти две трети учителей считают, что в школе катастрофически не хватает специалистов для работы с детьми, у которых дислексия (дисграфия). Надо отдать должное самокритичности учителей, только половина работников школ считают себя подготовленными к работе с детьми, у которых нарушение письма и чтения. 95% аудитории Ассоциации и 93% профессиональной аудитории считает, что дети с дислексией в первую очередь сталкиваются со сложностями в усвоении учебного материала. Вторая основная трудность, с которой в школе сталкиваются дети с дислексией, - негативная реакция со стороны одноклассников.На третьем месте – негативная реакция со стороны учителей.
Участники исследования единогласно считают, что низкая осведомленность россиян о проблемах дислексии создает риски неоказания своевременной помощи детям и приводит к социальной дезадаптации и упущенным возможностям. В то же время, при создании для таких детей адекватных условий обучения - дополнительное временя для выполнения заданий, иную шкалу оценок и занятия со специалистами психолого-педагогического сопровождения – они способны освоить школьную программу наравне со сверстниками. Среди дислексов, как показывает практика, очень много талантливых людей и даже гениев. Создатель теории относительности Альберт Эйнштейн, писатели Ганс Христиан Андерсен и Агата Кристи, один из самых влиятельных политических деятелей XX века Уинстон Черчилль, оскароносный Энтони Хопкинс, автор «Герники» и «Голубя мира» Пабло Пикассо и даже всемирно признанный пионер эры информационных технологий Стив Джобс. Дислексия не помешала этим людям стать успешными и войти в историю. О том, как распознать особенности восприятия информации у человека на ранней стадии, как помочь ребенку преодолеть трудности и найти в итоге свое место в жизни, узнают участники Международной недели осведомленности о дислексии.
Международная неделя осведомленности о дислексии пройдет с 5 по 12 октября 2019 года в Государственном Эрмитаже. Торжественное открытие состоится 5 октября в 12.00 в Главном штабе Государственного Эрмитажа по адресу: г.Санкт-Петербург, Дворцовая площадь, д.6-8.
В торжественном открытии 5 октября 2019 г. примет участие директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский, доктор биологических наук, заслуженный деятель науки РФ, попечитель Ассоциации родителей и детей с дислексией Татьяна Черниговская, учредитель Ассоциации Мария Пиотровская, представители Министерства просвещения РФ, профессиональных союзов, общественных организаций.
В течение всех дней работы форума специалистамиСПбГУ и Клинико-диагностического центра МЕДСИ будет проводится бесплатное экспресс-тестирование участников Международной недели осведомленности о дислексии.
«Информирование о трудностях обучения и специалистах, оказывающих помощь при таких трудностях, – это одна из целей проведения мероприятия. На Неделе родители детей с дислексией получат информацию о центрах диагностики и коррекции, психологическую поддержку и общение с такими же родителями; специалисты – информацию о современных методиках диагностики и помощи, широкая общественность узнает о проблемах людей с дислексией и необходимости принятия комплексных мер для оказания им помощи и адаптации в социуме», - раскрывает детали программы основатель Ассоциации родителей и детей с дислексией Мария Пиотровская.
Подробная программа и регистрация для посетителей на мероприятия Международной недели осведомленности о дислексии - на сайте https://dyslexiarf.com/nedelya-disleksii-v-ermitazhe/ .