Думает, что сам виноват в происходящем. Уже усвоил крепко, что ябедничать – стыдно, и ещё не понимает, когда ситуация настолько опасна, что пора звать на помощь. Стыдится, что не может сам контролировать ситуацию. Считает, что сделать ничего нельзя, и не хочет расстраивать маму зря. Наконец, его могут шантажировать чем-то, по его мнению, таким ужасным, что родители от него отвернутся.
Детская травля, однако, такая вещь, которую не стоит игнорировать. В самом лучшем случае она "обойдётся” длительным стрессом и психологической травмой. Но, чувствуя себя безнаказанными и правыми (не может же быть неправ целый класс, правда?), дети расходятся всё больше и доходят порой до уголовных преступлений. Так что очень важно вовремя заметить опасную ситуацию .
Признаки, что надо насторожиться
Ребёнок замыкается, становится всё более мрачным, напряжённым, агрессивным. Нет смысла списывать на "переходный возраст”. Даже в переходном возрасте у длительного периода подавленного настроения или постоянного раздражения есть реальные причины. Необязательно, конечно, конфликт с другими детьми или учителем – может быть, это лично ты ребёнку пространства недодаёшь или у чада несчастная любовь. В любом случае, обрати внимание.
Ребёнок постоянно ищет причины, чтобы не ходить в школу. В норме дети видят берега и осторожно пользуются предлогами, чтобы прогулять занятия, а тут – на неделе два дня голова болит, два дня пятка, и ещё денёк признаки скорой смерти обнаруживаются. Когда не удаётся уклониться законно, ребёнок может начать прогуливать или серьёзно опаздывать к началу занятий.
Из школы почти постоянно чадо приходит само не своё, то бледное, то красное, то со случайным синяком. Куртки и школьная форма постоянно рвутся, вещи постоянно теряются с концами, ранец постоянно превращается в пыльный мешок… Заметила, сколько раз тут повторилось слово "постоянно”? Оно ключевое. Время от времени потерять кроссовок или упасть с лестницы носом вперёд может каждый. Нюанс именно в том, как часто это происходит.
На школьных вещах могут появляться странные, непристойные или оскорбительные надписи, в учебнике всегда аккуратного ребёнка уже в начале года пририсованы шариковой ручкой рожки и усы всем портретам, тетради то и дело портятся идиотскими размашистыми рисунками.
Резко снизилась школьная успеваемость. Даже по самым любимым предметам – двойки и тройки. Ребёнка не тянет делать домашние задания – не то слово. Ребёнка вообще мало на что тянет. Закроется в комнате или в уголок забьётся и молчит или в планшет таращится. Заставишь сидеть над тетрадями – точно так же будет таращиться на чистый лист. О чём думает – неясно.
У младших школьников может пропадать аппетит, появиться энурез. Подростки могут стать неряшливыми до крайности. Если подросток "пишущий”, у него можно обнаружить повторяющийся сюжет (в рассказах, комиксах) о том, что главного героя травят. Известен случай, когда девочка выписала этот сюжет в сочинении на вольную тему… Но этого крика о помощи никто не заметил.
Как вывести ребёнка на разговор по душам?
Обронить фразу в духе: "Что такое, ты будто вообще в школу не хочешь ходить! Может, ты в другую перейти хочешь?” Через некоторое время ребёнок подошёл с вопросом, а можно ли и в самом деле взять и сменить школу? Бинго. В этой школе ребёнка обижают. Вероятно, лучше и правда перевести в другую, а ещё – сходить в поликлинику к детскому психологу. Пусть поговорят без мамы. Для начала.
Посмотреть вместе кино, где ребёнку приходится противостоять травле. "Чучело” слишком в лоб и депрессивно. "Шестое чувство” – отлично прокатит под видом ужастика (не забыть пробормотать в ключевых моментах: "Вот ведь сволочи малолетние”). "Телекинез” – аналог для подростков. "Кибертеррор” с Мэйси Уильямс заставит ребёнка задуматься, если чадо стало жертвой шантажа. "Дрянные девчонки” – комедия, в которой тоже рассматривается вопрос травли, "Добрый сынок” и "Дитя тьмы” – триллеры о том, как дети-монстры избегают наказания и том, что в конечно итоге родители узнают правду и встают на сторону обижаемых. Отлично подойдёт и фильм "Говори”, а вот "Класс” и "Финал” отложи в сторону – очень тяжелы на свежие раны.
Завлечь ребёнка делать что-то вместе – хоть пельмени лепить, хоть украшения из бумаги к Новому Году клеить. Заведи разговор – не выспрашивай, а рассказывай что-нибудь. О любимых книгах. О том, как с папой на рыбалку ходила и что из этого вышло. Страшную историю, как за тобой злая собака или пьяный гнались по улице. И, между прочим, вспомни историю, как одну твою подругу по лагерю травили в школе. Или школьную подругу шантажировали неприличными фотографиями, которые она сглупу сделала или её заставили сделать насильно. Или ты сама, не понимая, что делаешь, ввязалась в травлю или даже начала её…
Говори с однозначным осуждением к тем, кто травит (даже если это была глупенькая юная ты) и столь же однозначным сочувствием к тому, кого травили. Не делай взглядов, полных намёков, не задавай наводящих вопросов. Просто перейди затем на другую тему, более лёгкую. Дай переварить. С очень большой вероятностью ребёнок сам потом подойдёт или чтобы ещё раз спросить об истории с травлей/шантажом, или уже рассказать свою историю.
Автор: Лилит Мазикина