По данным ЮНЕСКО, в России треть подростков издеваются, травят своих сверстников, а 27% школьников становятся жертвами психологической травли. Психотерапевт Адриана ИМЖ в разговоре с «НИ» объяснила, как родители должны помочь ребенку, если над ним начали издеваться, и что следует делать школьным учителям, чтобы не допустить насилия среди учеников.
– Почему для подростковых групп характерна травля, откуда эта жестокость?
– Это происходит потому, что в целом у нас мало кто объясняет детям, как им друг с другом общаться, особенно – вырастая. Что можно, что нельзя, какие есть границы, как проявить симпатию, а как безопасно выразить злость, обиду, досаду. И многие взрослые тоже этого не умеют, если честно. Поэтому дети общаются интуитивно – понимание последствий у них может быть не очень хорошим, а мир часто бывает черно-белым: «мы или они», «или ты его, или он тебя», «ты за нас или за них», «лузеры и крутые» и так далее. Если посмотреть развитие событий в Интернете, то очень заметно, как легко ударить и оскорбить человека, если тебе кажется, что он хуже тебя, и тебе не особенно что-то за это будет.
– Что нужно сделать, чтобы минимизировать риск у детей оказаться жертвой травли, или буллинга?
– Очень нужна поддержка ресурсов. Ребенку нужно понимать, что проверяют всех. Смотрят, как человек реагирует на смех и издевки. Объяснить, что если ему говорят гадость или высмеивают, то не потому, что он сделал что-то не так или показал уязвимость, а потому, что через это проходят все в подростковом коллективе.
Пройдите с ребенком дома основные ситуации травли, когда он делает что-то смешное или глупое, когда задевают фамилию, национальность, рост, вес – попробуйте поискать варианты ответов и выхода из ситуации. Обычно больше травят тех, за кого некому заступиться и кто сам не может постоять за себя, т.е. детей матерей-одиночек или пьющих родителей, бедных, слабых здоровьем.
И здесь самое главное – даже если вы беспомощны, стоять на стороне ребенка и поддерживать его. Сейчас идут хорошие кампании против буллинга за границей, можно показать ребенку ролики на YouTube, как о своем опыте рассказывают звезды, подростки-трансгендеры и просто взрослые и дети, чтобы он знал, что он не один.
– Как в этом отношении должны помочь учителя в школе? Должны ли они рассказывать школьникам о фактах насилия, тем более, если они произошли непосредственно в их учебном заведении?
– Как правило, учителя довольно специфично реагируют на травлю – они просто обвиняют либо жертву либо насильника, говорят «хорошие и правильные слова», вроде «не обращай внимания» или «не веди себя так, это плохо!». И это не работает, потому что в подростковом возрасте авторитет учителя как старшего, а не как человека (этот нужно заслужить и не у всех получается) уже не действует. Наоборот.
Здесь нужны другие вещи – например, истории о том, что происходит с обществом, если у сильного нет морали, чем вредно насилие самому насильнику. Например, его не видят как личность, а видят лишь как источник опасности, и те, кто заискивают перед ним, на самом деле не любят его. А жертве нужно много сочувствия, принятия, помощь социального работника или психолога по социальному научению – отстаиванию себя в коллективе.
Анастасия Иванова