Язык - проклятье будочника

Язык - проклятье будочника - фото 1В сказках морально оступившихся персонажей частенько превращали в разных животных, приятных и не очень, а один литклассик даже квинтэссировал даже этот процесс, превратив героя поутру вообще в многоножку – как бы без повода. Подразумевалось, что они встанут на путь исправления и катарсиса, что в итоге и получалось. Ведь, как гласит народная мудрость, в каждом человеке есть что-то хорошее – надо лишь его тщательно обыскать…

К чему это мы? Ах да, забыли две цитаты.

Первая – из Салтыкова-Щедрина:

«Представьте себе, что перед вами неожиданно высовывает язык будочник; представьте себе, что это язык старый, желтый, распухший, покрытый слизью; представьте себе, что будочник злой и остервенелый, что он озлился именно вследствие того, что не имеет возможности отойти от своей будки, и высовывает язык всему, что ходит на свободе, что не приковано к будке... Не знаю, как в ком, а во мне подобное явление пробуждает только чувство сожаления. Одаренный от природы достаточным воображением, я в состоянии представить себе довольно живо ту досаду, которая должна накипать в будочнике при мысли о том, что вот народ божий и идет, и едет, куда кому надобно, и руками болтает, и вообще держит себя более или менее непринужденно, и один он, злосчастный будочник, не имеет права ни гулять, ни руками болтать, а должен стоять смирно и держать в руках алебарду. Я воображаю и понимаю все это, и за всем тем все-таки отворачиваюсь — так противен для меня желтый, распухший, покрытый слизью будочнический язык!»

http://rvb.ru/saltykov-shchedrin/01text/vol_05/01text/0122.htm

Вторая – из Михаила Хазина:

«В бытность проведения на телевидении передачи «Суд времени» я на одной из них был. И в перерыве меня взял под руку Сванидзе и повел в коридор, гулять. И задал один-единственный вопрос: «А что, действительно в экономике США все плохо»? Ну, я как мог, попытался ответить, но в конце получил замечательный вывод от Сванидзе (который, безусловно, «компрадор без страха и упрека»): «Ну, они все равно выкрутятся, не нужно с ними ругаться»!

Кстати, в процессе этой беседы, с другой от меня стороны довольно быстро прошел Виктор Владимирович Геращенко, который довольно больно ткнул меня локтем под ребро (сразу видно, что он в молодости играл в баскетбол!) и довольно громко, чтобы Сванидзе хорошо услышал, сказал: «Что ты с ним разговариваешь, он Родину продал!». Сванидзе аж передернуло...»

http://ekogradmoscow.ru/novosti/peredovitsa/dengi-nashli-geroya-ili-o-prodazhe-rodiny

Теперь, собственно, коротко о том, что мы хотим сказать. Сегодня юбилей Сергея Есенина, и нас решили угостить радиоверсией «Исторических хроник» с Николаем Сванидзе, посвященных великому русскому поэту. Понятно, что г-ну Сванидзе по, во-первых, понятным, во-вторых, вышеизложенным причинам г-н Есенин не близок. О вкусах не спорят, да и вообще каждому своё. Также понятно, что прочесть множество книжек о Есенине, в том числе авторства Мариенгофа и Кручёныха, можно, и даже надёргать из них фактов, да и присовокупить хронику скандалов того времени. Можно вспомнить интересные взаимоотношения двух поэтов – Есенина и Клюева – и развить целую теорию на эту тему. Можно, конечно, хохмить и издеваться, но вот высовывать тот самый язык – здесь желательно предварительно посмотреть в зеркало. А то конфуз будет, дамы не поймут-с…

Зависть старого интригана вряд ли затронет гения, навечно оставшимся молодым. «Гуляка праздный» Моцарт и дебошир Есенин останутся в веках в отличие от всех своих завистников. Но будочники хотят примазаться, поэтому и высовывают свой гнилой язык – в расчёте на то, что хоть кто-нибудь их запомнит в связке с гением. На практике, правда, выходит с точностью до наоборот – запоминают, но с другими ассоциациями. Но в эту скользкую тему мы углубляться не хотим.

А г-ну Сванидзе хотелось бы адресовать поучительное предсмертное наставление Петрония Нерону (в версии Генрика Сенкевича): «Рим, слушая тебя, затыкает уши, мир над тобою смеется, и краснеть за тебя я больше не хочу, не могу. Вой Цербера, милый мой, хоть и будет смахивать на твое пенье, меньше расстроит меня, потому что я никогда не был его другом и не обязан стыдиться за его голос. Будь здоров, но не пой, убивай, но не пиши стихов, отравляй, но не пляши, поджигай, но не играй на кифаре — такие пожелания и такой последний дружеский совет шлет тебе Арбитр Изящества».

Игорь БЕЛЫЙ, Владимир ХЛУДОВ.

P.S. Уважаемый Николай Карлович! Повторим слова Мастера, сказанные Ивану Бездомному: "…не пишите"… а если нет возможности, то не пишите про Сергея Есенина. Хочется избежать хитросплетенных оборотов вроде того, что старому больному человеку сложно понять буйство и красоту поиска молодых, пусть даже давно ушедших. Пишите про Сталина, про Берию, про Троцкого, наконец, но простая человеческая просьба – не трогайте Сергея Есенина. Его уже казнили – клеветы вылилось предостаточно и от друзей, и от врагов, и от упёртых классификаторов, недоумевающих, по какому разряду его прописать – ведь «двух станов не боец, но только гость случайный», впрочем, это Вам очень хорошо известно. И дело не в обсуждении и не в полемике по тем фактам, которые Вы изложили. Дело в шулерстве карточного толка – когда вытягиваются запасные тузы из рукавов. Конечно, начиная разговор лучше говорить все или ничего. Можно не знать всего, можно искренне заблуждаться, можно даже слегка ретушировать факты, Бог тому судья, но если сознательно манипулировать фактами на уровне бульварного шоу – то лучше, и это будет более оправданно, выбрать другое имя, другой персонаж.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить