Двенадцатого марта в столичном парке «Кузьминки-Люблино» под руководством орнитологов пройдет фотоохота на ворон. Принять участие смогут абсолютно все желающие. Это поможет москвичам не только изучить поведение птиц, но и лучше понять, что заставляет пернатых соседей массово покидать столичные районы и перебираться за МКАД в поисках лучшей доли.
Орнитологи отмечают, что в последние годы популяция городских ворон сокращается в геометрической прогрессии. Стоит ли расстраиваться по этому поводу? Навязчивое карканье под окнами сменится тишиной, никто будет рвать и растаскивать содержимое пакетов с пищевыми отходами. Однако, вороны гораздо сообразительнее чем кажутся, и городская жизнь без них рискует окраситься в цвет туловища этих пернатых – унылый монотонно-серый.
Вороний язык общения имеет множество эмоциональных оттенков и интонаций. С молодняком старшие особи общаются одни звуками, со своей парой – совершенно другими. Есть у городских ворон и звукосочетания для скандалов, а также передачи сигналов тревоги и организации общего сбора. Если в условиях мегаполиса «перекричать» шум автотрассы, толпы и стройки для передачи информации сородичам не представляется возможным, вороны начинают каркать в унисон.
Кстати, звуков они давно не боятся. Равно как и людей, а также их домашних и одичалых питомцев. Более того, вороны научились внимательно наблюдать за поведением различных социальных групп. Они прекрасно отличают толпу пьяных футбольных фанатов от мамочек, прогуливающихся с колясками, и знают, что к первым приближаться опасно. А вот «покрутиться» под ногами у вторых будет не лишним – из рук малыша может выпасть печенье.
С увеличением особей в стае хитрая тактика ворон, нацеленная на добычу пропитания, может сменяться на прямую агрессию. Группа из 30-40 птиц может коллективно напасть на кошку или некрупную собаку. В мастерстве добычи еды в городских условиях воронам просто нет равных. Они легко распаковывают полиэтиленовые и картонные упаковки, используют пластиковые и металлические предметы, чтобы извлечь желанную картофелину из бумажного пакета от фаст-фуда, и даже затачивают и гнут палочки, если лапой и клювом добраться до лакомства не получается.
Несмотря на то что вороны практически всеядны, они предпочитают размочить найденную корку в луже, нежели стачивать клюв о затвердевший хлеб. Пернатые отлично запоминают места, где можно поживиться, возвращаясь туда снова и снова, но при этом охотно пробуют новые продукты.
В чем же причина массовой миграции так хорошо адаптировавшихся в городских условиях птиц? Чем вызван их поспешный «переезд» за МКАД?
- Скорее всего, не хватает кормовой базы. В городе убирают лучше, к помойкам уже не проберешься. Нет естественных буреломов и пустырей, где вызревают семена, которыми они питаются, - поясняет руководитель проекта «Орнитарий» в парке «Сокольники» Вадим Мишин.
Аналогичное мнение разделяют и представители столичного департамента природопользования и охраны окружающей среды.
- Если говорить о природных территориях Москвы - заповедники, заказники, парки, - то численность воробьев и других птиц там не уменьшилась. Речь идет о городских улицах, которые стали заметно чище: сократилось число помоек, площадки для мусора теперь огорожены, -
поясняют специалисты. - Изменился и морфологический состав отходов. Количество пищевых отходов уменьшилось, тогда как увеличился объем разной упаковки.
Пожалуй, перебраться подальше от «голодного» центра – вполне взвешенное для умных птиц решение. Москвичи всегда смогут понаблюдать за теми, кто остался, в заповедниках и парках, а тех, кто мигрировал – ждут новые возможности и богатые кормом территории.
Наталья Тростьянская , Ольга Вихрова
http://vm.ru/news/469734.html?utm_campaign=transit&utm_source=mirtesen&utm_medium=news&from=mirtesen