Журнал «ЭкоГрад» побывал на пресс-туре в Волгограде в рамках национального проекта «Экология». Мы посетили удивительное место – Ахтубинскую пойму – и были многим реально поражены.
Реабилитация Волги: гидросооружения упёрлись в сухостой.
Проблемы обмеления и причины, приводящие к этому и другим природным катаклизмам, связынным с нарушением экологического баланса комментируют специалисты и экологи на наших страницах.
Любовь Аликина: «…Когда придет великая Сушь…»
«...В слишком грязной "обуви" прошелся человек по святой земле и воде Байкала, слишком много наследил сбросами и выбросами. Обездолил саму среду жизни, родовые земли людей. Байкал на грани терпения, он не будет дальше выносить издевательства над собою. Пора нам научиться "снимать обувь", входя в священные его пределы." - Семен Климович Устинов, хранитель природы, эколог...
Многие лета, человек, не задумываясь о последствиях брал у матушки природы, при этом практически ничего не отдавая взамен, обездолил саму среду жизни, родовые земли людей. Технический прогресс семимильными шагами идет и идет вперед, его уже не остановить, при этом человек, в погоне за прибылью, ничтожными благами, совсем не заметил того, что он вторгся и изменил природные процессы, которые ведут человечество к катастрофе. Своими руками, губим среду своего обитания, губим то, без чего человек прожить не сможет это вода, дерево, чистый воздух...
В природе все взаимосвязано, каждой птахе, твари, человеку отведено свое место, в этой сложной цепи жизнь и ни один из видов не должен умирать, иначе погибнут все. Нарушен баланс растительного и животного биоразнообразия как следствие деятельности человека. Пришла пора объявить всему человечеству, что пришло время принимать Закон, под страхом засухи, и, назначать хранительницу Водяного Перемирия, как это предсказал нам английский писатель Р.Киплинг в сказке-повести «Маугли», «...когда придет великая Сушь...», «...зной высосет всю влагу из почвы...», «...Солнце убьёт ...», «...так что наконец русло реки ... превратилось в единственный поток; это был ручеёк воды в мёртвых берегах...».
Нельзя так жить, сначала уничтожать, а потом, спохватившись, затрачивая огромные средства материальные, моральные, технические и человеческие, пытаться исправить порой то, что уже безвозвратно утеряно...«умер последний самец северного белого носорога».
Исчезают водные артерии, великие реки, испокон веков служившие людям, как транспортные артерии и дающие живительную влагу, мелеют, меняют очертания своих берегов, поймы рек высыхают и теряют свое предназначения, порой как золотой га уходя под застройку.
Своей алчности люди нашли объяснения – маловодье. Все чаще из уст ученых, чиновников, да и общественников, слышим, что период маловодья затянулся, в следствии чего обмелела Великая русская река Волга, прекрасная сибирская река Лена и многие другие водные артерии, ручейки и речушки, ключики. Человек, в следствии маловодья, стал разрушать маточное дно рек, меняя его абрис, уничтожая планктон и иную речную растительность и живность, уничтожая среду их обитания, что ведет к умираю рек их истоков и поймы, вот и сейчас озаботились...
Игорь Панарин и Владимир Хлудов. Журнал «ЭкоГрад» побывал на пресс-туре в Волгограде в рамках национального проекта «Экология». Вот о чем они пишут «...Мы посетили удивительное место – Ахтубинскую пойму – и были многим реально поражены. ... ЦИТАТА Роман ЧАЛОВ, профессор МГУ
«Действительно, судоходные условия на реках в целом ухудшились, т.к. без эксплуатационного дноуглубления и ремонтно-восстановительных работ на особенно сложных участках в маловодные периоды некоторые перекаты стали практически непроходимыми для современных судов. Вследствие этого были сокращены сроки навигации, снизились, иногда существенно, гарантированные габариты судовых ходов или были повышены отметки проектных уровней.»
«...Для начала две цитаты. Первая – русский ученый Лев Мечников в книге «Цивилизация и великие исторические реки» (1924 г.) писал: «Река, которая составляет непреодолимое препятствие для некультурного народа, становится средством сообщения у народа культурного», «основной причиной зарождения и развития цивилизации являются реки». И одновременно он указывал на «разрушительную мощь» рек. Второе, перекликающееся с последним, – высказывание Михаила Ломоносова: «обитатели по берегам рек тому свидетели, коли великие перемены в берегах и стрежах их течение воды, наипаче вешнее, причиняет», «Все во всём свете рудокопы не перероют столько земли , не перевернут столько камней во сто лет, сколько одной весной разрушат о них льды и быстрина беспримерных вод российских»...
«...Вот эти два аспекта – созидательный и разрушительный – являются основной причиной необходимости учета русловых процессов, закономерностей переформирований русел при всех видах освоения водных ресурсов, строительства на берегах рек, прокладки коммуникаций через реки, использовании рек в качестве водных путей. Составной частью этих процессов является перемещение и неоднократное переотложение огромного количества наносов и вместе с ними загрязняющих веществ, ими адсорбируемых, вызывая вторичное загрязнение водных объектов.»
Вот пример огромных затрат, как следствие потребительского отношения к водным артериям природы.
«...Несколько лет подряд у жителей близлежащих деревень и поселков вода в колодце была редким гостем. Но теперь на помощь пришли федеральные программы и средства. Всего на процедуры по оздоровлению Волги выделено 220 млрд рублей, из них 25 млрд – на пойму, рассказом о которой поделилась с журналистами сотрудник Комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области Елена Масленникова: «Волга-Ахтубинская пойма – это не совсем Волга, а самостоятельный уникальный природный объект. Если посмотреть на спутниковую карту, то среди степей будет зеленый оазис. Каждый год весной он заполняется водой. После строительства каскада гидроэлектростанции этот процесс стал зарегулирован. Привело это к тому, что режим заполнения поймы несколько изменился. Плюс маловодные периоды. И уникальные объекты стали деградировать, озера – пересыхать. Если бы не было поймы, то летом было бы нам совсем плохо. Плюс – это территория, где обитают редкие животные, птицы, растения».
«...Действительно, судоходные условия на реках в целом ухудшились, т.к. без эксплуатационного дноуглубления и ремонтно-восстановительных работ на особенно сложных участках в маловодные периоды некоторые перекаты стали практически непроходимыми для современных судов. Вследствие этого были сокращены сроки навигации, снизились, иногда существенно, гарантированные габариты судовых ходов или были повышены отметки проектных уровней. Тем не менее на многих реках или участках рек (Северная Двина, Обь, Лена, Вычегда), на которых в свое время были выполнены крупные дноуглубительные работы (разработаны капитальные прорези, местами возведены поддерживающие их направляющие дамбы), релаксация русел не привела к серьезным негативным для судоходства последствиям...»
- изменилась и в 2019 году река Лена, обмелела на 5 метров...
Нельзя забывать и разрушительной мощи рек. Период многоводья, говорят все, наступает, подтверждением тому наводнение 2019 года в Иркутской области Тулуне, Нижнеудинске, Байкальске и иных территориях, Приморском крае. Михаила Ломоносов: «обитатели по берегам рек тому свидетели, коли великие перемены в берегах и стрежах их течение воды, наипаче вешнее, причиняет». Вода учит людей и напоминает, что необходимо соблюдать баланс и о том, что в природные процессы вмешиваться нельзя, себе дороже станет, смоет всех с лица Земли или высушит всю Землю.
Без воды человек погибнет. Большая проблема нехватки воды уже велика. Создавая гидросооружения на реках, изменяя естественные русла рек, мы их теряем.
Вырубая леса, человек погибнет.
Отравляя воздух, человек погибнет и никакие Указы, и нацпроекты нас не спасут.
Не верю я в то, что за деньги можно купить чистую воду, воздух, леса, сохранить реки и никакие выделенные средства, огромные бюджетные средства не помогут. Нет уверенности в том, что все деньги будут направлены именно на сохранение экологии, а не будут по откатам «раскатаны» на всех уровнях власти, пойдут на реализацию проекта «Экология», не верю. Не верю и тому, что увидела из материалов журналистов, спасибо им за освещение столь важной проблемы, из пресс-тура журнала «Экоград», что вот эти посаженные деревья и тяжелая техника спасут Волго-Ахтубинскую пойму, не верю, но... благодаря журналистам и активности общественности изменить ситуацию можно, взяв под контроль все проводимые работы, когда по завершению каждого этапа перед обществом будут отчитываться и показывать что сделано и за какие средства, необходим отчет, может тогда и возможно что-то спасти.
Пока же летом 2019 года наводнение в Иркутской области, по неуточненной пофамильно информации унесло жизни 25 человек и 8 человек пропали без вести, тысячи людей в сибирскую зиму были вынуждены искать новое жилье или остались брошенными властями зимовать в сырых, разрушенных домах на затопленных территориях, забытыми всеми и вся, хотя федеральный уровень ЧС и был введен, денег, миллиарды, было выделено на ликвидацию последствий и помощь людям, но... глаз народа говорит, что многим и по сей день не помогли...
Завершить свой поток сознания хочу отрывком из всеми любимой нами сказки-повести «Маугли» Р.Киплинга, как урок на будущее, что нельзя вторгаться в чертоги матушки природы, нарушать священные ее пределы.
«Маугли - Как страх пришел в джунгли»
«...Этой весной дерево махуа, плоды которого очень любил Балу, так и не зацвело. Сливочного цвета восковые лепестки были сожжены зноем, прежде чем успели развернуться, и лишь несколько дурно пахнущих бутонов упало на землю, когда медведь стал на задние лапы и потряс дерево. Потом шаг за шагом безмерный зной пробрался в самое сердце джунглей, и они пожелтели, побурели и наконец почернели. Зелёная поросль по склонам оврагов выгорела, помертвела и свернулась кусками чёрной проволоки; потаённые озёра высохли до дна, покрылись коркой, и даже самые лёгкие следы по их берегам сохранялись долго, словно вылитые из чугуна; сочные стебли плюща обвивавшие деревья, упали к их подножию и увяли; бамбук засох и тревожно шелестел на знойном ветру; мох сошёл со скал в глубине джунглей, и они стали такими же голыми и горячими, как синие валуны в русле потока.
Птицы и обезьяны ушли на север в самом начале года, понимая, что им грозит беда, а олени и дикие свиньи забирались далеко в сохнущие на корню поля вокруг деревень и нередко умирали на глазах у людей, которые слишком ослабели, чтобы убивать их. Коршун Чиль остался в джунглях и разжирел, потому что падали было очень много. Каждый вечер он твердил зверям, у которых уже не хватало сил уйти на новые места, что солнце убило джунгли на три дня полёта во все стороны...»
«...Когда придет великая Сушь...» не уподобляйтесь ... коршуну Чиль, который остался в джунглях и разжирел, потому что падали было очень много».
Проблемы Волги комментирует эколог, к.б.н. Виталий Рябцев
Статья посвящена важной проблеме – сохранению и «экологической реабилитации» исключительно ценой природной территории – Волго-Ахтубинской поймы.
Для ее решения из федерального бюджета выделяется огромная сумма - 25 миллиардов рублей. Вот только большой вопрос: действительно ли проводимые работы спасут дикую природу уникальной поймы? Как можно понять, львиная доля финансирования предназначена на строительство множество водопропускных сооружений. Но если энергетики не «стравят» эту воду с Волги, то и пропускать будет нечего. На примере ангарских ГЭС я убедился, что их режим работы не только не согласовывается с задачами поддержания экосистем, их биоразнообразия, но просто крайне недружелюбен для всего живого. При этом энергетики упорно отказываются признавать причиняемый ими экологический ущерб. Пару лет назад в Иркутске была предпринята попытка истребовать с Иркутскэнерго сравнительно небольшую суму (немногим более 100 тыс. руб.) за гибель птиц на островах, вызванную резким скачком уровня Ангары. Кратковременный сброс с Иркутской ГЭС произошел в пик сезона гнездования. Вместо оплаты незначительной для себя суммы Иркутскэнерго привлекло целую бригаду юристов, чтобы оспорить ущерб, определенный на основе наблюдений орнитологов. Утверждения нанятых юристов, бредовые с точки зрения любого биолога, суд предпочел заключению специалистов.
Высока вероятность повторения чего-то подобного и на Волго-Ахтубинской пойме. Вполне вероятно, что энергетики будут спускать в нее воду лишь в годы избытка этого «ресурса», совершенно не считаясь с необходимостью поддержания экологического баланса.
Кроме того, тревогу вызывает и утверждение о том, что проводимые масштабные работы явятся
«мощным импульсом для развития агропромышленного комплекса». Позвольте, но ведь из 2 миллионов га (площадь Волго-Ахтубинской поймы) уже сейчас поля занимают 700 тыс. га. Расширение этого «клина» еще более сократит территории дикой природы. Можно также предположить, что вода, спущенная в пойму, будет щедрой водой изливаться на сельхозугодья, оставляя на «голодном пайке» и рыб и птиц. И вся эта дорогостоящая «экологическая реабилитация» в конечном счете приведет к еще большему сокращению рыбных запасов, численности птиц и зверей.
Виталий Рябцев, к.б.н. Иркутск
Член Общественного Совета МПР Сергей Грибалев резко отозвался о попытках регионов смешивать элементы Национального проекта «Экология» в Субъектах Федерации с интересами хозяйствующих субъектов в регионе.
Сергей Грибалев: задачи национального проекта «Экология» не стоит замешивать с экономическими интересами энергетиков
Обзор темы подготовила
Татьяна Колесникова